Проектная деятельность на уроках физики
материал по физике
Необходимо осваивать метод проектно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_proektnaya_deyatelnost_na_urokah_fiziki.docx | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроках физики
Супругова З.В., учитель физики
г. Ельня, МБОУ Ельнинская СШ №2 им. К.И.Ракутина
Современное общество, в котором мы живем, меняется день ото дня. Современный ученик быстро приспосабливается к новым условиям жизни, активно использует информационные технологии, хочет получить те знания, которые помогут ему правильно найти свое место в жизни.
Возникает необходимость научиться добывать нужную информацию, уметь оценивать ее значимость и с ее помощью выявлять новые проблемы, выдвигать гипотезы, уметь находить и предлагать неординарные методы и средства решения проблем, за ограниченное время создавать продукт своей деятельности.
В настоящее время основной целью образования является не передача учащимся знаний в готовом виде, а вовлечение их в процесс добывания знаний, используя для этого доступные источники информации.
Необходимо осваивать метод проектно-исследовательской деятельности.
Метод проектов –это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы. Этот метод – одна из личностно – ориентированных технологий, способов организации самостоятельной деятельности учащихся
Метод проектов дает возможность:
- формировать информационную компетентность
- утвердить деятельностный подход в обучении
- индивидуализировать учебный процесс
- обеспечить практико-ориентированное обучение
- формировать коммуникативные компетентности (межличностное
общение, общение с помощью электронных средств связи и т.д.)
Меняются требования к учителю, занимающемуся проектной деятельностью:
-ему необходимо отказаться от авторитарного стиля обучения
-уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку
зрения
- владеть методами исследовательских, поисковых методов
- уметь интегрировать знания из различных областей
-быть руководителем и координатором, умеющим четко наладить
взаимодействие членов группы
Если проект создается в рамках учебного процесса, то можно смело говорить об учебном проекте, в результате которого осуществляется :
- поиск информации, необходимой для реализации идей проекта
- выработка гипотезы собственного исследования, экспериментальных
данных, теоретическое обоснование выдвигаемых идей
- практическая направленность проекта, отражающая личностно-
индивидуальную позицию
Основные требования к учебному проекту:
- работа над проектом направлена на разрешение конкретной проблемы
- выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта,
с пооперационной его разработки, в которой проводится перечень
конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных
- исследовательская работа учащихся – как обязательное условие каждого
проекта
- результатом работы должен быть продукт, который создается
участниками проекта в ходе решения поставленной задачи
- презентация продукта и его защита
- итогом работы будет портфолио, папка с рабочими материалами
. Физика — наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация проектно-исследовательской деятельности учащихся при изучении физики — необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной, интересной и полезной с точки зрения практической направленности.
Возникает вопрос: с чего начинать проектно-исследовательскую деятельность на уроках физики?
Начинать нужно с того, что может заинтересовать детей! В качестве домашних заданий ученикам предлагается написать рассказы и сочинения Вот несколько примеров этих работ: « Если бы не было трения», «Физика на моей кухне», «Физика в походе» .
Еще одной формой работы, которая нравится ученикам и позволяет им осваивать приемы проектно-исследовательской деятельности, является создание самодельных приборов, подготовка занимательных опытов (с последующей демонстрацией в классе).
Или, например: создание учащимися 7 класса информационного проекта «Планеты солнечной системы», лучшие работы были представлены на школьной предметной Неделе физики.
Навыки работы по реализации проектов, приобретённые в 7-8 классах, помогут учащимся ставить в старших классах более серьёзные проблемы и успешно решать их. Для проектно-исследовательской деятельности целесообразно выбирать групповую форму работы.
При выполнении проектно-исследовательских работ ребятами старших классов, у них возникает необходимость изучения научных публикаций, поиск новинок науки и техники, т. е. серьезная работа с литературой. Приобщаясь к научному поиску, дети учатся ориентироваться в огромном мире научных книг, журналов, пособий. Они учатся классифицировать собранный материал, обрабатывать, анализировать его, обобщать и делать выводы. Они обучаются умению излагать свои мысли на бумаге, вести публичную дискуссию, отстаивать собственные выводы. Вся эта работа ведет к переосмыслению, обогащению и углублению знаний, полученных на уроках физики.
Или, например, итогом работы учащихся стали компьютерные презентация на темы:
«МКС- Международная космическая станция»,
« Скафандры для открытого космоса».
Эти работы была представлены на школьном Дне Науки.
Презентации ученики выполняют, как правило, группами, затем проводится защита проекта, например, на Дне Науки :
« Экологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС».
Применение проектной деятельности – это явление времени, так как способствует становлению нового технологического мышления, получению опыта созидательной работы, решению конкретных школьных проблем, выявлению и использованию в образовательном процессе активной части учащихся,. способных принимать адекватные, быстрые, продуманные решения.
Любая лабораторная работа может стать мини – проектом, если проводить их не по подробной инструкции, за которой подчас теряется смысл всей работы, а поставить перед учащимися лишь задачу, для которой они сами должны выбрать оборудование, разработать план работы, самостоятельно провести эксперимент и сделать вывод. При таком исполнении, как правило, учащиеся лучше понимают, что они делают, лучше усваивают материал.
Практика показывает, что проектно-исследовательская деятельность реально способствует формированию нового типа ученика, который обладает набором умений и навыков самостоятельной и конструктивной работы, владеет способами целенаправленной деятельности, готов к сотрудничеству и взаимодействию, наделен опытом самообразования. Молодые люди, способные принимать адекватные, быстрые, продуманные решения могут обеспечить себе достойную жизнь и высокий уровень социализации.
Литература
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» под. ред. доктора педагогических наук Е.С.Полат; Издательский центр «Академия», 2003
2.Метод учебного проекта в образовательном учреждении» Н.Ю.Пахомова, изд. «Аркти» 2003
3. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии.- М.,1998
4.Методология учебного проекта: Материалы городского методического семинара. -М.: МИПКРО, 2001
5.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование,№7, 2000
6. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска, Учитель, №1,2000
7. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. Учитель, №4, 2000
8.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии, М., 1996
Ковалева С.Я. Об ученической исследовательской и проектной деятельности // Первое сентября, 2011, № 4. URL: http://volsk-sch5.edusite.ru/DswMedia/fiz-2011-04-506.pdf
Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. Исследователь: URL: http://www.researcher.ru/methodics/teor/a_1xitfn.html
Елькин В. И. Необычные учебные материалы по физике: Задачи, тесты, практические работы, книжка для чтения м раздумий/ Сост. Э. М. Браверман.— М.: Школа-Пресс—2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование проектной деятельности на уроках физики"
Статья была опубликована в газете "Льговские новости"...
«Проектная деятельность на уроках физики и астрономии»
В настоящее время метод проектов вновь приобрел довольно широкую популярность. Это обусловливается, прежде всего, наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образова...
Проектная деятельность на уроках физики в 7 классе
В работе представлены 2 презентации с разработкой уроков с элементами проектной деятельности на уроках физики в 7 классе. Оба урока были проведены в 7-в классе ГБОУ СОШ № 356 Московского района ...
Применение информационно - коммуникационных технологий при организации проектной деятельности на уроках физики, математики и во внеурочной деятельности.
Организация проектной деятельности с применение ИКТ - это наглядно, красочно, информативно. «Визуализируйте работу! Одна картинка стоит тысячи слов». Использование новых информационных технологи...
Проектная деятельность на уроках физики и во внеурочной деятельности по предмету
В современных условиях образования особенно актуальным становится применение на уроках новых технологий, целью которых является не только донесение знаний до учащихся, но и выявление, развитие, рост т...
Проектная деятельность на уроках физики (Умный дом)
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. ...
Проектная деятельность на уроках физики в дистанционном формате
Статья посвящена основным методам работы на проектами в условиях дистанционного обучения...