Методический семинар «Педагогический дебют», «Мордовский Государственный Педагогический Институт им. М. Е. Евсевьева» Факультет истории и права.
статья по истории на тему

«Формирование исследовательских  компетенций учащихся посредством проектной технологии».

   Сегодня проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе. «Проектирование» является особым учебным предметом и занимает достойное место в учебных планах не только в зарубежных школах, но и уже в системе российского образования. Те учителя, которые не первый год используют в своей работе метод  проектирования, согласятся, что проектная деятельность-это здорово! Почему?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedinstitut.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар «Педагогический дебют»,

«Мордовский Государственный Педагогический Институт

им. М. Е. Евсевьева»

Факультет истории и права.

«Формирование исследовательских  компетенций учащихся посредством проектной технологии».

Подготовила – учитель истории и обществознания МОУ «Средняя школа №27»

г. о. Саранск  Каргина Елена Александровна.

Ребенок - молодое животное,

пасущееся на лугу и самостоятельно

выбирающее, какие травы

ему есть, а какие нет.

Французский педагог С. Френе

   Сегодня проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе. «Проектирование» является особым учебным предметом и занимает достойное место в учебных планах не только в зарубежных школах, но и уже в системе российского образования. Те учителя, которые не первый год используют в своей работе метод  проектирования, согласятся, что проектная деятельность-это здорово! Почему?

   Во-первых, потому, что в процессе проектной деятельности формируются различные ключевые компетенции, под которыми в современной педагогике подразумеваются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, навыки, а также систему ценностных ориентаций учащихся и готовность реализовать их в необходимой ситуации.

   Во-вторых, формируется активная самостоятельная и инициативная позиция учащихся в учебном процессе.

   В-третьих, проектная деятельность нацелена на развитие познавательного интереса учащихся, дает им возможность делать самостоятельный выбор.

   В-четвертых, реализуется принцип связи обучения с жизнью.

   

   Что же такое метод проекта?

   Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности.

   Учебный проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт

( материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя.

Структура учебного проекта

   

   Кратко и содержательно определил структуру проекта И.С. Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность»:

   Проект-это «пять «П»»:

   - Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).

   - Проектирование (планирование деятельности).

   - Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).

   - Продукт (изготовление, оформление продукта).

   - Презентация ( выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).

   - Шестое «П» проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.

                                           

Организация работы над проектом

(по И.В. Кругловой, начальника Центра

наставничества молодых специалистов

общеобразовательных учреждений г. Москвы)

  1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися по теме, интересами)

- высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

- обсуждение возникших идей;

- перечисление интересующих учащихся тем проектов;

- формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

     2.   Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного    получение новых знаний;)

             - уточнение намеченной цели и задач;

      - поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств                                                                                    массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта     учащихся;

             - обмен информации с другими лицами (учащимися, учителями, родителями,     консультантами и т.д.);

               - интерпретация данных;

            - сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

  1. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

- систематизация полученных данных;

- построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной  презентации и т.д.)

  1. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской    деятельности школьников);

- осмысление полученных данных и способов достижения результата;

- обсуждения и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т.д.)

Классификация проектов по количеству участников

  1. Персональные (индивидуальные)
  2. Парные
  3. Групповые  

          Классификация проектов по доминирующей деятельности

Виды проектов

             Сущность проекта

Представление результатов

Исследовательский

Имеет структуру, приближенную к научным исследованиям по истории и обществознанию. Включает обоснование актуальности избранной темы, определение проблемы, предмета объекта, целей, задач исследования, его методов

Письменное оформление, формулировка выводов и обозначение проблем на дальнейшую перспективу. Примерные темы:    «17 октября 1905г.: Манифест или Конституция»; «Преступление и наказание по-мордовски»; «Крестьянский мятеж в селе Лада: история и современность»;  «Роль местного самоуправления в развитии области»; «Демографические проблемы региона и др.      

Информационный

Направлен на обучение учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный проект. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (анализ литературы, СМИ, без данных в том числе и электронных, методы анкетирования, интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщения, сопоставление и т.д.)

Публикации в СМИ статей, например, об истории родного края. Размещение в сети Интернет информации об истории и жизни школы. Анализ данных социологического опроса, например: «Считаете ли вы необходимым сохранение памятника В. И. Ленину в нашем городе?»

Сравнительно – сопоставительный анализ, например: «Политика Ивана Грозного и И.В. Сталина: сравнительная характеристика» и др.

Ролевой

Разработка и реализация такого проекта достаточно сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли исторических персонажей, выдуманных герое и т.п.

Результат остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен деловой конфликт и заключен договор?

Диалог исторических персонажей, например, царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона.

Заседание ученого совета на заданную тему.

Суд присяжных заседателей. Погружение в античную историю.

Творческий

Предлагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Видеофильмы, например, «Мой город в прошлом и настоящем».  

Сценарий классного или школьного мероприятия, например, «Сталинградская битва».

Театрализация, например, «Петровская ассамблея». Репортаж с какого-либо важнейшего мероприятия, например, с праздничного коридора, посвященного дню Победы.  Выпуск газеты «Наши права и обязанности» или журнала  «Исторический портрет». Создание выставки «Из истории мордовского костюма» и др.

Практико-ориентированный

Нацелен на социальные интересы самих участников или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, села, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета истории до проекта рекомендаций по правовому законодательству или экономическому восстановлению России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Создание музея Боевой Славы.
Операция «Помоги ветерану». Письмо депутату избирательного округа о помощи детям- инвалидам. Сохранение памятника танку Т-34 на территории района и др.

Примечание:  Все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся - участников проекта - реализуются в каждом проекте.  Необходимо помнить, что речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

Примерные продукты проектной деятельности по истории и обществознанию.

- Данные социологического опроса;

- бизнес-план;

- электронное учебное пособие;

- рукописный учебник истории;

- исторический журнал;

- законопроект;

- ролевая игра;

- письмо в …;

-статья;

- мультимедийный продукт;

- сравнительно – сопоставительный анализ;

- сценарий;

- праздник;

- костюм;

- видеофильм;

- видеоклип;

- социальная реклама;

- стенгазета;

- разработанный маршрут экскурсии;

- театрализация;

- справочник;

- web-сайт;

- игра;

- путеводитель и др.  

Фантазируйте  вместе с детьми! И этому списку не будет конца…

                        Роль учителя в проектной деятельности

    Учитель - руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями и, конечно, фантазией. Он является инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта мог с гордость сказать: «Я сделал это сам!»

       Учитель берет на себя тьютерские функции.

- является консультантом на всех этапах проектной деятельности;

- инициирует рождение и развитее проекта, поддерживает огонь любознательности в учениках;

- предъявляет образцы самообучения в основании нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект;

- помогает ученику осуществлять самостоятельное  исследование;

- «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту – тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникших трудностей путем косвенных, наводящих  вопросов; тот, кто обнаруживает ошибку и поддерживает обратную связь);

- он координатор всего группового процесса;

- является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.  

Советы и рекомендации участникам проекта:

  1. Ставьте реальные цели! Не берите работы больше ,чем сможете ее выполнить.
  2. Если работаете в группе, то помните, что сплоченность и доброжелательность помогут вам достичь намеченной цели.
  3. Прислушивайтесь к советам.
  4. Будьте терпеливы, даже если не все у вас получается!
  5. Будьте готовы взять на себя ответственность за принятие решений.
  6. Не бойтесь признавать ошибки и исправлять их, тогда все у вас получится!

Подведем итоги: проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение  новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю.  Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают  опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, делать выводы и заключения, то ему легче будет адаптироваться в современной жизни и правильно выбрать будущую профессию.

 Трудно не согласиться с выводом И. С. Сергеева: «Проект – это особая философия образования. Философия результатов и достижения… Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединять несоединимое: ценностно - смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации».

  1. Баранов, П. А. История в профильной школе : пособие для учителя [Текст] / П. А. Баранов, С. В. Шевченко. – СПБ. : филиал изд-ва «Просвещение», 2008.
  2. Бычкова, О. В. Проектная деятельность в учебном процессе [Текст] / О. В. Бычкова, Т. В. Громова. – М. : Чистые пруды, 2006.
  3. Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения [Текст] / В. В. Гузеев // Директор школы. – 1995. - №6.
  4. Изучение истории на профильном уровне в современной школе [Текст] : сб. учеб.-метод. материалов / под ред. Д-ра пед. Наук Е. Е. Вяземского. – М. : ООО «ТИД» «Русское слово – РС», 2006.
  5. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст] : практическое пособие для работников общеобразоват. учреждений / И. С. Сергеев. – М. : АРКТИ, 2005.
  6. Сечина Т. И., Головцова, А. В. Справочник учителя истории и обществознания. – Волгоград, «Учитель» - 2013 г.
  7. Шевченко, Н. И. Технологии обучения истории в старшей школе [Текст] : метод. рекомендации / Н. И. Шевченко. – М. : АПКиПРО, 2001.

Примерные продукты проектной деятельности по истории и обществознанию.

- Данные социологического опроса;

- бизнес-план;

- электронное учебное пособие;

- рукописный учебник истории;

- исторический журнал;

- законопроект;

- ролевая игра;

- письмо в …;

-статья;

- мультимедийный продукт;

- сравнительно – сопоставительный аналих;

- сценарий;

- праздник;

- костюм;

- видеофильм;

- видеоклип;

- социальная реклама;

- стенгазета;

- разработанный маршрут экскурсии;

- театрализация;

- справочник;

- web-сайт;

- игра;

- путеводитель и др.  

Фантазируйте  вместе с детьми! И этому списку не будет конца…

                        Роль учителя в проектной деятельности

    Учитель- руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями и, конечно, фантазией. Он является инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта мог с гордость сказать: «Я сделал это сам!»

       Учитель берет на себя тьютерские функции.

- является консультантом на всех этапах проектной деятельности;

- инициирует рождение и развитее проекта, поддерживает огонь любознательности в учениках;

- предъявляет образцы самообучения в основании нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект;

- помогает ученику осуществлять самостоятельное  исследование;

- «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту – тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникших трудностей путем косвенных, наводящих  вопросов; тот, кто обнаруживает ошибку и поддерживает обратную связь);

- он координатор всего группового процесса;

- является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсное задание. Методический семинар "Педагогическая технология «Дебаты» как эффективное средство воспитания обучающихся в рамках предмета «Иностранный язык».

Аудитория: педагоги образовательных организаций  ООО и СОО.Цель: создание условий для углубления знаний педагогов об использовании педагогической технологии «Дебаты» в предметной области «Иностра...

Презентация к методическому семинару "Педагогический опыт"

Презентация к методическому семинару "Педагогический опыт"  подготовлена в рамках конкурса "Педагог года - 2017"...

Формирование у школьников познавательного интереса в процессе обучения истории (выступление на районном конкурсе "Педагогический дебют")

Выступление на районном конкурсе молодых учителей "Педагогический дебют", испытание "У меня это хорошо получается"....

Пояснительная записка к методическому семинару "Педагогические технологии"

Все педагогические технологии, которые я применяю на своих уроках....

Методический семинар "Педагогические технологии"

методический семинар муниципального этапа конкурса....

Терминологические диктанты (учебно-методическое пособие для 8-х классов, авторы:.И. ЧУПИНА, Армавирский государственный педагогический институт, А.И. ЧУПИН, учитель биологии ср. школы No 3, пос. Балезино, Удмуртская Республика)

quot;Терминологические диктанты" - учебно-методическое пособие для 8-х классов, авторы:.И. ЧУПИНА, Армавирский государственный педагогический институт,  А.И. ЧУПИН, учитель биологии ср. шко...

Диплом об образовании Шадринский государственный педагогический институт. Специальность «История» с дополнительной специальностью «Юриспруденция». Квалификация «Учитель истории и права».

Шадринский государственный педагогический  институт. Специальность «История» с дополнительной специальностью «Юриспруденция». Квалификация «Учитель истории и права&r...