Развитие критического мысления на уроках математики и физики
статья

Пушкина Земфира Васильевна

В статье автор рассматривает приемы развития критического мышления на уроках математики и физики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие критического мышления на уроках математики и физики»

Пушкина Земфира Васильевна, учитель математики и физики

МБОУ СОШ №31 г. Йошкар-Олы

В статье автор рассматривает приемы развития критического мышления на уроках математики и физики.

Ключевые слова: критическое мышление, математика, физика, приемы.

Главная задача учителя -  организовать деятельность на уроке так, чтобы запустить механизмы развития обучающегося. Процесс самого развития зависит от того, как эта деятельность будет осуществляться.

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией; совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и помочь ему обобщить приобретённые знания.

Можно выделить  семь ключевых умений работы с информацией и приемы, позволяющие их развить:

1) Умение систематизировать и анализировать информацию: кластеры; таблица «Инсерт»; прием «общее - уникальное»; составление таблиц: концептуальной, сводной, «ПМИ» или «ПМ?»; стратегия «Фишбоун»; «бортовой журнал».

2) Умение вдумчиво читать и погружаться в информацию: «Инсерт»; дневники; чтение с остановками; стратегия «Идеал»; стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума», таблица «толстых» и «тонких» вопросов; таблица «ПМИ» или «ПМ?»; таблица «Сравнение источников».

3) Умение формулировать и решать проблемы: стратегия «Фишбоун»; стратегия  «Идеал».

4) Умение работать с понятиями: синквейн; концептуальное колесо; денотативный граф.

5) Умение вести аргументированную дискуссию: таблица «перекрестной дискуссии».

6) Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, рефлексировать: синквейн; кластеры; эссе и другие приемы рефлексивного письма; прием «общее-уникальное»; сводная таблица.

7) Коммуникативные умения: приемы парной и групповой работы: «зигзаг», таблицы.

На уроках математики и физики формирование и развитие этих умений возможны через различные приемы. Одними из наиболее популярных и наглядных приемов являются «Кластер» и «Фишбоун».

 Кластер - это способ графической организации текстовой информации.
Последовательность действий:

1) Посередине чистого листа написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.

2) Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).

https://documents.infourok.ru/3a50b065-e25d-452d-b2d1-e4415e71a7a2/1/image001.png

3) По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым  понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Прием «Фишбоун» используется для мотивации обучающихся к учебно-исследовательской деятельности. Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы».

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

C:\Users\User\Desktop\111111.jpg

1) Голова - проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

2) Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

3) Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

4) Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Используется  прием для индивидуальной работы с учащимися, при этом всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель - заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 7-10 минут. Затем обсуждение и заполнение общей схемы на доске. Для работы в группах можно использовать разные тексты.

Прием «Лови ошибку» можно применить при закреплении изученного материала. Текст,  содержащий ошибочную информацию, готовится заранее Учащимся необходимо выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

Б - скрытые, которые можно установить, только изучив материал.

Приём «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы» может быть началом урока. Дети выбирают утверждения, из числа предложенных учителем, которые считают верными. После знакомства с основной информацией, они оценивают достоверность выбранных ими утверждений, используя полученную на уроке информацию.

Приём «Инсерт»: при чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки.

Пометки должны быть следующие:

«v» если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

«–» если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

«+» если то, что вы читаете, является для вас новым;

«?» если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу «Инсерт», состоящую из четырех колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.  Или же  заполнить таблицу «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:  «v» – знаю, «+» – новое, «?» – вопросы.

Прием «Кубик». Данный прием используется на этапе осмысления.

Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1) Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)

2) Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)

3) Проассоциируй это... (Что это напоминает?)

4) Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)

5)  Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)

6) Приведи «за» и «против» … (Поддержи или опровергни это)

Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. После обсуждения группа выступает с сообщением.

Описанные приемы дают возможность  овладеть информацией, критически ее оценить, осмыслить и  находить нестандартные и красивые решения.

Литература:

1.Бойко О. Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры. // Pedsovet.su : https://pedsovet.su/metodika/priemy/5714 (дата обращения: 16.10.2022).

2.Волокитина Е.М. Основные методические приемы развития критического мышления // Инфоурок : https://pedsovet.su/metodika/priemy/5714 (дата обращения: 16.10.2022).

3. Кривовязь М.В. Приемы развития критического мышления // Инфоурок : https://infourok.ru/tehnologiya-razvitiya-kriticheskog-mishleniya-1935325.html (дата обращения: 16.10.2022).

4. Метед Н.Н. Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Инсерт" // Инфоурок : https://infourok.ru/priemy-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-cherez-chtenie-i-pismo-insert-4335376.html  (дата обращения: 16.10.2022).

5. https://infopedia.su/4x95b5.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по теме "Развитие критического мышления на уроках математики"

дается краткая характеристика приемов данной технологии, приводятся примеры из опыта работы по применению технологии критическогомышления на уроках математики...

Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности

Данная работа представляет собой  описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....

Использование технологии развития критического мышления на уроках математики (Описание опыта работы)

 ... часто приходится сталкиваться с мнением, что легко работать в таких классах, где каждый ребенок мотивирован на учение и обладает хорошими способностями. А как быть в классах, гд...

Выступление "Реализация элементов развития критического мышления на уроках математики"

Обобщение опыта работы в технологии критического мышления...

Методический семинар по теме «Развитие критического мышления на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся»

Методический семинар по теме «Развитие критического мышления на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся»...