Статья по теме: "Системно-деятельностный подход в преподавании обществоведческих предметов"
статья
В данной статье вы познакомитесь с понятием системно-деятельностного подхода и его основными принципами, сравните урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Системно-деятельностный подход в преподавании обществоведческих предметов | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход в преподавании обществоведческих предметов
Системно-деятельностный подход — методологическая основа ФГОС общего образования второго поколения. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Суть подхода. Не учитель дает знания в готовом виде, а ученики добывают их самостоятельно в процессе обучения и исследовательской работы. Учитель только создает необходимые условия.
Это не новшество нового ФГОС, этой методологии уже больше полувека и корни ее — в советской системе образования, а точнее в "развивающем обучении" Даниила Эльконина и Василия Давыдова.
Основные принципы системно-деятельностного подхода
Если кратко, то это выглядит так. Учитель создаёт условия для усвоения знаний, а ученик самостоятельно прокладывает к ним путь. При этом педагог делит с ребятами ответственность за обучение и результат.
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
3) Принцип целостности (системности) – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком:
Если говорить откровенно, то редко какой учитель может себе позволить ежедневно проводить подобные уроки (по самым разным причинам), но в идеале это выглядит так — меняется фокус с учителя на ученика.
Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
Для этого учитель ставит ряд вопросов:
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
- какие методы и средства обучения выбрать;
- как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
- как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Задачами учителя становится:
- Создать проблемную ситуацию на уроке
- Вести диалог с учениками, чтобы все ученики могли найти решение и критически осмыслить его
- Научить ребят саморефлексии
- Учить ребят работать как по заданным правилам, так и творчески
- Научить учеников грамотно дискутировать
- Поощрять, поддерживать и принимать "иную" точку зрения ученика
В условиях применения системно - деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».
Список литературы:
- https://eduregion.ru/k-zhurnal/sistemno-deyatelnostnyy-podkhod/
- https://www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2011/06/A.M.Ryzhikova-doklad-sistemno-deyatelnostnyj-podhod.docx
- https://www.yugschool2.ru/images/fgos/fgossoo/2/sdp.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Системно-деятельностный подход"
Статья на тему "Системно-деятельностный подход". Размышление на данную тему и описание опыта работы....
Опыт работы по теме "Системно-деятельностный подход в преподавании биологии в соответствии с ФГОС"
Представлена система работы по активизации деятельности учащихся на разных этапах урока биологии в 5-11 классах. Описаны конкретные формы работы....
Статья на тему:"Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС основного общего образования"
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...
Выступление на тему:Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения
Выступление на тему:Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения...
Статья на тему: "Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС "
Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС...
Статья по теме системно-деятельностный подход на уроках биологии
Вы познакомитесь с применением системно-деятельностного подхода на уроке биологии 7 класса "Тип Моллюски"...
Системно-деятельностный подход в преподавании обществоведческих предметов
Презентация содержит в себе основные принципы системно-деятельностного подхода, его цели, ехнологии, которые могут наиболее успешно применяться в рамках этого подхода и примеры заданий....