«Метапредметный характер урока»
учебно-методический материал
«Метапредметный характер урока»
Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Природа всё производит из корня и более ниоткуда. Ибо сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов – всё это рождается только от корня». Следовательно, правильно обучать учащихся – это значит развивать в них способность понимать, а не заполнять головы учеников готовой информацией. Главная задача новых государственных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования, - вооружить ребенка таким важным умением – умением учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnyy_harakter_uroka_.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Метапредметный характер урока»
Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Природа всё производит из корня и более ниоткуда. Ибо сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов – всё это рождается только от корня». Следовательно, правильно обучать учащихся – это значит развивать в них способность понимать, а не заполнять головы учеников готовой информацией. Главная задача новых государственных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования, - вооружить ребенка таким важным умением – умением учиться. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер. Часто учащиеся, изучая один и тот же материал по разным учебным предметам, не могут сформировать единое представление о понятии, сопоставить алгоритм решения задач. В этом ему и поможет метапредметный подход в обучении.
Метапредметный подход был разработан для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. И предполагает, что учащийся сможет сам добывать информацию об окружающем его мире.
Основные понятия метапредметного подхода. «Мета» от «над», «через», «за» – всеобщее интегрирующее.
И включает в себя: метадеятельность – деятельность, которая обеспечивает процесс обучения в рамках учебного предмета, и направлена на формирование универсальных учебных действий.
Метазнания - знания о получении знаний, т.е. приемы и методы познания и возможности работы с ним.
Метаспособы – методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач.
Метаумения – умение перерабатывать информацию, критическое мышление, творческое мышление, качество мышления.
Важно не столько дать ученику как можно больше знаний, сколько обеспечить его личностное, познавательное и общекультурное развитие.
Необходимо создавать условия, когда учащиеся слушают и слышат друг друга, умеют оценивать свой ответ адекватно, хотят узнать что-то новое. Необходимо передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями.
Метапредметный урок предполагает…. учащийся осмысливает во время урока использование содержания материала в жизни; на уроке видимы взаимоотношения наук (интеграция); созданы проблемные ситуации, требующие личностного самоуправления;
учитель создает условия, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя, найти решения тех или иных поставленных задач.
Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием. Ориентация на развитие базовых способностей: мышления, воображения, целеполагания, понимания, действия.
Метапредметный урок.
Его цель – перенос полученных знаний в практическую деятельность.
Полученные знания являются универсальными.
Что такое УУД? Какие бывают УУД? Как формируют УУД? Именно универсальные учебные действия являются неотъемлемой частью ядра нового стандарта, так как обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Они создают условия развития личности и её самореализации.
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.
Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Их можно сгруппировать в четыре основных блока.
Что же представляют личностные универсальные действия? Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. К ним относятся: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Нужно помнить, что главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Что представляют регулятивные универсальные действия?
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осоз-нание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Мы должны научить ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, адекватно оценивать выполненную им работу, исправлять ошибки.
Что представляют познавательные универсальные действия?
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Нужно помнить, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Найти нужно способ научить ребенка применять свои знания.
Что представляют коммуникативные универсальные действия?
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:
- что я делаю? (предмет деятельности);
- для чего я это делаю? (какова цель);
- как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы);
- какой это дает результат?
- за счет чего этот результат достигнут?
Традиционный подход | Метапредметный подход |
1. Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета. | 1. Промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета. |
2. Осознание понятий и работа с ним в рамках учебного предмета. | 2. Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета. |
| 3. Использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале. |
Особенности метапредметного урока.
- Это интегрированный урок
- Деятельность или практическая работа учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
- Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
- Системная работа со способом деятельности под постоянным контролем со стороны учителя.
- Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
Структурные элементы урока
- Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
- Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
- Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений.Коммуникация.
- Взаимопроверка и взаимоконтроль.
- Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
Требования к заданиям на уроке
- Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.
- Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.
Требование к учителю
- Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
- Добиваться от учеников аргументированных ответов.
- Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
- Чётко и точно формулировать задание.
- Способность к импровизации.
- Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
- Учитель не актёр, а режиссёр!
- Меняется роль учителя - теперь он тьютер, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребёнку, но и использовать урок для развития регулятивных , коммуникативных, познавательных и личностных учебных действий.
«…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение»
Учитель – главный помощник ребёнка в овладении компетенциями, он идёт рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 2 "Общая характеристика природных явлений"
Данная публикация иллюстрирует второй урок ОБЖ в 7 классе «"Общая характеристика природных явлений"» (презентация) по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов о...
7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 3 "Общая характеристика природных явлений"
Данная публикация иллюстрирует третий урок ОБЖ в 7 классе «Опасные и ЧС. Общие понятия и определения» (презентация) по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов ...
Чрезвычайные ситуации криминального характера. Урок Криминальные ситуации вне жилища.
Цели:Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся.Организова...
Обобщение педагогического опыта «Обогащение содержания образования учебными заданиями и задачами метапредметного характера»
Методическая разработка...
Презентация к докладу "Обогащение содержания образования заданиями метапредметного характера"
Презентация к открытому уроку...
Технология метапредметного характера как метод преподавания иностранного языка
Познание культуры англоязычных стран является поводом для более глубокого осмысления и понимания своей культуры. Не зря говорят, все познается в сравнении....
Обогащение содержания образования внеурочной деятельности заданиями метапредметного характера
Представлен материал с краевого семинара руководителейучреждений кадетского и женского гимназического образования...