Проектная деятельность на уроках физики.
статья
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроках физики.
Ремизова Ольга Игорьевна, преподаватель
ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»,
г. Лиски, Воронежской обл.
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, согласно распоряжения Минпросвещения РФ № Р-98 от 30.04.2021 г. «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования» предполагает изменение подходов к профессиональному образованию. Согласно методическим рекомендациям по проведению апробации методик по 8 общеобразовательным (обязательным) дисциплинам с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемым на базе основного общего образования, актуальной становится задача самостоятельности студента при решении сложных жизненных задач.
С целью профессиональной направленности в преподавании такой общеобразовательной дисциплины, как астрономия, считаю целесообразным применять групповой проект. С проектами мы сталкиваемся во многих областях деятельности – в экономике, культуре, спорте и других отраслях. Сегодня термин «проект» актуален и в образовании, возможно в первую очередь. Таким образом, проектирование, хотим мы этого, или не хотим, влияет на нашу жизнь, и сегодня, как никогда, этот термин вошел в обиход образовательной деятельности.
Сегодня студент выполняет множество индивидуальных и групповых работ – рефераты, доклады, сообщения и другое, но ни в одном из приведенных примеров работ, студент не задумывается над решением проблемы, не определяет способы ее решения, поскольку результат его работы зависит от используемых источников и не предполагает высокую степень творчества. Такой метод тоже оправдан, поскольку учит выделять главное из текста, систематизировать материал и прочее.
В системе образования нет до сих пор единого подхода к определению, что же такое проект? Но принципиальное отличие метода проектов очевидно - методов решения проблемы должно быть много, и выбор одного их из них должен быть сделан продуманно и обоснованно.
В настоящее время проектная и исследовательская деятельность студентов - это не только неотъемлемая часть образования, но отдельная система в образовании, одно из направлений его модернизации. Современный человек должен многое уметь для того, чтобы быть успешным в различных областях своей жизни. Важными требованиями к нему, предъявляемыми современным обществом, являются: умение работать в команде;
умение самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать информацию и оформлять добытые сведения, в том числе с использованием компьютерной техники;
умение выполнять исследовательскую работу; гибкость поведения, умение выступать в различных социальных ролях; развитые коммуникационные навыки.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Помимо этого решает еще одну очень важную задачу – избавляет от вопроса «зачем агроному, ветеринару или повару изучать такую дисциплину, как астрономия?» Этот вопрос просто не возникает. Студент на практике убеждается, что для качественного овладения профессией необходимы знания из различных дисциплин.
Метод проектов предполагает следовать строгой структуре при его выполнении.
Очень важным моментом является составление плана, так как он помогает эффективно организовать работу над текстом. План – это скелет текста.
Основными элементами проектирования являются - определение цели и задач проекта, определение собственно, проблемы - постановка гипотезы, выбор способа ее решения, определение ресурсов, составление плана действий, изучение проблемы, поиск путей ее решения, подведение итогов, оценка полученных результатов.
Проект характеризуется, прежде всего, наличием проблемы, которая должна быть в идеале, не предложена преподавателем, а должна быть актуальной для студентов, интересной им, соответствовать уровню их подготовки и мотивировать авторов на поиски решения. Например: «Влияние солнечной активности на урожайность злаковых культур», «Влияние лунного цикла на отел коров», «Создание эскиза для украшения торта».
Также важным этапом, от которого зависит результат, является постановка цели проектирования. Цель должна быть «конкретна, измерима, достижима, ориентирована на результат, соотносима с конкретным сроком». Например: «Изучить влияние солнечной активности на урожайность злаковых культур на территории РФ в период с 2020 по 2022 год», «Изучить влияние лунного цикла на отел коров в период с сентября 2022 по май 2023 года», « Изучить эффективные способы презентации торта на примере эскизов» и т. д.
Работа над проектом должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Эффективная презентация и представление проектов, является одним из главных профессиональных навыков. Этим навыкам можно и нужно обучаться. Во время оформления результатов исследования в виде презентаций и их обсуждения обращается внимание на способы доказательств, на оформление результатов, на выдвижение новых проблем исследования и т.п.
В заключение хочется сказать, что проект – один из способов организации самостоятельной работы студентов, работа над которым побуждает к глубокому погружению в литературу, расширяет словарный запас, заставляет читать, пользоваться каталогами библиотек, повышает уровень культуры общения.
Библиографический список:
- А. П. Бурсова, Е. Б. Турбинова, «Метод проектов как способ повышения мотивации студентов в среднем специальном образовании» «Образовательная среда сегодня: стратегии развития»: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. –Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015 –No 3 (4). – С. 236–238. –ISSN 2411-8184.
- Поляков, Н. А. Управление инновационными проектами : учебник и практикум / Н. А. Поляков, О. В. Мотовилов, Н. В. Лукашов. - Москва : Юрайт, 2019 - 330 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-534-00952-1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование проектной деятельности на уроках физики"
Статья была опубликована в газете "Льговские новости"...
«Проектная деятельность на уроках физики и астрономии»
В настоящее время метод проектов вновь приобрел довольно широкую популярность. Это обусловливается, прежде всего, наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образова...
Проектная деятельность на уроках физики в 7 классе
В работе представлены 2 презентации с разработкой уроков с элементами проектной деятельности на уроках физики в 7 классе. Оба урока были проведены в 7-в классе ГБОУ СОШ № 356 Московского района ...
Применение информационно - коммуникационных технологий при организации проектной деятельности на уроках физики, математики и во внеурочной деятельности.
Организация проектной деятельности с применение ИКТ - это наглядно, красочно, информативно. «Визуализируйте работу! Одна картинка стоит тысячи слов». Использование новых информационных технологи...
Проектная деятельность на уроках физики и во внеурочной деятельности по предмету
В современных условиях образования особенно актуальным становится применение на уроках новых технологий, целью которых является не только донесение знаний до учащихся, но и выявление, развитие, рост т...
Проектная деятельность на уроках физики
Необходимо осваивать метод проектно-исследовательской деятельности....
Проектная деятельность на уроках физики (Умный дом)
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. ...