Выступление на лицейском методическом объединении "Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально – психологической поддержкой обучающихся в школе и в семье.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема выступления: «Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних»
Почему Россию захлестнула волна самоубийств детей?(слайд 1)
Группы смерти, аниме, деструктивные игры, буллинг. Что происходит со школьниками? И как понять, что дети думает о суициде? (слайд 2)
Что же такое СУИЦИД? преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.
Причины для суицида могут быть внешне очень разными, это- … (слайд 3, 4)
1) социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением:
* избавление от невыносимых переживаний;
* уход от травмирующей ситуации;
* вызов жалости и сострадания;
* получение помощи и участия;
* привлечение внимания к своим проблемам;
* месть обидчикам.
2) личностные особенности человека, не позволяющие адекватно реагировать на жизненные проблемы:
* отказ от поиска выхода из сложных ситуаций;
* низкий уровень самоконтроля;
* неумение ослабить нервно-психическое напряжение;
* эмоциональная нестабильность;
* импульсивность;
* повышенная внушаемость;
* бескомпромиссность;
* отсутствие жизненного опыта.
Существует три вида суицида (слайд 5) истинные, скрытые, демонстративные…..
Причины суицида среди подростков (слайд 6)
Потери:
- разрыв романтических отношений (предательство);
- смерть любимого человека;
- развод родителей (предательство).
Бесперспективность и безнадежность
- мрачное видение будущего, подавленность чувством безысходности
Давление
- давление в школе;
- давление со стороны сверстников;
- давление родителей.
Недостаток общения
- Чувства (изолированность, одиночество, изгойство)
Низкая самооценка
- физическая непривлекательность;
- ощущение второсортности;
- одежда;
- физическое бессилие;
- неуспешность в учебе.
Причинами суицида чаще всего бывает: (слайд 7)
1) Несчастная любовь
2) Отношения в семье
* дом подростка – это модель мира («если мир так ужасен, зачем в нем жить?»)
* чрезмерное беспокойство по поводу учебных результатов (завышенные требования, боязнь их не оправдать)
Как мы можем выявление обучающихся группы риска? (слайд 10,11)
Общие характеристики поведения:
*открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством;
*косвенные намёки на возможность суицидальных действий;
*активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств;
*фиксация на примерах самоубийств;
*изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных;
*возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых;
*сужение круга контактов, стремление к уединению.
Признаки эмоциональных нарушений
*потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость;
*частые жалобы на соматические недомогания;
*необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
*постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
*ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
*уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку;
*нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
*погруженность в размышления о смерти;
*отсутствие планов на будущее;
*внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
Ребенок может сообщать о планируемом суициде (слайд 9)
*Постоянные жалобы на то, что он плохой.
*Вербальные намеки: “Лучше бы я умер!” “Не хочу больше быть для всех проблемой!” “Нет смысла” “Больше не увидимся”.
В настоящее время Россию всколыхнула новая проблема детей «Тихий лес», «я в игре» - подобных сообщений в социальных сетях от детей можно найти десятки. Школьники всех возрастов завалили им свои виртуальные стены, специализированные группы и чаты. Так они ищут «кураторов смерти» в игре, финал которой – суицид.
В это время эксперты бьют тревогу – «Россия в числе лидеров по числу детских суицидов». А полицейские недоуменно спрашивают: «Что происходит?! Нормальные семьи, а дети умирают!». Такой вопрос у МВД возник после предотвращения попытки группового самоубийства троих 13-летних школьниц в Петербурге.
Группы смерти «Синий кит» вернулись! - подумали было мы. Но ситуация оказалась куда мрачнее…
В начале года СМИ трубили сообщениями «Из-за пандемии группы смерти вернулись», «Синий кит» приплыл обратно». Это было бы самым простым объяснением резкого роста числа суицидов - хладнокровные кураторы ведут наших детей к смерти. С такой мыслью специалисты бросились искать кураторов нового «Синего кита» (группы смерти), но не нашли ни в «Телеграме», ни «Вконтакте». Лишь отдельные сообщения подростков с хэштегом о поиске куратора для самоубийства. Таких немало. Некоторые призывы добавить в смертельную игру висят у подростков по полгода. Но они никому не нужны: ни кураторам, ни родителям. Никто эти сообщения просто не замечает:
- Ну как игра? Нашел куратора? – спрашивают друзья у тех, кто оставил сообщения с призывом об игре.
- Нет, так никто и не написал, - разводят руками потенциальные самоубийцы.
Дети зовут куратора, но им не отвечают
Дети даже напрямую пишут – куратор откликнись!
Но, кажется, сообщения о приплывших «китах» сильно преувеличены.
Руководитель «Молодежной службы безопасности» Леонид Армер уже пять лет занимается отловом кураторов смерти.
Он рассказывает о том, что постоянно видит сообщения детей о поиске кураторов. Особенно старые, заброшенные группы завалены этим. Чаще всего все эти призывы к кураторам так и остаются, их никто не замечает. Хотя, естественно, это является индикатором проблем у ребенка. К счастью, кураторов смерти сейчас практически нет. Бывают всплески периодические. В прошлом году, когда всех только высадили на самоизоляцию– был зафиксирован резкий скачок подростков, желающих организовать суицидальные игры. Но это быстро все пресекли, несколько задержаний и все. Сейчас все относительно тихо. Все выявленные с прошлого года кураторы нейтрализованы, новые появляются периодически, но ненадолго.
Группы смерти в прошлом. Но на новый план выходит другая беда для родителей – аниме. Вот лишь несколько примеров: Школьник в Петербурге пытался покончить с собой в стиле героя аниме «Тетрадь смерти», затем у другой школьницы, которая свела счеты с жизни, нашли аниме. Да и у 10-летней девочки из Колпино, покончившей с собой на детской площадке – эти японские мультфильмы были любимыми. Может, в этом и есть корень зла? И прокуратура в Петербурге не зря объявила культурную войну этим лентам в суде? «Тетрадь смерти» это фильм рассказывает о школьнике, в руки которому попадает тетрадь, позволяющая убить любого, чье имя туда запишут. Выдвигая требование о запрете, прокуратура отметила, что в аниме есть пропаганда суицидального поведения.
Эксперты утверждают, что анимэ- это разрушительные паттерны поведения (это привычка действовать определенным образом в определенной ситуации. По сути все наше поведение можно свести к набору паттернов. Какие-то из них могут быть продуктивными, какие-то деструктивными), деструктивные примеры, установка на садизм через яркие эмоции и образы.
Ученые утверждают, что во время прохождения возрастных кризисов внушаемость ребенка резко повышается, ребенку можно буквально переформатировать психику.
По статистическим данным - суицид совершают дети из внешне благополучной, как правило, состоятельной семьи, или же семьи, где средний доход выше среднего.
– Чаще всего эти дети отличники или хорошисты, с примерным поведением. Это не хулиганы, не те, чья семья состоит на учете, где родители пьют, бьют друг друга или ребенка. В неблагополучных семьях у детей другая доминанта - выжить. Он своруют денег, чтобы купить еду, подерется, отберет что-либо у сверстников, но у него, как правило, не бывает попыток суицида. А в так называемых благополучных семьях у детей нет навыков совладания со стрессом, дети растут тепличными.
Всплеск детских суицидов во всех регионах страны начали фиксировать еще осенью. И, кажется, проблема не утихает, а лишь обостряется.
- Это связано с последствиями самоизоляции. Сначала весной был всплеск тревожных расстройств, навязчивостей, страха заразиться.
Это первая фаза.
Депрессии были, но не так много.
С осени тревожных расстройств стало меньше, но стали нарастать депрессивные расстройства.
Соответственно, суицидальное поведение.
Специалисты связывают это с самоизоляцией, дистанционным обучением, дистанционной работой родителей.
Семьи находились как сельди в бочке, возникали проблемы, которых не было, это эффект замкнутого коллектива.
Наступила вторая фаза – истощения.
И это проявилось в виде депрессии, ощущения никчемности, ненужности. Понятно, что изоляция была вынужденной мерой. Но это привело к всплеску накопленного раздражения со всеми вытекающими последствиями.
- Кроме того, из-за самоизоляции у детей возникают проблемы ухода в виртуальную реальность, где игры с множеством жизней.
Психотерапевты утверждают, что: «У детей теряется контроль, что жизнь все-таки одна. Им кажется, покончил с собой, раз и следующий уровень».
Но нет, дальше только смерть (слайд 10)
Как же мы можем поддержать детей?
Заключение
Помогать детям должны в первую очередь родители: больше проводить время вместе, стараться, чтобы отношения были доверительными, обсуждать самые серьезные вопросы. Но у родителей нет времени. И даже семьи, где родители уверены, что отношения хорошие, — они тоже не застрахованы. Потому что у детей и подростков в процессе взросления часто бывает странный набор переживаний, и они импульсивно на всё реагируют.
Проводимые исследования, связанные с анализом неудачных попыток и предсмертных записок. Говорят о том, что поводом были поверхностные истории, но реальной причиной было то, что ребенок чувствовал нарушение социальных связей внутри семьи.
Подросток должен чувствовать себя любимым, каким бы он ни был: не сдавшим ЕГЭ, получившим двойку. Его поругают, но его всё равно любят. Если этого нет — тут и правда риск суицида велик.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Суицид это ос о зна н ный акт устранения из ж и зни под воздействием острых п с их о травми р ующих ситуаци й , при котором собственная жиз н ь те р яет для человека смысл . Люди , совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.
Причины суицида 1 ) социальн о -психологическая дезадаптаци я , во з никаю щая под влиянием острых психотрав м ир у ющих ситуаций, н а р у шения вз а имодействия личности с ее ближайшим окр у же н ием: изба в ит ь ся от не в ыно с имых п ережив а ний; уй т и от травмир у ющей ситуации; вы з в а ть ж а ло с ть и с острад а ние; доби т ься помощи и у ч астия; п ривлечь в н им а ние к с в оим п роблем а м; месть обидчикам.
Причины суицида 2) ли ч ностные особен н ости ч е ловека, н е позволяющие аде к ватно реагирова т ь на жизн е н н ые пробл е мы : о т каз от п о иска выхода из сложн ы х ситуац и й; низкий уровень самоконтр о ля ; не у мение ослабить нервно - психич е ское напряж е ние; эмо ц и о нальная неста б ильнос т ь; им п уль с ивность; п о вышенная внуша е м о сть; б е ско м пр о миссность; о т с у тствие жизн е нно г о о п ы т а.
Виды суицидов
Причи н ы суицида среди подрост к ов Потери р а з рыв ром а нтических отно ш ений (предательство ) ; смерть любим о го человека; р а з вод родителей (предательство ) . Б е сперспективн о с т ь и безнадежность мрачн о е видение б у дущего, подав л енн о сть ч у вст в ом безысходности.
Причи н ы суицида среди подрост к ов Давление давл е ние в ш к ол е ; давл е ние со стор о ны св е рстни к ов; давл е ние роди т е л ей. Не д ос т а т ок общения чув с тва - изолирова н н о сть, одиноче с тво, изгойств о
Причи н ы суицида среди подрост к ов Низ к ая само о цен к а физическая непривлекательно с ть; ощуще н ие второ с ортно с ти; одежд а ; физи ч еское бессилие; неуспешно с ть в у ч ебе.
Частые прич и ны 1 ) Не с ча с тная любовь 2 ) Отноше н ия в с емье
Что должно на с торожить? Общие характеристики пове д е н ия: от к рытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийс т во м ; ко с венные намёки на в о змо ж нос т ь суици д альных действий; фикса ц ия на примерах сам о убий с тв; изме н и в ш и й ся стереотип поведения: несвойс т ве н н а я замкнутос т ь и снижение двига т ельной активнос т и у подвижных, общительных; воз б ужденное поведе н ие и повышенная общительнос т ь у малоподвижных и молчаливых; сужение круга контак т ов, стремл е ние к уединению.
Что должно на с торожить? П р и з наки эмоц и ональн ы х нарушений потеря аппетита или импу л ьсивное об ж орство, б ес с онница или повышенная сонлив ость; частые жалобы на сом а тические недо могания; п р ене б ре ж ит е льн о е отношение к своему вне ш нему виду ; посто я нн о е чувство один очества, б е с п оле з н ости, вины или гру с ти; уход от контактов, и з оляция от друз е й и семьи, пр е вращение в человека одино чку; нарушение в ним а ния со с нижением качества вып о лняем о й работы; погруженность в размышл е ния о смерти; отсутствие п лан о в на будущ е е; внезапные при с тупы гнева, зачастую в о зникающие и з - за ме л очей.
Ребе н ок может соо б щать о план и ру е мом суиц и д е : Пос т оя н н ы е жалобы на то, что он плох о й. Вербаль н ые нам е к и : “Лучше бы я умер!” “Не хочу бол ь ше быть для всех проблемой ! ” “Нет смысла” “Больше не у ви д имся ”.
Ф у нк ц и и кл а ссно г о р у к о в о д и т е ля и у чи т елей пр е д ме т ни к о в в про ф ил а к т и к е с у иц и д а л ь н о г о п о в е д ен и я о б у ч аю щ и х ся Создание благоприятного климата в классе (укрепление самоуважения и положительной самооценки обучающихся, предотвращение буллинга , информирование о способах получения помощи в трудных ситуациях); Первичное выявление детей с признаками неблагополучия в эмоциональной, поведенческой , социальной сферах; Первичное прояснение ситуации в случае подозрения на наличие риска суицидального поведения ( сбор информации ; беседа с обучающимся); Информирование/беседа с родителями обучающегося (совместно с педагогом-психологом ).
По м ощь при потенц и альном суиц и де Подбир а йте кл ю чи к раз г адке суици д а. Примите суицидента как лично с ть. Установите заботлив ы е вза и м о отнош е н и я. Будьте внимательн ы м слу ш ателем. Не сп о рьте Задава й те вопросы. Оцените степень р и ска само у бийс т ва. Не оставляй т е ребенка одно г о в ситуации в ы сок о го суици д ального риска. Обратитесь за п о м о щ ь ю к сп е циалистам .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди мо...
Утрата ценностных ориентиров у подростков, ведущая к суициду.Совершенствование деятельности классного руководителя в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних
Как правило, в 90 процентах суицидальное поведение подростков – это привлечение к себе внимания, и только в 10 процентах – это уход из жизни.Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь сохранить и кул...
Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении в рамках работы педагога-психолога с родителями
Материалы для выступления на родительском собрании педагога-психрлога или социального педагога....
Мониторинг состояния работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних МАОУ СОШ № 1.
По результатам проведенной профилактической работы совместно с учителями по профилактике суицидального поведения и выявлению рисков суицидального поведения - явлений поведения подобного характера не о...
План по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.
Профилактика суицидального поведения среди несовершенолетних является одним из важных направлений профилактической работы педагога-психолога, поэтому планирование данной работы находит место в системе...
План профилактических мероприятий, направленных на выявление, предотвращение и профилактику суицидального поведения несовершеннолетних
профилактические мероприятия, направленные на выявление, предотвращение и профилактику суицидального поведения несовершеннолетних...
Родительское собрание по теме "Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних; методические рекомендации родителям обучающихся"
Тема суицидального поведения у подростков всегда была закрытой. Все мы, родители, думаем, что нас никогда не коснётся такая проблема, боимся поделиться с кем-либо тревогой, которую может внушать повед...