ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС: СОДЕРЖАНИЕ, МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
статья
Мы с вами все находимся в начале большого, непростого, но очень важного пути – пути по воссозданию единого образовательного пространства в Российской Федерации. 31 мая 2021 года были утверждены Федеральные государственные стандарты начального общего и основного общего образования. Эти стандарты имеют по отношению к прежним ряд особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФГОС-21 | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обновленные ФГОС: содержание, механизмы реализации»
Мы с вами все находимся в начале большого, непростого, но очень важного пути – пути по воссозданию единого образовательного пространства в Российской Федерации. 31 мая 2021 года были утверждены Федеральные государственные стандарты начального общего и основного общего образования. Эти стандарты имеют по отношению к прежним ряд особенностей.
Главное - это то, что в стандартах появилось содержание образования.
Можно много говорить о вариативности образовательного процесса, но в первую очередь нельзя забывать о равном доступе всех детей к качественному образованию.
Появляется возможность углубленного изучения отдельных предметов, начиная с уровня начального общего образования. На уровне основного общего образования по пяти предметам – это математика, информатика, физика, химия и биология – результаты определены на базовом и углубленном уровнях. Кроме того, в стандарте нашли свое отражение вопросы финансовой грамотности, вопросы навыков XXI века.
Стандарты предусматривают возможность гибкого изменения срока освоения основной образовательной программы в связи с индивидуальным учебным планом или ОВЗ у ребенка.
Сделан и следующий шаг – Институт стратегии развития образования РАО (Российской академии образования) разработал примерные рабочие программы по всем предметам начальной и основной школы, эти программы были одобрены Федеральным учебно-методическим объединением.
2 июля 2021 года Президент подписал закон по внесению изменений в Закон «Об образовании в Российской Федерации», и сегодня школа или учитель может не разрабатывать свою рабочую программу по предмету, а взять программу из реестра и работать по ней. Кроме того, школа может использовать частично или полностью ту документацию, которая содержится в примерной основной образовательной программе и тоже не разрабатывать что-то свое, а пользоваться выверенными документами. Ну, и третья составляющая конструкции – это универсальные кодификаторы, которые разработаны Федеральным институтом педагогических измерений и могут использоваться для мониторинга в системе образования как на федеральном уровне, так и для разработки образовательными организациями измерительных материалов.
Вариативность остается, Закон об образовании никто не меняет, и, если учитель хочет разрабатывать свою программу, никто ему препятствовать в этом не будет. Но для большинства учителей создается возможность пользоваться примерными рабочими программами, разработанными авторитетными учеными-практиками, для того, чтобы не заниматься бюрократией, а иметь больше времени на профессиональное развитие, на работу с детьми.
Еще несколько слов об одном важном направлении. Вы знаете, что у нас есть глобальное поручение по вхождению России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. Показателем вхождения является средневзвешенное место России в международных сравнительных исследованиях. Последнее исследование – это PISA, умение 15-летних обучающихся использовать на практике те знания, которые они получили. Задания этого исследования содержат необычные для наших школьников формулировки и требуют понимания межпредметных связей, связи предмета с реальной жизнью, проявления кругозора. И вот в этом исследовании мы, конечно, пока находимся не на самых высоких позициях: читательская грамотность – 31-е место, математическая грамотность – 30-е место, естественно-научная грамотность – 33-е место. Результаты ОГЭ прошлого года показали такую же картину: когда в задачи по математике были включены задания практической направленности, многие дети с ними не справились. Поэтому вопросы повышения функциональной грамотности будут для нас задачей номер один на ближайшие несколько лет. Банк заданий и методические материалы по формированию функциональной грамотности находятся на сайте Института стратегии развития образования РАО. Институт проводит еженедельные семинары, к участию в которых приглашает всех желающих. В каждом регионе необходимо создать план по развитию функциональной грамотности.
Известно, что сегодня в регионах существуют многочисленные коммерческие предложения – предлагаются услуги по обучению педагогов, переходу на новый ФГОС. Позиция Министерства однозначная и жесткая: единственный оператор по вопросам повышения квалификации и переподготовки педагогов по вопросам перехода на ФГОС – это Академия Минпросвещения России. Эта работа не на один год, эта работа будет активно вестись на федеральном уровне.
Презентация
Слайд 2. Правовые нормы: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Конституция РФ.
Слайд 3. ФГОС обеспечивает гарантию равенства ресурсов, условий и возможностей (единые стандарты, единые подходы к образованию и воспитанию, единая система мониторинга).
Слайд 4. ФГОС – ключевой регулятор содержания образования (образовательные программы, учебники и пособия, КИМЫ, программы дополнительного профессионального образования).
Слайд 5. Кто является пользователями Стандарта?
Первое: родители. Сегодня в Стандартах появилось конкретное содержание, где родитель может, открыв Стандарт, сказать, так или не так, тому или не тому учат его ребенка в начальной школе или на уровне основного общего образования.
Второе: руководители образовательных организаций, начиная от общего и дополнительного образования.
Третье: педагоги. Мы, коллеги, за профессиональную свободу, мы за творчество, но мы и за то, чтобы система давала прогнозируемый и понятный образовательный результат.
Четвертое: разработчики КИМов для итоговой аттестации. Конечно, перед ними также стоит очень непростая задача в формулировке таких заданий на итоговую аттестацию, чтобы они проверяли не только твердые знания, но и все другие компоненты образовательных результатов, которые называют метапредметными результатами.
Слайд 6. Обновленные ФГОС:
- приводят Стандарты в соответствие Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»;
- устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения);
- детализируют условия реализации образовательных программ;
- конкретизированные результаты систематизированы.
Слайд 7. Ключевая педагогическая задача: создание условий инициирующих действие обучающегося. Методологическая основа Стандартов осталась прежней: это системно-деятельностный подход, который предполагает достижение образовательных результатов в ходе учебной деятельности, в ходе создания учебных ситуаций, в которых знание находит свое применение при решении задач академической или практической направленности.
Слайды 8-10 (Предметные, метапредметные, личностные результаты как навыки 21 века)
Фундаментальные знания | Компетенции | Черты характера |
Языковая грамотность Математическая Естественно-научная ИКТ – грамотность Финансовая Культурная и гражданская | Критическое мышление Креативность Коммуникация Сотрудничество | Любознательность и Инициативность Упорство/настойчивость Приспособляемость Лидерство и Социальная осведомленность |
Слайды 11-13
Если сегодня в Стандарте в отношении характеристики личностных результатов присутствует 10 формулировок этих требований, то в обновленном Стандарте 36 требований, распределенных по всем направлениям воспитательной деятельности. Да, воспитательная деятельность и личностные результаты сквозной нитью проходят через обновленный Стандарт, эти вещи взаимосвязаны. Программа воспитания и способы организации, способы реализации этой деятельности, воспитательной деятельности в образовательной организации не ограничены тем, что только через программу воспитания достигаются личностные результаты. Каждый предмет, в том числе, обладает воспитательным потенциалом. Результаты достижения личностных результатов, извините за тавтологию, не являются предметом аттестации. Но это не означает, что они не являются предметом оценки достижения образовательного результата. То есть система оценивания внутри школы должна быть.
Несколько слов про метапредметные результаты. Аналогичная ситуация с ними. И сегодня в действующем Стандарте основного общего образования и начального общего образования порядка 16 метапредметных результатов, которые даны единым списком, без систематизации, без структурирования. В этом проекте ФГОС три больших блока метапредметных результатов: это блок, связанный с базовыми логическими действиями, блок, связанный с базовыми исследовательскими действиями, и блок, связанный с работой с информацией. Это вот ключевой раздел, который называется «Овладение универсальными учебными познавательными действиями». Два других раздела также в меньшей степени соприкасаются с предметными областями и с предметами, но в большей степени соприкасаются с личностными результатами. Это универсальные коммуникативные действия, это действия, связанные с общением: действия, связанные с совместной деятельностью, командной деятельностью и так далее. И еще один блок – это универсальные регулятивные действия: самоорганизация и самоконтроль. Фактически в 2 раза увеличилось количество детализированных метапредметных результатов, поэтому говорить о том, что в обновленном стандарте недостаточно большое внимание или не уделяется внимание вопросам личностных результатов или метапредметных результатов – по меньшей мере спорное утверждение.
Стандарт сохраняет возможность дифференциации. Это не просто декларация. Если в прежнем Стандарте основного общего образования содержался тезис о возможностях дифференциации образовательных программ, то в обновленном Стандарте эта возможность дифференциации появляется уже на уровне двухуровневых результатов по 5 предметам: по математике, физике, биологии, химии, информатике, и, соответственно, вот эти предметы лежат в основе естественно-научной грамотности. И школа вправе выбирать уровень изучения таких предметов. И в этом смысле Стандарт задает, еще раз повторюсь, фундамент для того, чтобы школа могла выбрать тот или иной уровень изучения этого предмета, соответственно составив образовательную программу.
Появляется в Стандарте разделение математики на три курса. Нельзя сказать, что вероятность и статистика не была знакома учителю математики, она в последнее время включалась в рабочие программы по алгебре, но в качестве самостоятельного курса такого еще не было. Это один только сюжет, который заставляет нас повнимательнее присмотреться к тем изменениям, которые есть сегодня в Стандарте.
Вот такой детализации подверглись, подчеркиваю, все три группы образовательных результатов.
Слайд 14. Механизмы обеспечения вариативности образовательных программ, предусмотренные ФГОС. Добавился произвольный характер выполнения требований к предметным результатам для инновационных школ.
Слайд 15. Проектная деятельность в обновленных ФГОС.
Слайд 16. Особенности требований к ИОС.
Слайд 17. Целевая модель внедрения обновленного содержания общего образования.
Слайд 18. Научно-методическое сопровождение ФГОС: конструктор рабочих программ.
Слайд 19. Единое содержание образования.
Слайд 20. Научно-методическое и технологическое сопровождение ФГОС.
В Стандарте вводится обязательность комплектации школьных библиотек одним школьным учебником по одному предмету на одного обучающегося. Бумажным учебником. Если в прежнем Стандарте было «и/или», то есть технически было возможно, имея возможность обеспечения доступом к электронному учебнику, эту тему закрыть, вот этот Стандарт этого не позволяет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме 1.1. Особенности содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО
Тестирование в рамках КПК "Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя (предмет "Иностранный язык")"...
Анализ содержания УМК по биологии на соответствие содержанию ПРП (обновленный ФГОС
Практическая работа на курсах повышения квалификации....
содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021
содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021...
Содержание обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО
Содержание обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО...
Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО». Сравнительный анализ ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022).
Требования к условиям реализации программ обучения.Требования к структуре основной образовательной программы.Требования к результатам обучения...
Презентация Переход на обновленный ФГОС СОО и реализация ФГОС ООО
Переход на обновленный ФГОС СОО и реализация ФГОС ООО...