Доклад на семинаре
опыты и эксперименты

Абрамова Евгения Александровна

подготовка к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminar.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №5»

Выступление

«Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ. Формы. Методы. Технологии».

                                                Абрамова Евгения Александровна

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории.

2018, Нефтеюганск.

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а его умением адаптироваться в обществе. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к ГИА и ЕГЭ, основной задачей которых является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования. ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, и мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. После нескольких лет кропотливой работы я пришла к выводу: несмотря на огромное количество пособий и методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.

Самое интересное и одновременно сложное задание 4 (орфоэпические нормы). В русском языке нет определенных норм постановки ударения в словах, как, например, в немецком или английском языках, и ударение в словах зачастую приходится запоминать, а для запоминания лучше использовать рифмовки, короткие стишки, которые помогут детям расставлять ударения в словах. Например,

алфави́т
Заучив весь алфав
ит, 
Он имел усталый в
ид.

апостро́ф
1. Зря он писал так много стр
оф, 
Не там поставил апостр
оф. 
2. Ох, сколько ж это катастр
оф — 
Не там поставлен апостр
оф.

При выполнении задания 8 я часто говорю учащимся, что это задание на логику. Вот и включайте ее, используя метод исключения. Внимательно прочитайте слова и определите вид орфограмм. Исключайте словарные слова и слова с чередованием корней и останется правильный вариант.

          Самыми трудными являются задания на расстановку знаков препинания, особенно в сложных предложениях с разными видами подчинительной связи (16-19).

При подготовке  заданий я использовала методику, которую назвала «Я есть». Ее суть заключается в следующим, у учащихся на партах лежат таблички, на которых написаны условия постановки знаков препинания в предложении. Например, знаки препинания при однородных членах предложениях, знаки препинания с ССП, знаки препинания в СПП и т.д. Затем учитель читает предложение, учащиеся могут его записать или воспринимать его на слух. Потом поднимаются те учащиеся, у которых лежат те таблички, с помощью которых можно объяснить знаки препинания и по очереди объясняют. Особенно важно обратить внимание на те предложения, в которых есть стык союзов и дать четко представление, когда ставиться запятая перед союзом и после него.

На уроках русского языка использовала анализ определенного высказывания с заданиями, которые встречаются на ЕГЭ и задания на повторение курса основной школы, которые также косвенно могут помочь при решении заданий ЕГЭ. На слайде вы эти задания можете увидеть.  Такой анализ можно использовать не только в 10-11 классах, но и начиная с 5 класса. Задания подбирать по тем темам, которые пройдены.

Определение средств выразительности также является важным заданием, за которое учащиеся получают 4 балла. На помощь приходят уроки литературы. На уроках литературы использую анализ стихотворений или прозы, где встречаются все возможные средства выразительности. Такую работу лучше начинать с 5 класса. И с каждым годом знакомить учащихся с новыми средствами выразительности, у учащихся не будет проблем с этим заданием. А еще учащимся по отрывку предлагается написать рецензию, которая также помогает не только искать средства выразительности, но и формулировать собственный взгляд на произведение.

Еще использую такой метод «Я не поэт, а только учусь». Учащимся даются несколько существительных на определенную тематику и ими совместно придумываются метафоры, эпитеты, олицетворения и сравнения.  А начиная с класса 7. Учащиеся самостоятельно придумывают предложения с теми средствами выразительности, которые перечислил учитель.

При написании сочинения я использую методику «Единое целое». Ее суть - Каждый учащийся становится частью сочинения (1-вступление, 2- формулировка проблемы,3-позиция автора, 4-собственная позиция и аргументация,5-вывод). После прочтения текста учитель распределяет «роли» учащихся. Учащиеся самостоятельно пишут свою часть сочинения, затем читают вслух. Каждый анализирует, делает корректировку, даёт советы. Потом совместно дорабатывают текст. Каждый учащийся «пробует» каждую роль, видит свои сильные и слабые стороны при написании сочинения. Также написание сочинения используется как домашнее задание.  

Такая работа позволяет учащимся определить свои сильные и слабые части сочинения. Методика помогает учащимся анализировать текст, находить ошибки и разные способы выражения своих мыслей.

Также при подготовке учащихся к ЕГЭ использую все возможные схемы, таблицы, но при этом позволяю учащимся самим проявить креативность. Ведь у каждого ребенка свой вид памяти: зрительная, слуховая и ассоциативная.  И, исходя из особенностей учеников,  схемы и таблицы делали сами ученики, но исходную схему создавали вместе.

У каждого учителя есть свои методики, которые разрабатывает он, опираясь на особенности своих учеников. Неважно, какую методику использовать, важно другое. Методика должна помочь ребенку набрать высокий балл на ЕГЭ. Только тогда ее можно считать результативной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на семинар "Одарённые дети"

В этом выступлении освещены основные теоретические аспекты вопроса одарённости. Даны практические советы по выявлению одарённого ребёнка....

доклад на семинаре

« Воспитание гражданина, патриота, наследника трудовой и боевой славы»...

«Организация работы с одарёнными детьми» (доклад на семинаре РМО учителей математики)

Приметой последнего времени стало повышение внимания к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка. В связи с этим активизировался интерес и к проблеме детской одарённости, к...

доклад к семинару завучей по теме "Школа нового поколения: опыт образовательной эффективности"

В докладе отражены основные направления инновационной работы в гимназии №3 города Дербента. Сделан акцент на введении ФГОС в основной школе, инновацинных формах внеурочной деятельности в гимназии....

Формирование духовно-нравственных качеств личности посредством классической музыки.Доклад к семинару "Покровские чтения"

Ежегодно в Праздник Покрова 14 октября на базе нашей Бессоновской школы проходит межрайонный семинар по духовно-нравственному воспитанию "Покровские чтения".Организатором является учитель православной...

Доклад на семинаре учителей физической культуры : "Методика преподавания акробатических упражнений на первой ступени образования"

Многие учителя физической культуры не любят гимнастику. Во-первых, за сравнительно низкую плотность занятий. Во-вторых, за повышенную в сравнении с уроками по другим разделам учебной программы травмоо...

Доклад на семинаре учителей физической культуры : "Методика преподавания акробатических упражнений на первой ступени образования"

Многие учителя физической культуры не любят гимнастику. Во-первых, за сравнительно низкую плотность занятий. Во-вторых, за повышенную в сравнении с уроками по другим разделам учебной программы травмоо...