Формирование навыков культуры поведения у детей с ОВЗ
учебно-методический материал
Выступления на семинарах, методических объединениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_kultury_povedeniya_u_detey_s_ovz.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Дмитровская общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Дмитровского городского округа Московской области»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ
ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЕЙ «СОВРЕМЕННИК»
НА ТЕМУ:
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ
У ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Подготовила:
воспитатель
Хазова Оксана Михайловна
27.10.2021г.
Главной целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.
Стандарт общего образования учащихся с ОВЗ обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.), а также простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка. Интерес к проблеме формирования культуры поведения обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Перед образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств.
Таким образом, воспитание норм культуры поведения, культуры общения, формирование навыков самообслуживания позволяет обеспечить детям с ОВЗ полноценную социальную адаптацию в обществе.
В своей работе мы ставим следующие задачи по формированию навыков культуры поведения у детей с ОВЗ:
- формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни;
- учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;
- познакомить с правилами культуры поведения;
- воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;
- научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей.
- При планировании работы мы опираемся на такие принципы формирования культуры поведения у детей с ОВЗ как:
- Системность.
- Опора на положительное.
- Гуманизация воспитательного процесса.
- Личностно-деятельный подход.
- Единство воспитательных воздействий.
Целенаправленное формирование жизненно необходимых навыков поведения у детей с ОВЗ в начальном звене школы-интерната имеет особое значение.
Например, есть семьи в которых не закладываются основы правильного поведения. Если школа не поможет ученикам восполнить этот пробел, то дети, по всей вероятности, не смогут самостоятельно приобрести необходимые привычки и навыки культурного поведения, а наоборот, в этих условиях приобретут неправильные способы поведения.
Под руководством воспитателя деятельность ребенка обретает целенаправленность, содержательность, становится важнейшим стимулом в усвоении навыков культурного поведения, которое включает в себя и коммуникативное общение (межличностные взаимоотношения), и воспитание этических навыков.
Для работы с учащимися с ОВЗ, руководствуясь рекомендациями опытных педагогов, в начальном звене школы-интерната отбираются такие формы работы как:
- Индивидуальные (беседы, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и другие).
Создание культурных навыков начинается с воспитания аккуратности и чистоплотности. Воспитанники учатся одеваться, застилать свою кровать, поддерживать вокруг себя порядок, чистоту, помогать в уборке классной комнаты. Культура еды, умение культурно принимать пищу – один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, не пачкать одежду во время еды – всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.
- Коллективные (коллективные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, экскурсии, соревнования и др.).
Для формирования навыков культурного поведения у детей на занятиях я использую следующие коллективные методы:
- Разъяснение, разбор подобных ситуаций из книг, фильмов.
- Пример правильного поведения других детей.
- Специальные игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильных способов поведения.
Игра – естественный и безусловный вид деятельности детей младшего школьного возраста, и поэтому именно в игре ребёнок в полной мере проявляет свои способности, раскрепощается. Сюжетно-ролевая игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для развития важнейших сфер психической жизни у ребенка с ограниченными возможностями здоровья, потому что она является наиболее эффективным средством формирования и волевого и произвольного поведения.
Главным условием нормального психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья являются доброжелательные и открытые отношения его со сверстниками и воспитателем, способность к сотрудничеству, совместной деятельности. Воспитатель учит детей общаться и дружить друг с другом, ведь от этого зависит хорошее настроение и самочувствие, а также успехи в познавательном и личностном развитии.
Радостные переживания приносят детям ролевые игры-забавы, к таким играм относится игра «Магазин». В ней воспитатель обучает детей элементарным правилам этикета: здороваться при встрече, прощаться при расставании, благодарить за покупку. Учит ребят брать на себя роль продавца, покупателя, выполнять цепочку последовательных действий: подойти к продавцу, выбрать товар, дать деньги, взять чек.
В процессе игровых действий у детей развивается речь, обогащается словарный запас, формируются навыки культуры поведения в общественных местах и коммуникативные навыки,
Воспитание и обучение детей – интересный, увлекательный и в то же время, очень большой труд, требующий от педагога профессионализма, терпения, трудолюбия. Следовательно, воспитывая культуру поведения у детей, мы взрослые должны постоянно строго следить за своим поведением, быть образцом для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования навыков самообслуживания у детей с аутизмом (I группа) в домашних условиях.
Данная программа была составлена для детей с аутизмом I группы.Дети первой группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией. Их поведение носит полевой характер. Они мутичны, не только ...
Сибогатулина Н.И. КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Из опыта работы учителя технологии Сибогатулиной Н. И. "КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА...
Особенности реализации различных принципов при формировании навыков самообслуживания у детей с особыми потребностями в разных возрастных периодах.
В помощь учителям и воспитателям при формировании навыков самообслуживания у детей с ОВЗ....
Формирование навыков культуры речи на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать...
Система работы в 5-11 классах по формированию навыков культуры речи, в том числе и при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку
В статье описывается созданная учителем система углублённой работы по культуре речи в 5-11 классах....