Практический опыт внедрение православного компонента на уроках математики
статья
Формирование основ православной культуры в курсе предмета математика заключается в создании образовательного пространства, способствующего формированию у учащихся целостного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей православия; максимальному раскрытию интеллектуального, творческого потенциала учащегося, способного в дальнейшем оценить духовный смысл общественных и культурных явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2019_prakticheskiy_opyt_vnedrenie_pravoslavnogo_komponenta_na_urokah_matematiki.docx | 29.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»
ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Составитель: учитель математики
Трофимова Н.А., 1 категория
м. Сольба 2019г.
Формирование основ православной культуры в курсе предмета математика заключается в создании образовательного пространства, способствующего формированию у учащихся целостного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей православия; максимальному раскрытию интеллектуального, творческого потенциала учащегося, способного в дальнейшем оценить духовный смысл общественных и культурных явлений.
МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС | |
Тема натуральные числа | |
Язык геометрических рисунков | Геометрия – происходит от греческих слов «geo»-земля metro-мерить. Существует особый математический язык- язык рисунков и чертежей, который помогает людям особенно архитекторам воплощать идеи, замыслы образы будущих сооружений на бумаге. Сначала научится читать отрезки, прямые, точки и фигуры. Далее на основе фото и чертежа фасада Храма Христа спасителя в Москве сравнить чертеж и фото (отличия и схожесть изображений), найти известные геометрические фигуры. |
Прямая. Отрезок. Луч. | Разобрать с детьми тему урока, научить распознавать прямую, отрезок и луч. Продолжить отработку материала по чертежу фасада Храма Христа спасителя в Москве искать прямые, отрезки, лучи. |
Сравнение отрезков. Длинна отрезка | Разобрать устно номера 87, 88. Далее по чертежу фасада Храма Христа спасителя в Москве сравнивать отрезки, длины отрезков и отмечать равные отрезки одинаковым количеством черточек. |
Ломанная | Как обозначаются ломанные их разновидности (на чертеже и на математическом языке). Потом по чертежу фасада Храма Христа спасителя в Москве искать ломанные, обозначать звенья ломанной и т.д. |
Координатный луч | Поместить в основание чертежа фасада Храма, а так же вдоль левой или правой вертикальной линии Христа спасителя в Москве координатную прямую (сначала приблизительную, а затем в метрах) из источника [1] взять рис 5 (а), рис 15. Можно познакомить со старыми мерами длинны (сажень, локоть, ладонь и т.д.). Сообщить размеры фасада храма. http://www.vidania.ru/temple/temple_moscow/hss19_osnovnye_razmery_hrama.html |
Прикидка результатов округления | Разработать задачи на основе сведений для постройки Храма Христа спасителя использовано: Кирпич - 8 млн. штук, 23 тыс. куб. м., Мрамор наружных стен - 18,5 тыс. кв. м., Металлопрокат и арматура - 21 тыс. тонн. Бетон - 140,1 тыс. куб. м. Раствор - 9,8 тыс. куб. м. http://www.vidania.ru/temple/temple_moscow/hss19_osnovnye_razmery_hrama.html |
Прямоугольник | На основе изображения Храма Христа спасителя в Москве найти прямоугольники. из источника [1] взять рис 5 (а) посчитать площадь по клеточкам |
Математический язык | Взять задачи разработанные в теме «Прикидка результатов» вопросы к задачам: Сколько стоит кирпич, стоимость 3 кирпичей, стоимость 10 кирпичей и т.д. |
Геометрические фигуры | |
Определение угла. Развернутый угол. | На основе фасада изображения Храма Христа спасителя в Москве найти прямые, развернутые и т.д. углы (острые углы рассмотреть между основанием и стенкой купола, маковкой купола и т.д.) |
Сравнение Углов Наложением | На основе чертежа фасада Храма Христа спасителя в Москве, используя интерактивную доску делать копии прямых, острых (см. тему Определение угла. Развернутый угол) и развернутых углов копировать и показывать наложением что углы равны. |
Свойство углов треугольника | Задачи №598 стр. 162 [2] сопоставить изображения задачи №598 планами различных храмов |
Расстояние между двумя точками. Масштаб. | Для изучения масштаба взять фото Храма Христа спасителя (вид сверху), его чертеж и фото со спутника и сравнить с планом местности того же Храма. |
Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые. | Сначала разобрать задачу № 608 [2]. По чертежу фасада Храма Христа спасителя в Москве, используя интерактивную доску, брать различные точки, проводить прямые линии и сделать вывод о том, что наикратчайшее расстояние от точки до прямой есть угол в 90 градусов (перпендикуляр к прямой) |
Геометрическое тело | |
Прямоугольный параллелепипед. | После изучения темы урока и основных сведений о данной фигуре, рассмотреть соседние здания (в окне), изображения различных храмов используя фото сделать вывод, о том что в основе любого здания, комнаты, класса, коридора лежит фигура – прямоугольный параллелепипед. |
Объем прямоугольного параллелепипеда | После изучения темы урока, рассмотреть пакеты молоком и т.д., классные комнаты, аквариумы и храмовые строения и сравнить внутренние объемы помещений например: Общий объем Храма Христа спасителя - 194,9 тыс. куб. м. |
МАТЕМАТИКА 6 КЛАСС [3] | |
Положительные и отрицательные числа. Координаты. | |
Поворот и центральная симметрия | Поле изучения темы. Рассмотреть фасады различных храмов, а так же планов местности под строительство храма, найти осевую и центральную симметрии. (По возможности рассмотреть возможность поворота на тех же изображениях) |
Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая. | После изучения темы рассмотреть вертикальную координатную прямую на основе Храма Рождества Христова (г. Нижневартовск), если за нуль принять уровень земли, то положение относительно нуля «верхнего» и «нижнего» храма. Рассмотреть положение различных храмов относительно уровня моря 13 самых прекрасных храмов мираhttp://fb.ru/post/religion/2015/9/22/1753 |
Параллельность прямых | Ввести понятие параллельных прямых, где в жизни нашли применение параллельные прямые. Поиск параллельных прямых на основе изображения плана и храма Христа спасителя в Москве, а также казанского собора в Санкт-Петербурге |
Осевая симметрия | Поле изучения темы. Рассмотреть фасады различных храмов, а так же планов местности под строительство храма, найти осевую и центральную симметрии. |
Математика вокруг нас | |
Отношения двух чисел. Пропорция. | После изучения темы рассмотреть изображение различной известной храмовой архитектуры соотношение длины и высоты, длины и ширины и как по известному отношению найти длину, ширину, высоту и т.д. |
Диаграммы | В качестве домашнего задания после изучения темы можно предложить построить различные типы сравнительных диаграмм: самых высоких и низких храмовых строений, или самых старых и новых храмовых строений, а также отношение длины, ширины, высоты одного из известных храмовых строений |
Пропорциональность величин | После изучения темы рассмотреть изображение различной известной храмовой архитектуры соотношение длины и высоты, длины и ширины и как по известному отношению найти длину, ширину, высоту и т.д. Дать понятие «золотого сечения», можно предложить детям создать реферат или проект по золотому сечению. |
Решение задач при помощи пропорций | Решать задачи на основе известных данных по использованию различных материалов при строительстве Храма Христа спасителя: Кирпич - 8 млн. штук, 23 тыс. куб. м., Мрамор наружных стен - 18,5 тыс. кв. м., Металлопрокат и арматура - 21 тыс. тонн. Бетон - 140,1 тыс. куб. м. Раствор - 9,8 тыс. куб. м. http://www.vidania.ru/temple/temple_moscow/hss19_osnovnye_razmery_hrama.html |
Первое знакомство с понятием «вероятность» | Составить задачи на соотношение длины и высоты, длины и ширины и т.д. различной известной храмовой архитектуры или же известного детям с 5 класса Храма Христа спасителя. |
ГЕОМЕТРИЯ 7 КЛАСС [4] | |
Построение прямых углов на местности | Для чего нужен прямой угол, где применяется в жизни. Почему храмы стоят «вечно», история самых старых храмов в России, около 12 века н.э. http://www.hramy.ru/ В мире http://topwonderfulplaces.com/samye-starye-cerkvi-v-mire/ около 3 века до н.э. История о «Пизанской» башне –это колокольная башня, часть ансамбля городского собора Санта-Мария Ассунта (Пизанский собор) в городе Пиза, получившая всемирную известность благодаря непреднамеренному наклону. Наклон башни, вызванный мягкостью почвы, происходил по мере строительства, завершившегося в 1360 году. Процесс «падения» закончился лишь в 2008 году. |
Определение параллельности прямых | Ввести понятие параллельных прямых, где в жизни нашли применение параллельные прямые. Поиск параллельных прямых на основе изображения плана и храма Христа спасителя в Москве, а также Казанского собора в Санкт-Петербурге |
ГЕОМЕТРИЯ 8 КЛАСС [4] | |
Четырехугольники | Какие фигуры называются четырехугольниками. Где применяются. На основе фото со спутника план- карта города Нижневартовска http://u-karty.ru/sputnik/nizhnevartovsk-so-sputnika.html, рассмотреть четырёхугольники, на основе плана-карты храма Рождества Христова в Нижневартовске (использовать 2 Gis) отыскать четырехугольники. Сделать вывод о самом распространенном четырехугольнике-прямоугольнике. |
Площадь прямоугольника, параллелограмма. | Рассмотреть задачи, отсыпка площадки для храма, основание храма, необходимое количество плитки для пола в храме и около дома притчи, облагораживание территории храма (цветники, дорожки, и т.д.) |
Осевая и центральная симметрия | Рассматриваем симметрию на основе изображений различных фасадов храмов, планов местности под строительство храма. найти осевую и центральную симметрии. |
ГЕОМЕТРИЯ 9 КЛАСС [4] | |
Решение задач по теме: «Симметрии» | Решение задач на основе изображений храмов. Составить задачи, используя изображений фасадов различных храмов, а так же планов храмов, планов местности под строительство храма, найти осевую и центральную симметрии. (По возможности рассмотреть возможность поворота на тех же изображениях). |
Параллельный перенос | Решение задач на основе изображений храмов. Составить задачи используя изображений фасадов различных храмов, а так же планов храмов, планов местности под строительство храма, найти параллельный перенос (По возможности рассмотреть возможность поворота на тех же изображениях) Решение задач на основе изображений храмов. |
Поворот | Решение задач на основе изображений храмов. Составить задачи используя изображений фасадов различных храмов, а так же планов храмов, планов местности под строительство храма, рассмотреть возможность поворота на тех же изображениях. Решение задач на основе изображений храмов. |
Организация самостоятельной деятельности учащихся:
Темы рефератов | Темы проектов | Темы творческих работ |
История храма Рождества Христово в Нижневартовске. | Сравнительный анализ архитектуры храма Христа спасителя в Москве и Казанского собора в Санкт-Петербурге. | Составить задачи, используя изображений фасадов различных храмов, а так же планов храмов, планов местности под строительство храма, рассмотреть возможность поворота на тех же изображениях. Решение задач на основе изображений храмов. |
История о «Пизанской» башне – это колокольная башня, часть ансамбля городского собора Санта-Мария Ассунта | Храмы России. | Составить задачи, используя изображений фасадов различных храмов, а так же планов храмов, планов местности под строительство храма, найти осевую и центральную симметрии. (По возможности рассмотреть возможность поворота на тех же изображениях). |
История строительства Храма Христа спасителя в Москве. | «История церквей в Ханты - мансийском округе» | Поиск параллельных прямых на основе изображения плана и храма Христа спасителя в Москве, а также Казанского собора в Санкт-Петербурге |
Русский православный храм. | Математическая точность в строительстве русских храмов. | Составить задачи на соотношение длины и высоты, длины и ширины и т.д. различной известной храмовой архитектуры или же известного детям с 5 класса Храма Христа спасителя. |
Список источников:
- Сергеев П.В. Исследование метрики построение храма Христа спасителя и его исторических предшественников. Главный архитектор OOO “Товарищество реставраторов» Москва 2013 год/ Россия. http://www.marhi.ru/AMIT/2013/3kvart13/sergeev/sergeev.pdf
- Зубарева И.И. Математика 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений» / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012 г.
- Зубарева И.И. Математика 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений» / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012 г.
- Геометрия, 7-9: Учеб.для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М. : Просвещение, 2015 год.
- Наука и религия. Святитель Лука (Войно- Ясенецкий). «Троицкое слово», 2001 год.
- Православное мировоззрение и современное естествознание. Священник Тимофей, 2004 год.
- Мир Божие творение. (беседы со старшеклассниками). Николай Колчуринский. Москва 2000 год.
- Научно - просветительский журнал. Духовно-нравственное воспитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение современных технологий на уроках математики в целях повышения качества образования
Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу: в короткий срок воспитать и вооружить...
Внедрение современных технологий на уроках математики в целях повышения качества знаний обучающихся
Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу: в короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место ...
Использование православного компонента на уроках мировой художественной культуры как средства духовно-нравственного воспитания обучающихся.
На своих уроках я всё чаще использую православный компонент, позволяющий погрузить ученика в мир Православной культуры, помогающей понять человеку смысл жизни, как высочайшего откровения о бытии, знак...
Внедрение регионального компонента на уроках музыки и во внеурочной деятельности
Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности разных народов, проживающих на территории России – актуальная проблема воспитания духовно богатой личности. В данной статье рассма...
Презентация на тему: "Формы уроков по реализации культурологического компонента на уроках математики"
Введение культурологического компонента математического образования требует и нестандартных подходов к формам урока. Встреча с культурой прошлого должна быть яркой, запоминающейся. О том, какие формы ...
РАС: теоретические аспекты и практический опыт внедрения системы межведомственного ваимодействия в работе ППМС-центра
Службы ранней помощи стали появляться в образовательных организациях, потому что большая часть детства ребенка должна проходить в детской среде со сверстниками, развитие и обучение должны осуществлять...
Внедрение православного компонента на уроках гео-графии и биологии
Реализация православного компонента содержания школьного географического и биологического образования не просто позволяет углубить знания по предметам. Она дает возможность:осознать свою ответст...