Практический опыт внедрение православного компонента на уроках математики
статья

Формирование основ православной культуры в курсе предмета математика заключается в создании образовательного пространства, способствующего формированию у учащихся целостного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей православия; максимальному раскрытию интеллектуального, творческого потенциала учащегося, способного в дальнейшем оценить духовный смысл общественных и культурных явлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Составитель: учитель математики

Трофимова Н.А., 1 категория

м. Сольба 2019г.

Формирование основ православной культуры в курсе предмета математика заключается в создании образовательного пространства, способствующего формированию у учащихся целостного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей православия; максимальному раскрытию интеллектуального, творческого потенциала учащегося, способного в дальнейшем оценить духовный смысл общественных и культурных явлений. 

МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС

Тема натуральные числа

Язык геометрических рисунков

Геометрия – происходит от греческих слов «geo»-земля metro-мерить. Существует особый математический язык- язык рисунков и чертежей, который помогает людям особенно архитекторам воплощать идеи, замыслы образы будущих сооружений на бумаге. Сначала научится читать отрезки, прямые, точки и фигуры. Далее на основе фото и чертежа фасада Храма Христа спасителя в Москве сравнить чертеж и фото (отличия и схожесть изображений), найти известные геометрические фигуры.

Прямая. Отрезок. Луч.

Разобрать с детьми тему урока, научить распознавать прямую, отрезок и луч. Продолжить отработку материала по чертежу фасада Храма Христа спасителя в Москве искать прямые, отрезки, лучи.

Сравнение отрезков. Длинна отрезка

Разобрать устно номера 87, 88. Далее по чертежу фасада Храма Христа спасителя в Москве сравнивать отрезки, длины отрезков и отмечать равные отрезки одинаковым количеством черточек.

Ломанная

Как обозначаются ломанные их разновидности (на чертеже и на математическом языке). Потом по чертежу фасада Храма Христа спасителя в Москве искать ломанные, обозначать звенья ломанной и т.д.

Координатный луч

Поместить в основание чертежа фасада Храма, а так же вдоль левой или правой вертикальной линии Христа спасителя в Москве координатную прямую (сначала приблизительную, а затем в метрах) из источника [1] взять рис 5 (а), рис 15. Можно познакомить со старыми мерами длинны (сажень, локоть, ладонь и т.д.). Сообщить размеры фасада храма. http://www.vidania.ru/temple/temple_moscow/hss19_osnovnye_razmery_hrama.html 

Прикидка результатов округления

Разработать задачи на основе сведений для постройки Храма Христа спасителя использовано: Кирпич - 8 млн. штук, 23 тыс. куб. м., Мрамор наружных стен - 18,5 тыс. кв. м., Металлопрокат и арматура - 21 тыс. тонн. Бетон - 140,1 тыс. куб. м. Раствор - 9,8 тыс. куб. м. http://www.vidania.ru/temple/temple_moscow/hss19_osnovnye_razmery_hrama.html 

Прямоугольник

На основе изображения Храма Христа спасителя в Москве найти прямоугольники. из источника [1] взять рис 5 (а) посчитать площадь по клеточкам

Математический язык

Взять задачи разработанные в теме «Прикидка результатов» вопросы к задачам:

Сколько стоит кирпич, стоимость 3 кирпичей, стоимость 10 кирпичей и т.д.

Геометрические фигуры

Определение угла. Развернутый угол.

На основе фасада изображения Храма Христа спасителя в Москве найти прямые, развернутые и т.д. углы (острые углы рассмотреть между основанием и стенкой купола, маковкой купола и т.д.)

Сравнение Углов Наложением

На основе чертежа фасада Храма Христа спасителя в Москве, используя интерактивную доску делать копии прямых, острых (см. тему Определение угла. Развернутый угол) и развернутых углов копировать и показывать наложением что углы равны.

Свойство углов треугольника

Задачи №598 стр. 162 [2] сопоставить изображения задачи №598 планами различных храмов

Расстояние между двумя точками. Масштаб.

Для изучения масштаба взять фото Храма Христа спасителя (вид сверху), его чертеж и фото со спутника и сравнить с планом местности того же Храма.

Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые.

Сначала разобрать задачу № 608 [2]. По чертежу фасада Храма Христа спасителя в Москве, используя интерактивную доску, брать различные точки,  проводить прямые линии и сделать вывод о том, что наикратчайшее расстояние от точки до прямой есть угол в 90 градусов (перпендикуляр к прямой)

Геометрическое тело

Прямоугольный параллелепипед.

После изучения темы урока и основных сведений о данной фигуре, рассмотреть соседние здания (в окне), изображения различных храмов используя фото сделать вывод, о том что в основе любого здания, комнаты, класса, коридора лежит фигура – прямоугольный  параллелепипед.

Объем прямоугольного параллелепипеда

После изучения темы урока, рассмотреть пакеты молоком и т.д., классные комнаты, аквариумы и храмовые строения и сравнить внутренние объемы помещений например:  Общий объем Храма  Христа спасителя - 194,9 тыс. куб. м.

МАТЕМАТИКА  6 КЛАСС [3]

Положительные и отрицательные числа. Координаты.

Поворот и центральная симметрия

Поле изучения темы. Рассмотреть фасады различных храмов, а так же планов местности под строительство храма, найти осевую и центральную симметрии. (По возможности рассмотреть возможность поворота на тех же изображениях)  

Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая.

После изучения темы рассмотреть вертикальную координатную прямую на основе Храма Рождества Христова (г. Нижневартовск), если за нуль принять уровень земли, то положение относительно нуля «верхнего» и «нижнего» храма. Рассмотреть положение различных храмов относительно уровня моря 

13 самых прекрасных храмов мираhttp://fb.ru/post/religion/2015/9/22/1753

Параллельность прямых

Ввести понятие параллельных прямых, где в жизни нашли применение параллельные прямые. Поиск параллельных прямых на основе изображения плана и храма Христа спасителя в Москве, а также казанского собора в Санкт-Петербурге

Осевая симметрия

Поле изучения темы. Рассмотреть фасады различных храмов, а так же планов местности под строительство храма, найти осевую и центральную симметрии.

Математика вокруг нас

Отношения двух чисел. Пропорция.

После изучения темы рассмотреть изображение различной известной  храмовой архитектуры соотношение длины и высоты, длины и ширины и как по известному отношению найти длину, ширину, высоту и т.д.

Диаграммы

В качестве домашнего задания после изучения темы можно предложить построить различные типы сравнительных диаграмм: самых высоких и низких храмовых строений, или самых старых и новых храмовых строений, а также отношение длины, ширины, высоты одного из известных храмовых строений

Пропорциональность величин

После изучения темы рассмотреть изображение различной известной  храмовой архитектуры соотношение длины и высоты, длины и ширины и как по известному отношению найти длину, ширину, высоту и т.д. Дать понятие «золотого сечения», можно предложить детям создать реферат или проект по золотому сечению.

Решение задач при помощи пропорций

Решать задачи на основе известных данных по использованию различных материалов при строительстве Храма Христа спасителя: Кирпич - 8 млн. штук, 23 тыс. куб. м., Мрамор наружных стен - 18,5 тыс. кв. м., Металлопрокат и арматура - 21 тыс. тонн. Бетон - 140,1 тыс. куб. м. Раствор - 9,8 тыс. куб. м. http://www.vidania.ru/temple/temple_moscow/hss19_osnovnye_razmery_hrama.html 

Первое знакомство с понятием «вероятность»

Составить задачи на соотношение длины и высоты, длины и ширины и т.д. различной известной  храмовой архитектуры или же известного детям с 5 класса Храма Христа спасителя.

ГЕОМЕТРИЯ 7 КЛАСС [4]

Построение прямых углов на местности

Для чего нужен прямой угол, где применяется в жизни.  Почему храмы стоят «вечно», история самых старых храмов в России, около 12 века н.э. http://www.hramy.ru/

В мире http://topwonderfulplaces.com/samye-starye-cerkvi-v-mire/ около 3 века до н.э.

История о «Пизанской» башне –это колокольная башня, часть ансамбля городского собора Санта-Мария Ассунта (Пизанский собор) в городе Пиза, получившая всемирную известность благодаря непреднамеренному наклону. Наклон башни, вызванный мягкостью почвы, происходил по мере строительства, завершившегося в 1360 году. Процесс «падения» закончился лишь в 2008 году.

Определение параллельности прямых

Ввести понятие параллельных прямых, где в жизни нашли применение параллельные прямые. Поиск параллельных прямых на основе изображения плана и храма Христа спасителя в Москве, а также Казанского собора в Санкт-Петербурге 

ГЕОМЕТРИЯ 8 КЛАСС [4]

Четырехугольники

Какие фигуры называются четырехугольниками. Где применяются. На основе фото со спутника план- карта города Нижневартовска http://u-karty.ru/sputnik/nizhnevartovsk-so-sputnika.html, рассмотреть четырёхугольники, на основе плана-карты  храма Рождества Христова в Нижневартовске (использовать 2 Gis) отыскать четырехугольники. Сделать вывод о самом распространенном четырехугольнике-прямоугольнике.  

Площадь прямоугольника, параллелограмма.

Рассмотреть задачи, отсыпка площадки для храма, основание храма,  необходимое количество плитки для пола  в храме и  около дома притчи, облагораживание территории храма (цветники, дорожки, и т.д.)

Осевая и центральная симметрия

Рассматриваем симметрию на основе изображений различных фасадов храмов, планов местности под строительство храма. найти осевую и центральную симметрии.

ГЕОМЕТРИЯ 9 КЛАСС [4]

Решение задач по теме: «Симметрии»

Решение задач на основе изображений храмов. Составить  задачи, используя изображений фасадов различных храмов, а так же планов храмов, планов местности под строительство храма, найти осевую и центральную симметрии. (По возможности рассмотреть возможность поворота на тех же изображениях).  

Параллельный перенос

Решение задач на основе изображений храмов. Составить  задачи используя изображений фасадов различных храмов, а так же планов храмов, планов местности под строительство храма, найти параллельный перенос (По возможности рассмотреть возможность поворота на тех же изображениях)  Решение задач на основе изображений храмов.

Поворот

Решение задач на основе изображений храмов. Составить  задачи используя изображений фасадов различных храмов, а так же планов храмов, планов местности под строительство храма, рассмотреть возможность поворота на тех же изображениях.  Решение задач на основе изображений храмов.

Организация самостоятельной деятельности учащихся:

Темы рефератов

Темы проектов

Темы творческих работ

История храма Рождества Христово в Нижневартовске.

Сравнительный анализ архитектуры храма Христа спасителя в Москве и Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Составить  задачи, используя изображений фасадов различных храмов, а так же планов храмов, планов местности под строительство храма, рассмотреть возможность поворота на тех же изображениях.  

Решение задач на основе изображений храмов.

История о «Пизанской» башне – это колокольная башня, часть ансамбля городского собора Санта-Мария Ассунта

Храмы России.

Составить  задачи, используя изображений фасадов различных храмов, а так же планов храмов, планов местности под строительство храма, найти осевую и центральную симметрии. (По возможности рассмотреть возможность поворота на тех же изображениях).  

История строительства

Храма Христа спасителя в Москве.

«История церквей в Ханты - мансийском округе»

Поиск параллельных прямых на основе изображения плана и храма Христа спасителя в Москве, а также Казанского собора в Санкт-Петербурге

Русский православный храм.

Математическая точность в строительстве русских храмов.

Составить задачи на соотношение длины и высоты, длины и ширины и т.д. различной известной  храмовой архитектуры или же известного детям с 5 класса Храма Христа спасителя.

Список источников:

  1. Сергеев П.В. Исследование метрики  построение храма Христа спасителя и его исторических предшественников. Главный архитектор OOO “Товарищество реставраторов» Москва 2013 год/ Россия. http://www.marhi.ru/AMIT/2013/3kvart13/sergeev/sergeev.pdf 
  2. Зубарева И.И. Математика 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений» / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012 г. 
  3. Зубарева И.И. Математика 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений» / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012 г. 
  4. Геометрия, 7-9: Учеб.для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М. : Просвещение, 2015 год.
  5.  Наука и религия. Святитель Лука (Войно- Ясенецкий). «Троицкое слово», 2001 год.
  6. Православное мировоззрение и современное естествознание. Священник Тимофей,  2004 год.
  7. Мир Божие творение. (беседы со старшеклассниками). Николай Колчуринский. Москва 2000 год.
  8. Научно - просветительский журнал. Духовно-нравственное воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение современных технологий на уроках математики в целях повышения качества образования

Сложное экономическое  положение,  новые  рыночные отношения  поставили  перед  школой  задачу: в  короткий  срок  воспитать  и  вооружить...

Внедрение современных технологий на уроках математики в целях повышения качества знаний обучающихся

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу: в короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место ...

Использование православного компонента на уроках мировой художественной культуры как средства духовно-нравственного воспитания обучающихся.

На своих уроках я всё чаще использую православный компонент, позволяющий погрузить ученика в мир Православной культуры, помогающей понять человеку смысл жизни, как высочайшего откровения о бытии, знак...

Внедрение регионального компонента на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности разных народов, проживающих на территории России – актуальная проблема воспитания духовно богатой личности. В данной статье рассма...

Презентация на тему: "Формы уроков по реализации культурологического компонента на уроках математики"

Введение культурологического компонента математического образования требует и нестандартных подходов к формам урока. Встреча с культурой прошлого должна быть яркой, запоминающейся. О том, какие формы ...

РАС: теоретические аспекты и практический опыт внедрения системы межведомственного ваимодействия в работе ППМС-центра

Службы ранней помощи стали появляться в образовательных организациях, потому что большая часть детства ребенка должна проходить в детской среде со сверстниками, развитие и обучение должны осуществлять...

Внедрение православного компонента на уроках гео-графии и биологии

Реализация православного компонента содержания школьного географического и биологического образования не просто позволяет углубить знания по предметам.  Она дает возможность:осознать свою ответст...