Презентация "Особенности речевого развития у детей с ДЦП"
презентация к уроку

Бабушкина Гульназ Илдаровна

Представляю вашему вниманию презентацию на тему "Особенности речевого развитя у детей ДЦП", где кратко представлена информация о причинах нарушения речи, особенностях речевого развития в онтогенезе, о специфических трудностях системы языка у детей с ДЦП.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности речевого развития у детей с ДЦП. Подготовила: Бабушкина Г.И.

Слайд 2

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга Выраженные двигательные, речевые и психические нарушения трудно поддаются коррекции и нередко служат причиной тяжелой инвалидности. Поражение этих структур отрицательно влияет на процесс формирования речи.

Слайд 3

Причины нарушения речи при ДЦП: 1. Повреждение определенных структур головного мозга , отвечающих за речедвигательную функцию 2. Позднее формирование или недоразвитие отделов головного мозга , имеющих важное значение в речевой и психической деятельности 3. Ограничение объема знаний и представлений об окружающем мире (из-за изоляции, особого воспитания в семье) 4. Недостаточность предметно-практической деятельности.

Слайд 4

В клинике детского церебрального паралича речевые расстройства занимают значительное место, их частота составляет от 65% до 85%.

Слайд 5

Особенности речевого развития детей с ДЦП в онтогенезе. М.Мастюкова, Е.Ф.Архипова и др. описали особенности речевого развития ребенка с церебральным параличом, начиная с первых месяцев жизни. Они отмечают, что доречевое и речевое развитие этих детей идет в замедленном темпе . Задержка речевого развития отмечается уже с доречевого периода . Более позднее становление речевой функции обусловлено задержкой развития мозга, так как "молодые" участки коры головного мозга продолжают развиваться после рождения. При ДЦП не только замедляется, но и патологически искажается процесс формирования речи .

Слайд 6

Доречевой период ребенка с церебральным параличом отличается от того же периода у нормально развивающегося ребенка. Обычно доречевой период при ДЦП затягивается на 2-3 года . Гуление и лепет появляются поздно , отличаются фрагментарностью , бедностью звуковых комплексов , малой голосовой активностью . (Доречевой период ребенка с нормальным развитием - с рождения до года) К году у детей с церебральным параличом наблюдается снижение потребности в речевом общении и низкая голосовая активность . Дети часто предпочитают общаться жестом, мимикой, криком . В лучшем случае ребенок может произносить всего одно-два слова . Нарушение формирования голосовых реакций сочетается со слабостью слуховых дифференцировок на голос, интонацию, с трудностями локализации звука в пространстве и недостаточностью слухового внимания, что задерживает развитие начального понимания обращенной речи. То есть при ДЦП задержан доречевой период, а также нарушены предпосылки к развитию речи.

Слайд 7

При ДЦП наиболее медленный темп речевого развития наблюдается в раннем возрасте (первые три года жизни). На втором году жизни, даже при самых тяжелых формах заболевания, развитие общей моторики обычно опережает развитие речи. Чаще всего дети начинают произносить первые слова примерно в 2-3 года . Значительный скачок в развитии речи при проведении коррекционно-логопедических занятий наблюдается к концу третьего года жизни. Как правило, фразовая речь формируется к 4-5 годам ; в старшем дошкольном возрасте (5 - 7 лет) идет ее интенсивное развитие. При нормальном развитии все стороны речи внутренне взаимосвязаны и взаимозависимы. При ДЦП отмечается задержка и нарушение формирования лексической, грамматической и фонетико-фонематической сторон речи.

Слайд 8

В дошкольном возрасте многие дети общаются с окружающими с помощью простых коротких предложений из двух-трех слов . Дети обладают ограниченными лексическими возможностями. Особенно ограничен запас слов , обозначающих действия, признаки и качества предметов. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении предлогов, словосочетаний с предложными конструкциями, а также слов, обозначающих пространственно-временные отношения, абстрактные понятия. У них отчетливо выявляется недостаточная сформированность связной речи. Возрастная динамика речевого развития детей с церебральными параличами во многом зависит от состояния интеллекта. Чем выше интеллект ребенка, тем более благоприятная динамика развития речи , лучше результаты логопедической работы.

Слайд 9

Фонетико-фонематические – проявляются в рамках различных форм дизартрии Специфические особенности усвоения родного языка – трудности в формировании целостного представления о предмете, в словесном обозначении окружающих предметов, их качеств, трудности в усвоении лексической системы языка Нарушения грамматического строя речи – неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами Нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения Все формы дисграфии и дислексии – в генезе лежит несформированность зрительно-моторных и оптико-пространственных систем Н А Р У Ш Е Н И Я Р Е Ч И Нарушения речи у детей с детским церебральным параличом

Слайд 10

Специфические трудности в усвоении лексической системы языка у детей с церебральным параличом № Вид нарушения Проявления 1 Лексические нарушения (Н.Н. Малофеев, 1985) замедленный темп расширения словарного запаса преобладание в лексиконе существительных, глаголов и предлогов (90% всего лексического запаса) многократное повторение одних и тех же слов в связной речи недостаточная степень владения глаголами, незнание их точного значения 2 Лексико-семантичес-кие и грамматичес-кие наруше-ния (Л.Б. Халилова, 1984, 1991) незнание значений слов замена значений слов, совпадающих по звучанию смешение семантикиисходного слова с лексическим значением других слов, находящихся с ним в отношениях синонимической зависисмости вычленение в слове лишь конкретного значения, непонимание переносного смысла затруднения в установлении функциональной общности между значениями многозначного слова крайне ограниченные семантические представления, недостаточность языковых абстракций и обобщений

Слайд 11

Особенности понимания речи учащимися с детским церебральным параличом Нарушения понимания речи Проявления 1 вариант Трудности в различении фраз с правильным и неправильным синтаксическим согласованием слов, в понимании сложных грамматических конструкций, содержащих последовательные подчинения, относительные или дистантные конструкции; узость понимания значений отдельных слов, понимания сложных форм контекстной речи, скрытого смысла рассказов 2 вариант Трудности в переводе последовательно поступающей информации в целостно обозреваемую симультанную систему, нарушения понимания обратных конструкций, содержания рассказов, условий задач и другого программного материала 3 вариант Трудности понимания обращенной речи связаны с ограниченностью словарного запаса, неточностью понимания значений отдельных слов, недостаточным объемом знаний и представлений об окружающем, бедностью практического опыта; затруднения в понимании глаголов движения (особенно префиксальных)

Слайд 15

Команда специалистов Ребенку с ДЦП необходима работа с командой специалистов, из которых каждый отвечает за свою «узкую» часть программы реабилитации. В команду должны входить врач лечебной физкультуры и врач-физиотерапевт, а также массажист и инструктор по лечебной физкультуре, невролог, логопед, психолог. Важное отличие «командной» работы специалистов: все члены «команды» вместе определяют стратегию помощи, вместе участвуют в разработке индивидуальной программы для каждого ребенка. В «команду» как равные и очень важные партнеры профессионалов входят и родители малыша – ведь только в диалоге родителей и специалистов можно определить проблемы ребенка и учесть приоритеты семьи.

Слайд 16

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

При ДЦП нарушенными оказываются все стороны речи, что негативно влияет на психическое развитие ребенка в целом. Речевое развитие детей с ДЦП характеризуется количественными и качественными особенностя...

Особенности своеобразия психического и речевого развития глухих детей

Дефект слуха нарушает не только развитие речи по всему речевому полю,  но и вызывает своеобразные особенности развития психических процессов и изменяет личность ребенка в целом....

Применение кинезиологических упражнений в системе коррекции тяжелых нарушений речевого развития у детей.

Применение кинезиологических упражнений  в системе коррекции тяжелых нарушений речевого развития у детей....

"Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".

«Согласно  проведенным учеными исследованиям и наблюдениям,  стало известно, что  систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...

Консультацияд для родителей "Профилактика задержки речевого развития у детей раннего возраста"

взаимодействие с семьями воспитанников - это одно из важных направлений в работе учителя - логопеда. Одной их форм данной работы являются консультации и информационные листы для папок - передвижек. Ва...

рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет

Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом  из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками  образовате...

Конспект НОД по художественно-эстетическому и речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Девушка-березка» (по мотивам мордовской народной сказки)

Даный конспект НОД позволит продолжать знакомство с нравственными категориями:  добро, зло; формировать интерес и эмоциональное отношение мордовскому фольклору....