Доклад: « Совершенствование воспитательного процесса с целью своевременной активной помощи детям для их разностороннего развития и успешной социализации».
консультация

Создание условий для совершенствования профессиональной деятельности воспитателей и организации воспитательного процесса для повышения педагогического мастерства воспитателей по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_09_09.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

                            МИНИСТЕРСТВО

СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ

«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

      140301, Московская область, г.о. Егорьевск, ул. Лесная, дом 45

тел. 8(496)404-09-20

Тема: « Совершенствование воспитательного процесса с целью своевременной  активной помощи детям  для их разностороннего развития и успешной социализации».

                         Воспитатель: Логинова С.С.

Цель:

создание условий для совершенствования профессиональной деятельности воспитателей и организации воспитательного процесса для повышения педагогического мастерства воспитателей по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.

Задачи:

-формирование единых принципиальных подходов к воспитанию, социализации личности воспитанника;

-реализация творческих способностей воспитателей и обобщение педагогического опыта через организацию

-формирование единых принципиальных подходов к воспитанию, социализации личности воспитанника;

-реализация творческих способностей воспитателей и обобщение педагогического опыта через организацию открытых мероприятий воспитательного характера, обмена опытом;

-крытых мероприятий воспитательного характера, обмена опытом;

Методическая  тема: «Совершенствование воспитательного процесса с целью своевременной активной помощи детям ,для  их разностороннего развития и успешной социализации».

Цель: совершенствование методического мастерства воспитателей способствующего социализации личности с учётом современных требований и новых стандартов .

 Задачи: 1. Продолжать работу по повышению профессиональной компетентности , педагогического мастерства и научно-методического уровня воспитателей через активное участие в методических обучающих и развивающих мероприятиях (семинары различного уровня , встречи за круглым столом, обмен опытом, самообразование, посещение открытых занятий и уроков коллег, участие в конкурсах различного уровня и т.д.). 2. Продолжать изучать и адаптировать современные педагогические воспитательные технологии, способствующие всестороннему  развитию.

В современных условиях особенно актуальной является проблема социализации дошкольников. Это является основой для дальнейшего, успешного развития ребенка. Социализация личности – процесс сложный и противоречивый, в нем приходится постоянно преодолевать многочисленные препятствия и кризисы.

Однако детям это дается гораздо труднее. Сложности и противоречия, встречающиеся на их пути, затрудняют процесс социализации. В этом возрасте происходит ряд психофизических изменений в развитии ребенка; подготавливаются дальнейшие изменения ведущего вида деятельности, социальной группы, в которую при поступлении в школу войдет ребенок, меняется сущность позиции, которую занимает ребенок в глазах окружающих и самого себя. Значительной особенностью этого возраста является формирование самооценки. Ее содержание расширяется: дети начинают оценивать не только результаты своей деятельности, но и ее процесс; в сферу самооценки ребенка попадают его возможности и способности, а также качества личности.

Начало социализации личности относится к первым годам жизни человека, а ее окончание -  к периоду гражданской зрелости человека. Исследователями выделены три основных критерия этапов социализации:

  1. Время физического и социального созревания;
  2. Характер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности;
  3. Основные социальные институты (агенты) социализации.

Используя эти критерии, возможно выделение следующих этапов социализации:

  1. Младенчество (от рождения приблизительно до 3 лет).

На этом этапе основной формой деятельности выступает общение. Этот этап является для исследователей достаточно спорным, так, одни из них считают, что социализации на данном этапе нет, то есть до ребенка ее воздействия не доходят, другие же предполагают обратное. В качестве основных агентов социализации здесь выделяют ближайшее окружение ребенка: мать, отца, ближайших родственников, то есть всех тех, с кем ребенок непосредственно соотносится в этот период жизни.

  1. Детство (от трехлетнего возраста до отправления в школу, то есть до 6-7 лет).

Рассмотрим это время более подробно. Отметим, что детство у детей появилось относительно недавно. Например, в средние века детей воспринимали просто как маленьких взрослых, поэтому детства в нашем понимании этого слова у детей не было. Взрослые и дети находились в одной социальной среде вместе, носили практически одинаковую одежду и даже их вид деятельности был схож .

Что касается современной социализации на этом периоде, то для детей основным социализирующим фактором начинает выступать их основной вид деятельности, то есть игра. Из видов игр в данном случае – ролевая игра, которая дает возможность детям принять на себя разные социальные роли, обучиться им. Дети играют в дочки-матери, принимая на себя роли отцов и матерей, сестер, братьев и других членов семьи, в магазин, становясь продавцами и покупателями и т.д.

  1. Подростковый возраст (от 6 – 7 до 13-14 лет).

Подростковый период в жизни человека достаточно сложен. Любопытно, что во многих странах этот период в жизненном цикле людей не выделяется отдельно, не рассматривают как значимый социально.

Подростковый период характеризуется многочисленными изменениями в росте и развитии, которые считаются крайне важными. Дети в течение длительного времени пребывали в положении зависимых от взрослых, младших, теперь же они начинают равняться с этими же взрослыми по росту, силе, сложению, приближаться к ним. На этом этапе появляется множество важнейших перемен, можно даже сказать, настоящих жизненных переломов, важных для социализации детей.

         В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак, социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.

         

      Можно выделить следующие наиболее выраженные взгляды на социализацию. В соответствии с первым, социализация, прежде всего, выступает в качестве саморазвития личности в ходе ее взаимодействий с разными социальными группами, институтами, организациями. Если говорить о другой позиции, то социализация представляет собой процесс формирования человеческого организма в полноправную человеческую личность при взаимодействии индивидов с социальной средой.

        Само понятие «социализация» включает в себя такие измерения как личность и социальную среду (общество, коллектив, другие люди). Определение сущности процесса базируется на том, что непосредственно за этими отношениями стоит. Процесс социализации чаще всего понимают в качестве процесса адаптации либо приспособления. Эту трактовку можно назвать наиболее ранней.

       Хочется особо отметить, как важны для ребенка дошкольного возраста поддержка и поощрение его достижений родными и близкими. Но к сожалению, очень часто по ряду личных и социальных причин семья не часто оказывает нужного внимания ребенку, что приводит к проблемам в дальнейшем его развитии, формировании негативном представлении о себе, чувствам ненужности и не защищенности, а порой и к более тяжелым последствиям, о чем свидетельствует крайнее высокий уровень преступности среди молодежи. Причинами этого может выступать как нежелание, так и незнание, неумение оказывать такую поддержку.

     Умственное воспитание – это планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни и умение применять усвоенные знания в  деятельности.

     Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.

     Трудовое воспитание детей дошкольного возраста — это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на умственное и физическое развитие ребенка.

Воспитание – многофакторный процесс. В процессе воспитания происходит влияние как объективных, так и субъективных факторов.

Выделяется целая совокупность задач воспитания личности:

1. Философско-мировоззренческая подготовка молодежи и оказание ей помощи в профессиональном и личностном самоопределение.

2. Выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала в разнообразных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности и общении.

3. Формирование нравственной культуры личности, опыта общественного поведения и отношений.

4. Воспитание гражданских чувств, качеств и поведения.

5. Умственное воспитание, формирование опыта познавательной деятельности, способности к творчеству, потребности в непрерывном образовании и самообразовании.

     Концепция воспитательного процесса :

  - Быстрая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни, умение ориентироваться в социальной, культурной среде, сохранять свою мировоззренческую позицию.

   - Высокая социальная активность, целеустремленность и предприимчивость, стремление к поиску нового и способность находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях.

   - Потребность в жизненных достижениях и успехе, способность к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию и самовоспитанию.

-   Законопослушность, способность к объективной самооценке и конкуренции с другими.

-   Обладание национальным сознанием, патриотизмом, а также широтой взглядов и толерантностью.

В условиях современного общества проблема воспитания подрастающего поколения становится особенно актуальной.

Важной составляющей системы является воспитание культуры поведения, которая рассматривается как важная социальная, педагогическая и психологическая проблема, от успешного решения которой зависит развитие у подрастающего поколения высоких нравственных качеств.

Роль сюжетно-ролевой игры. Важную роль в фактическом становлении детей в качестве членов социума играют сюжетно-ролевые игры. Пресловутые «дочки-матери» и «войнушка» — не просто веселое времяпрепровождение, а вполне значимая попытка примерить на себя такие важные социальные роли, как родительские обязанности, долг защитника и воина. Догонялки и прятки, собирание построек из конструктора – даже эти занятия позволяют ребенку мысленно и эмоционально преображаться во взрослого человека, занятого важным и понятным делом.

   Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия воспитателя на ребенка с целью формирования у него совести, чести, человечности, правдивости и других черт характера, которые будут определять личность школьника как будущего сознательного гражданина Российской Федерации

   В воспитательной работе следует выделить три группы функций:

Первая группа связана с непосредственным влиянием педагога на воспитанника а именно:

- изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения и интересов;

- программирование воспитательных воздействий;

- реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с

- анализ эффективности воспитательных воздействий.

Вторая группа функций связана с созданием воспитательной среды:

- сплочение коллектива;

- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы ;

- включение воспитанника в различные виды деятельности;

- развитие детского самоуправления.

Третья группа функций направлена на коррекцию воздействий различных субъектов социальных отношений на ребенка

- социальная помощь;

- взаимодействие с педагогическим коллективом;

- нейтрализация негативных воздействий социума;

- взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

   При отборе средства главным для педагога являются ключевые воспитательные функции:

– наглядности, обеспечивающая наглядную опору учащимся в их представлении того явления, о котором идет речь и которое рассматривается: используемое педагогом средство как бы предлагает учащимся картинку того обобщенного явления, которое подвергается анализу;

– инициирования, возбуждения духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление проблемы жизни, смысла того или иного явления, значимости предмета для человека;

– инструментальная, обеспечивающая ребенку самостоятельное взаимодействие с предметами окружающей реальности как отражением изучаемых явлений: благодаря данной функции учащиеся могут предварительно в ходе групповой работы приобрести насущные умения, необходимые современному человеку в культурной жизни.

"Социально-коммуникативное развитие "-  направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Где объективно задаётся множество отношений, расширяются возможности для жизненного самоопределения детей. Ребенок включается в новую деятельность в новых условиях, в новом коллективе, что не менее важно. Организованная работа кружков позволяет максимально удовлетворить запрос родителей на развитие индивидуальных способностей детей, творческого потенциала. В ДОУ успешно работают 6 кружков. Дополнительное образование охватывает практически все направления развития и образования детей: художественно – эстетическое, речевое, познавательное, физическое. Это помогает дошкольнику легче адаптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться. Воспитанники  продолжают свое развитие в городских центрах дополнительного образования,  являются номинантами и победителями различных конкурсов детского художественного и музыкального творчества. Постоянно функционируют художественные выставки детских и детско-взрослых работ. Статус учреждения и конкурентоспособность выросли. Благодаря созданным условиям в семейном центре «Преображение» решаются задачи, способствующие успешной социализации ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности организации учебно-воспитательного процесса с целью повышения уровня образования школьников»

В данной статье идет речь об использовании различных средств в обучении для повышения интереса к изучению немецкого языка. Это и игровые приемы, и ролевые игры, и метод проектов и т. д. ...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Совершенствование образовательного процесса в целях повышения качества знаний"

Данный материал содержит информацию, о том, что такое качественное образование и из чего оно складывается. Кроме того, продемонстрированы пути повышения качества образования....

Совершенствование образовательного процесса с целью повышения качества знаний школьников

         Сегодня, когда компьютер прочно вошёл в повседневную жизнь, когда наши дети свободно используют его возможности и Интернет для игр и развлечений...

Использование ИКТ для учебно-воспитательного процесса с целью устранения умственных, физических и психологических перегрузок участников образовательного пространства.

Доклад  "Использование ИКТ для  учебно-воспитательного процесса с целью устранения умственных, физических и психологических перегрузок участников образовательного пространства"...

«Использование социально – активных технологий в воспитательном процессе с целью формирования гражданского – патриотического самосознания воспитанников в условиях временного коллектива»

laquo;Использование социально – активных технологий в воспитательном процессе с целью формирования гражданского – патриотического самосознания воспитанников в условиях временного кол...