доклад из опыта работы
учебно-методический материал

Мустафина Лидия Бадегетдиновна

Выступление на республиканском семинаре учителей английского языка по теме "Информционно-коммуникативные технологии на уроках английского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_dlya_vystupleniya.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по методической теме учителя английского языка

МБОУ «Шикшинская ООШ»

Карымовой Лидии Бадегетдиновны

Тема школы : «Управление качеством образования на основе личностно-ориентированного подхода и использования ИКТ

                Тема методического объединения учителей гуманитарного цикла: «Пути повышения качества гуманитарного образования»

                Моя методическая тема :«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка»

 «Язык» - является зеркалом культуры, в котором отражается не только окружающий человека мир, но и его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции и виденье мира. Именно учитель поможет ребенку познать культуру языка и поддержит его желание общаться на английском языке.

В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров. Все вышесказанное делает особенно актуальной проблему формирования толерантного сознания и коммуникативной компетенции как стабильных характеристик личности подрастающего человека.                      

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как цель обучения иностранному языку

   Работая 14 лет в школе, я поняла, что важной частью обучения английскому языку является развитие интереса к предмету, так как хорошо может получиться то, чем увлекаешься, что нравится делать. Но начав учить язык с удовольствием в начальных классах, в среднем и старшем звене, учащиеся постепенно остывают к нему. Возрастные индивидуальные и

образовательные особенности школьников потребовали использования более эффективной методики преподавания английского языка.

   Поэтому, в своей преподавательской деятельности за основу я взяла коммуникативный подход обучения английскому языку в школе. Коммуникативная методика преподавания была разработана в Кембридже более 50 лет назад, и в настоящее время отлично работает в Европе и США, её эффективность подтверждается результатами применения в европейских странах.

   Компетентность – эффективное взаимодействие с окружающим миром.   В течение всего периода обучения иностранному языку у детей формируется коммуникативная компетенция, составляющими которой являются:

- лингвистическая компетенция, т.е. знание определенного словарного запаса и синтаксических правил и умение использовать их для построения связных высказываний;

- социолингвистическая компетенция, т.е. способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения, которая определяет выбор языковых форм;                                                                                                                                                  

- дискурсивная компетенция, т.е. способность воспринимать и порождать высказывание в коммуникативном общении;                                                                                                                                                    - стратегическая компетенция, т.е. способность прибегать к стратегии общения, вербальной и невербальной, в целях компенсации незнакомого языкового материала;

- социокультурная компетенция, т.е. желание вступать в общение с другими, уверенность в себе, предполагающая поставить себя на место другого, а также знание социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них.

   Моё педагогическое кредо «Учить, создавая условия для самореализации каждого учащегося в соответствии с его интересами и способностями, для максимального удовлетворения его интеллектуальных потребностей».

Мне хотелось заинтересовать ребят различными формами и приёмами работы на уроке, которые позволяли бы эффективно формировать коммуникативную компетенцию. В изучении английского языка школе я разрабатываю каждый урок, исходя из практической задачи – способности вступать в общение. Весь процесс обучения английскому языку подчиняется основной задаче -  формированию коммуникативной компетенции. К сожалению, в последние годы наблюдается снижение уровня коммуникативной компетентности и выпускников школ. Ситуация усугубляется еще и тем, что различные альтернативные уроки, которые используются в системе школьного образования, находятся в зависимости от элементарной готовности и способности обучающихся к коммуникации. Поэтому использование педагогических технологий, способствующих развитию коммуникативной компетенции учащихся становиться весьма актуальным.

Позвольте задать Вам один только вопрос: множественность позиций — это плохо? Разве наличие выбора из разных вариантов не является показателем развития? Если Вы ответите «ДА» то, как тогда выбрать «самое лучшее решение», если не представляешь себе всех остальных. Как развить у учащихся коммуникативные навыки и научить выбирать правильное решение из множества других. Именно в этом направлении на помощь педагогам приходит такое действие, как дискуссия. Не будет преувеличением, если сказать, что именно дискуссия является важнейшим элементом общественной жизни и инструментом развития принятия решения у учащихся.

Дискуссия — (от лат. discussion) исследование, рассмотрение, обсуждение. Для понятия «дискуссия» можно выделить два основных значения.

1. Способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе.

2.Педагогический метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включению обучаемых в коллективный поиск истинного, верного решения вопроса.

Дискуссия, как педагогическая методика существенно увеличивает включенность учащихся в реализацию групповых решений путем возложения и принятия ответственности. Учащиеся получают возможность проявить компетентность и удовлетворить свои потребности в признании и уважении, а эффективность и заинтересованность обучения повышается в разы. Одной из форм организации дискуссии являются дебаты.

Дебаты — современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. В то же время, дебаты — целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.

Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок, но и эффективное средство для развития обучающихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества, в частности компетенции связанной с коммуникацией.

Применение образовательной технологии «Дебаты» в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации к учению, так как обеспечивается личностная значимость учебного материала для учащихся; наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. «Дебаты» позволяют эффективно решать весь комплекс задач учебно-воспитательного процесса.

Технология «Дебаты» предполагает:

- активное включение самого обучающегося в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

- организацию совместной деятельности путем включение разных сторон в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности;

- обеспечение диалогического общения не только между преподавателем и учениками, но и между обучающимися в процессе добывания новых знаний.

Целевые функции и возможности технологии «Дебаты» довольно широки.

Социализирующее значение данной технологии выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют обучающимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания. Однако, несмотря на то, что дебаты являются важной формой проведения занятий, не следует излишне злоупотреблять данной методической формой работы, так как эмоциональный фон не может из урока в урок поддерживаться на высоком уровне. Недопустимо формальное отношение учащихся к дебатам. Альтернативой дебатам может служить короткая дискуссия в начале каждого урока при определенном мастерстве и творческом подходе учителя станет хорошим мотивационным моментом перед изучением темы, особенно если темы будут выбирать сами школьники.

   В процессе приобретения коммуникативной компетенции и учитель, и ученик проходят несколько ступеней, к которым мы можем отнести толерантность, понимание и принятие иностранного языка, а также способы поведения в проблемных коммуникативных ситуациях, знание грамматики и лексики.

Из четырёх составляющих, на которых держится любое преподавание языку: чтение, письмо, разговорная речь и восприятие речи на слух: особое внимание я уделяю именно двум последним

   Коммуникативная компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания своих систем речевого поведения, соответствующих целям и ситуациям общения. Коммуникативная компетенция носит сложный комплексный характер, это совокупность речевой, языковой лингвистической и учебно-познавательной компетенций.

   Наиболее приоритетными направлениями, определяющими коммуникативный подход к обучению английскому языку в школе, считаю:

- отбор и организация учебного материала;

- моделирование в учебном процессе ситуаций общения и способы формирования речевых навыков обучающихся;                                                                                                                                            

- самоанализ и управление учебной деятельностью на занятиях с учителем;

Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство.

   В своей деятельности я стараюсь не только научить детей говорить на английском языке, но обращаю внимание на личность учащегося. Можно очень долго и поэтапно тренировать отдельно взятое умение и навык, но гораздо интереснее осмысленная деятельность на уроках английского языка, где надо решать проблемы, искать их способы решения, а не получать их в готовом виде

Методы формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

    Взяв коммуникативный метод за основу, использую наряду с ним различные методики: я провожу нетрадиционные уроки, уроки-соревнования, уроки-беседы, игровые уроки, уроки-праздники, уроки-квн, урок-спектакли. Такие уроки позволяют каждому учащемуся проявить себя в осмысленной деятельности, почувствовать себя немного актером, использовать свои знания по теме, написать свое сочинение и т.п. Коммуникативный метод, в первую очередь, призван снять страх перед общением.

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. "Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы   Следующим методом развития коммуникативной компетенции является использование урока-экскурсии.

    В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным

гостям о самобытности русской культуры и т.д.                                                                                                                                                          

   Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению

Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения, который дает возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенции. В проекте можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности: мотивационный; планирующий – подготовительный; информационно-операционный; рефлексивно-оценочный.

В целом метод проектов позволяет учащимся:

показать знания в области языковой системы;

подобрать нужную лингвистическую форму, способ выражения, в зависимости от коммуникативной цели и намерения говорящего;

Данный метод я использую на обобщающем уроке по определенной теме.                                                                                                                                            

   Чтобы процесс овладения иностранным языком проходил более успешно, я стараюсь искать новые методические приемы, которые развивают познавательный интерес к учению и формируют устойчивую положительную мотивацию к предмету. Одним из таких приемов на моих уроках является приём «Объяснялки ». Я его называю своим авторским приёмом  средством осуществления, которого является видеофайлы. Ученикам я даю чисто материал на английском языке, предлагаю им определить о чем тут идёт речь, то есть как бы осуществляю погружение в язык, то есть они должны сами догадаться. Учащиеся среднего звена с удовольствием объясняют друг-другу что они увидели на видео, тем самым развивают устную коммуникативную компетпнцию.

       При изучении новых лексических единиц использую картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводный  метод представления лексики.

     При изучении грамматики использую анимационное выделение наиболее сложной или важной информации например, способ образования множественного числа существительных или глагола to be. Почти  На всех этапах работы использую метод «кластер», который считаю очень эффективным в обучении английскому языку.

      Для закрепления изученного материала использую заранее созданные упражнения, например, с пропусками вспомогательного глагола во всех временных формах.

   В формировании коммуникативной компетенции помогают приемы коммуникативной методики, где самыми распространенными видами работы являются: парная работа, работа малыми группами, общие дискуссии, обсуждения, обмен впечатлениями, использование ролевых игр.

    Главные преимущества работы в группах: развивающее взаимодействие «лицом к лицу», где учащиеся объясняют материал друг другу, обучая друг друга тому, что знают; индивидуальная отчетность, личная ответственность. Деятельность каждого ученика оценивается учителем с помощью тестов.      

   Таким образом, использование технологий групповой работы, метода проектов, игровой технологии, внедрение ИКТ в обучение иностранному языку способствует достижению основной цели обучения иностранным языкам.                                                                                                                                  

Каждый год в школе проходит неделя английского языка, где мои учащиеся также с удовольствием принимают участие и тренируют свои знания в разных языковых конкурсах.

Хочу закончить своё выступление  словами Бенджамина Франклина, американского ученого и политического деятеля: «Скажи мне и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу»

   Подводя итог вышесказанному, еще раз хочу отметить, что коммуникативная компетенция – это одна из важнейших составляющих при обучении английскому языку, а применение современных компьютерных технологий, различных методов и приемов в обучении делают данный процесс более успешным и увлекательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы

доклад из опыта...

Презентация к докладу "Из опыта работы по теме "Лексика" по учебнику М.М.Разумовской 5 класс"

Презентация к докладу "Из опыта работы по теме "Лексика" по учебнику М.М.Разумовской 5 класс"...

Доклад "Из опыта работы с одаренными детьми"

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен ре...

доклад "Из опыта работы учителя физкультуры".

Здесь содержится материал о проведении уроков физкультуры в начальных классах коррекционной школы 8 вида....

ТЕМА: «Роль воспитательной системы в организации жизнедеятельности детского объединения» - доклад из опыта работы педагога дополнительного образования.

Процесс воспитания – это устойчивый, обладающий свойствами целостности педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующийся в опыте, в практике. Концепция воспитательной системы о...

Доклад "Из опыта работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по физике"

ЕГЭ по физике  - серьезное испытание, требующее большого напряжения сил и серьезной подготовки. Это, прежде всего, многоплановая, кропотливая работа учителя в течение длительного времени; ученику...