Опыт работы по теме "Системно-деятельностный подход в преподавании биологии в соответствии с ФГОС"
статья по биологии на тему

Климова Валентина Витальевна

Представлена система работы по активизации деятельности учащихся на разных этапах урока  биологии в 5-11 классах. Описаны конкретные формы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Климова Валентина Витальевна,

учитель биологии, высшая категория

МОУ «Вилегодская СОШ»

Системно – деятельностный подход в преподавании биологии

         Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями.

         Системно-деятельностный подход в образовании  предполагает организацию и создание учителем необходимых условий для включения учащихся в самостоятельную, мотивированную, индивидуальную или групповую деятельность, основанную на их собственных интересах, целях, предыдущем опыте и присущих им способностях.  Предполагает выбор учащимися темы, проблемы, материала, самостоятельный поиск недостающей информации и обращение к учителю за помощью по мере необходимости.

      Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

     Я очень люблю проблемно-диалогические уроки. Между ними и системно-деятельностным  подходом есть много общего: заинтересовать учащихся в образовательном процессе, желание самим добывать знания путём проб и ошибок. На таких уроках учащиеся чувствуют себя комфортно, учатся коммуникабельности, поиску самостоятельных решений. Я считаю, что ученики всегда лучше усваивают то, что открыли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельности, а в завершении проводит собственную рефлексию уровня организации учебной деятельности учащихся:

  •  побуждающий диалог я строю из отдельных стимулирующих реплик, предложений: «Я знаю, что вы любите...»
  •  стихов: «Лес, точно терем расписной,

                            Лиловый, золотой, багряный,

                            Весёлой, пёстрою стеной

                            Стоит над светлою поляной».

  •  сказок: « Жил-был красавец земли Лист. Королевская свита доставляла ему сосуд с углекислым газом и повозку с водой, а невидимые волшебники – золотые солнечные лучи. Чем занимался зелёный Лист? »

. Затем произношу специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулировке проблемы. Побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы (например, сравнить с текстом учебника, провести опыт). Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Диалог может быть побуждающий и подводящий. Например: грибы это растения или животные (противоречие)? Какую роль играют бактерии: полезные или вредные?

       При организации учебной деятельности на уроке много внимания уделяю актуализации знаний, которая обогащает субъективный опыт учащихся, стимулирует проявление инициативы и самостоятельности. Толчком к открытию новых знаний опять же может быть слово, фраза, рисунок - всё, что создаёт поток ассоциаций, ощущений, воспоминаний, дающих возможность погрузить каждого ученика в обсуждаемую проблему. Например: «Я вам расскажу странную историю…» («Манна с неба» при изучении темы «Лишайники»).

      Для определения темы урока «Роль бактерий в природе и жизни человека» читаю стихи: «Невидимки служат людям: варят пищу, хлеб пекут,

             Урожаи повышают, от болезней берегут.

             Но порой они коварны: вызывают гепатит,

             Тиф, холеру, малярию, скарлатину и бронхит.

             Путь нелёгок в мир микробов, чтоб их пользу умножать

             И с инфекцией бороться, мы их будем изучать».

        Для определения учебной задачи часто использую принцип отделение знания от незнания. В 5 классе при изучении темы «Покрытосеменные» на доске вывешиваю карточки с изображением представителей различных Отделов растений и предлагаю учащимся убрать те из них, которые уже изучены. Усложняя задачу, предлагаю назвать главные признаки  данных Отделов. Оставшиеся карточки помогут учащимся определить тему нового урока и его цели. Например, в 6 классе, при изучении темы «Цветок - укороченный, видоизменённый побег», на доске рисую цветковое растение и предлагаю учащимся подписать уже изученные органы (корень, стебель, лист). Задав вопрос, а какой орган предстоит изучить, учащиеся легко делают вывод, что неизученным остался цветок. Значит, он и будет темой данного урока и, соответственно, ставят цели. При изучении темы «Условия прорастания семян» в начале урока даю тест, заведомо зная, что учащиеся с некоторыми вопросами  не справятся. Затем, подвожу учащихся к выводу, что вопросы, на которые они не смогли ответить и будут задачами данного урока.

          Для определения учебных действий в теме «Процессы жизнедеятельности клетки» читаю стихи, где акцентирую внимание учащихся на подчеркнутые строчки.

               Разрезаем спелый плод -повреждаем клетки,

               Вытекает тут же сок, сладкий он нередко.

               В вакуолях обнаружен сока сладкого запас –

               Клеткам он для пищи нужен, служит пищей и для нас.

               Сок в капусте и малине, в огурцах есть и рябине.

               Протекает в хлоропластах множество процессов разных.

               А ядро у всех растений служит клеткам для деленья.

               И растения растут, если клетки в них живут.

               Ну, а если отмирают, то растения погибают.

          При первичном контроле по теме урока предлагаю текст с ошибками. Например, «Бактерии - одноклеточные организмы. Они не имеют плотной оболочки, поэтому, их форма постоянно меняется. В центре бактериальной клетки имеется ядро. Бактерии живут только в тёплых условиях. Большинство бактерий само себе готовит пищу и поэтому, играет в жизни природы исключительно положительную роль. С наступлением неблагоприятных условий бактерии погибают». Очень нравиться семиклассникам играть в «мюнхаузенцев», когда они сами составляют рассказы с ошибками, а затем читают их друг другу. Использую также  стихи- загадки, тесты и т. д.

           Очень важным этапом урока является  рефлексия. Она может быть проведена в виде  аукциона знаний (продажа картины) или вопросов: был ли данный урок интересен для тебя? Считаешь ли ты, что материал урока был полезен для тебя? Где ты сможешь применить полученную информацию? Удалось ли тебе сделать открытие на сегодняшнем уроке?

  В 6 классе по теме «Соцветия» использую следующий текст: «Однажды все цветы собрались вместе и стали друг перед дружкой хвастаться и сказки рассказывать.

Начал одуванчик:

- Мой колос состоит из пяти сидячих цветков, расположенных на расширенном мясистом цветоложе.

- Ну, если так, то моё соцветие называется корзинка, - перебил его подорожник. - Цветков в моём соцветии много, и сидят они на общей длинной цветоножке рядками, как солдатики. Я во всём порядок люблю.

- Нет, это моё соцветие называется корзинка,- вмешалась ромашка и позвала на помощь девочку Женю, которая училась в 6классе и уже знала, как помочь растениям в этом споре.

- А знаешь ли ты?

       На каждом этапе урока важна самооценка знаний учащимися, которая помогает определить незнание и его причину. Домашнее задание стараюсь давать дифференцированно. Задаю вопросы продуктивного характера, предполагающие применение знаний в новой ситуации, интересные сообщения, презентации, схемы, таблицы и т. д.

       Проблемно-диалогические уроки хорошо сочетаются с системно-деятельностным подходом и  формируют  все виды УУД у учащихся:

        *познавательные (видеть и формулировать проблему, структурировать знания, уметь строить высказывание);

        *регулятивные (целеполагание, контроль, оценка, отделение знаний от незнаний);

        *личностные (самоопределение - какой смысл имеет для него учение);

         *коммуникативные (постановка вопросов, умение выражать свои мысли, работать в паре или группе).

         На моих уроках учащиеся участвуют в диалоге друг с другом, работают в группах, учатся владеть моно и диалогическими формами речи, проводить исследования и создавать проекты.

          Системно-деятельностный подход в организации процесса обучения:

– обеспечивает учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

– создаёт условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

         Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подходы к преподаванию информатики в соответствии с требованиями ФГОС

Образование должно ориентироваться на будущее. А будущее требует от человека умения работать с большими потоками информации. При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в соврем...

Из опыта работы: "Системно-деятельностный подход в преподавании биологии в рамках реализации ФГОС"

Ключевой концептуальной педагогической идеей МБОУ «Мужевская СОШ им. Н. В. Архангельского» в русле которой выстраивается вся педагогическая деятельность: сделать выпускника школы конкурент...