Выступление "Реализация элементов развития критического мышления на уроках математики"
учебно-методический материал по алгебре по теме
Обобщение опыта работы в технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_elementov_tekhnologii_kriticheskogo_myshleniya.rar | 86.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
на областном фестивале педагогических идей «К вершинам профессионального мастерства»
г. Киров 2013год
Реализация элементов технологии развития критического мышления на уроках математики (слайд1)
(слайд 2) В основе ФГОС основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает как одно из направлений-активную учебно-познавательную деятельность. В результате изучения предметной области «Математика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление. Для решения этой задачи используются различные технологии, одной из которых является технология развития критического мышления (ТРКМ). Технология предполагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используется на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (слайд3) (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным(подлинным) каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
(слайд4)В технологии РКМ существует множество методических приемов для решения задач разных фаз базовой модели урока.
Остановлюсь на приемах, которые я чаще использую в своей работе.
(слайд5) Стадия вызова Прием: Верные и неверные утверждения» ( 7 класс тема « Свойства степени с натуральным показателем»)
Учитель объявляет учащимся тему урока и предлагает на основе имеющихся знаний оценить истинность или ложность утверждений, которые записаны в виде таблицы на доске и на отдельных листочках для учащихся
Верно ли, что | №1 24*25=29 | №2 35*32=31 | №3 00:4=4 | №4 (-2)3*(-2)2=25 | №5 (53)6=59 | №6 ((-1/3)2)2=(1/3)4 | №7 43*23=83 |
В начале урока | |||||||
В конце урока |
Верно ли, что | №8 х3*у2=х5 | №9 а0*(а5)3=а15 | №10 42=-24 | №11 (-6)4<0 | №12 0<(-5)7 | №13 -1,43=(-1,4)3 |
В начале урока | ||||||
В конце урока |
Ученики заполняют вторую строку таблицы, проставляя в каждой ячейке буквы «В» или «Н» в зависимости от того, как они оценивают то или иное выражение: как истинное или как ложное.
Учащиеся сравнивают результаты своих размышлений друг с другом в парах. Учитель просит 2-3 пары поделиться результатами своей работы. Выясняется, что мнения учащихся относительно истинности некоторых утверждений не совпали. Таким образом, возникла ситуация сомнения: кто прав?
(слайд 6) Прием «Кластер»-систематизация материала в виде схемы(рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.
Тема « Квадратные уравнения»-8класс
Стадия Содержания
(слайд7) Тема Треугольники
(слайд8) Стратегия «Карусель»-групповая работа
Тема «Четырехугольники» 8класс(свойства)
(слайд9) Прием «Перепутанные логические цепочки» (7 класс «Степень с натуральным показателем»
Соединить линиями соответствующие части высказывания:
…основание остается прежним, а показатели перемножаются. |
…в эту степень возводят каждый множитель и результаты перемножают. |
…основание остается прежним, а показатели складываются. |
…в эту степень возводят числитель и знаменатель и результаты делят. |
…основание остается прежним, а показатели вычитаются. |
При умножение степеней с одинаковыми основаниями… |
При делении степеней с одинаковыми основаниями… |
При возведении степени в степень… |
При возведении произведения в степень… |
При возведении дроби в степень… |
2. Повторяем правила вслух в виде цепочек заданий
35*32 | 32*5 |
35:32 | 25*35 |
(2*3)5 | 25:35 |
(32)5 | 32+5 |
(2/3)5 | 35-2 |
(слайд10)Прием «Понятийное колесо»
Схема может появляться в результате объяснения учителя или ученики самостоятельно достраивают схему, извлекая информацию, читая текст учебника
Тема «Понятие вектора»
(слайд 11) Прием «Графы» применяется для упорядочения изучаемой информации с целью прочного усвоения
Свойства степеней с натуральным показателем |
Умножения степеней | Деление степеней | Возведение степени в степень | Возведение в степень произведения | Возведение в степень дроби |
(слайд12)Прием «Инсерт»-читают текст и делают пометки
+ это я знал
- я это не знал
! это меня удивило
? хотел бы узнать подробнее
Неполные квадратные уравнения | решение | Наличие корней | Кол-во корней | пометка |
10х2=0 | Х2=0 Х=0 | есть | 1 | + |
6х2+12х=0 | 6х(х+2)=0 Х=0 или х=-2 | есть | 2 | + |
Х2-25=0 | Х2=25 Х=√25=5 Х=-√25=-5 | есть | 2 | ! |
Х2+9=0 | Х2=-9 | нет | - | ? |
Стадия РЕФЛЕКСИЯ
(слайд13) Прием «Синквейн»- пятистрочный белый стих( 1 существительное-тема; 2 прилагательных или причастия, раскрывающих тему; 3 глагола, описывающие действия, относящиеся к теме; предложение из 4 слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод.
Прямоугольный треугольник
Равнобедренный, египетский
Измерять, находить, обозначать
Важно знать теорему Пифагора
Тема «Симметрия»
Симметрия
Осевая, центральная (красиво)
Строить, удивляет, завораживает
Постоянно встречается в жизни ( любит во всем порядок)
(Слайд14) Прием «Дерево предсказаний» (домашнее задание)
Предложите различные способы доказательства формулы площади трапеции
Приемов технологии очень много. В процессе реализации главная задача состоит в том, чтобы поддерживать интерес учащихся, активность, уметь работать с различной информацией и применять её на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации по теме "Развитие критического мышления на уроках математики"
дается краткая характеристика приемов данной технологии, приводятся примеры из опыта работы по применению технологии критическогомышления на уроках математики...
Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности
Данная работа представляет собой описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....
Использование технологии развития критического мышления на уроках математики (Описание опыта работы)
... часто приходится сталкиваться с мнением, что легко работать в таких классах, где каждый ребенок мотивирован на учение и обладает хорошими способностями. А как быть в классах, гд...
Методический семинар по теме «Развитие критического мышления на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся»
Методический семинар по теме «Развитие критического мышления на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся»...
Технологии и формы развития критического мышления на уроках математики
Технология развития критического мышления является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично...
Развитие критического мышлени на уроках математики
В выступление раскрыто все то , что касается критического мышления...
Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках математики с целью развития личности учащихся.
Рассмотрены приемы используемые в технолологии критического мышления....