Консультацияд для родителей "Профилактика задержки речевого развития у детей раннего возраста"
статья на тему
взаимодействие с семьями воспитанников - это одно из важных направлений в работе учителя - логопеда. Одной их форм данной работы являются консультации и информационные листы для папок - передвижек. Вашему вниманию предлагается инфомационный материал для данных листов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_zaderzhki_rechevogo_razvitiya_detey.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика задержки речевого развития детей.
Родители должны знать нормативные сроки развития детской речи. Это нужно для того. Чтобы внимательно присмотреться к малышу, создать ему наиболее благоприятные условия. Родителям необходимо понять, что сон, крик, движения, отражают уровень развития ЦНР. У нормальных детей должны наблюдаться следующие явления:
- 10 – 14 недель – непроизвольная улыбка;
- 2 – 3 месяца – улыбка на родное лицо;
- 4 – 6 месяцев – избирательная улыбка на голос.
Если к 6 месяцам ребенок не улыбается, значит у него могут быть проблемы со зрением. Крик, плач, гуление – это формы врожденные, а не подражательные.
На первом году жизни важен режим, и нарушения, связанные с ним, могут привести к задержке речевого развития. Сюда относятся преждевременное отнятие от груди, отлучение от соски и пустышки (до1 года), прекращение укачивания. Это так называемая депривация, т.е.недостаточная удовлетворенность потребностей.
Наиболее благоприятным для психического развития ребенка является физический контакт с матерью, привязанность к ней. Для стимуляции голосовых реакций мать наклоняется над малышом, ласково улыбается и через определенные интервалы произносит одни и те же протяжные звуки. Младенец на бессознательном уровне повторяет звуки и движения губ.
Нарушения развития детей могут наблюдаться в случаях, когда мать мало эмоциональна и больше руководствуется разумом. Она заботится о младенце, но мало играет с ним, или не заряжается одновременно радостью, не тискает его, не ласкает.
Если новорожденный попал в группу риска из-за сложности протекавшей беременности и осложненных родов, нужно с первых месяцев заниматься с ним, т.е. проводить тактильную стимуляцию губ, развивать слуховое внимание, стимуляцию гуления, развивать моторику пальчиков, вкладывая в них игрушку и называя ее.
После 4 месяцев малыш начинает слышать речь, издает звуки, близкие родному языку.
В 6 месяцев он уже произносит 4 и больше слогов подряд, издает звуки , близкие родному языку. В 6 месяцев он уже произносит 4 и более слогов подряд, постоянно «разговаривает» сам с собой и с другими. Если в этом возрасте ребенок не восприимчив к речи в целом или реагирует лишь на определенные звуки, необходимо проверить его слух.
Первые слова нормально развивающийся малыш произносит в 9 – 10 месяцев. В 1г.3м. он уже использует отдельные аморфные слова, играющие роль предложений («ням – ням»). В 1г.6м. в одном аморфном предложении может быть уже два аморфных слова («няня – бух», ляля – бай»). В сроки от 1г10м. до 2 лет ребенок начинает говорить «Я!», а трехлетний малыш беседует с окружающими развернутой фразой. Постоянно комментирует свои действия, задает вопросы.
Что касается ребенка с задержкой развития, то он слабо реагирует на общение со взрослыми и долго не дифференцирует «своих» и «чужих»
Однако к оценке степени отставания речи следует подходить очень осторожно. Дело в том, что развитие ребенка раннего возраста зависит от многих факторов. Прежде всего, от наследственных особенностей, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды, массы тела при рождении, степени доношенности и т.д.
И если в период от полутора до 2-хлет ребенок хорошо развивается в других отношениях, тогда возможно, что вся энергия уходит именно на это.
По статистике, нормальный ребенок от1года до 2 лет может не говорить, но иметь в активе до 58 слов. Если же в 2г.6м у малыша по-прежнему отсутствует речь, это должно насторожить независимо т того, как он продвинулся в остальном.
С 3 лет речь становится ведущим средством контактов и развитием мышления. К 4 годам под влиянием речи усиливается логическое мышление. После 5 лет оно должно в норме развиваться на основе словесных обобщений.
Период до 3 лет является сенситивным для развития речи. В это время любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка способно привести к его отставанию. Сюда можно отнести различные соматические заболевания, психические травмы. Отрицательное влияние на ребенка часто оказывает стрессовое состояние матери и других членов семьи. В неблагоприятных условиях малыш растет тревожным, пугливым, пассивным. К факторам риска относится также леворукость. Здесь необходимо заметить, что насильственная переориентация ребенка совершенно исключена.
Речевая деятельность - это результат согласованной работы многих областей головного мозга, подающего команды на речевые мышцы. Постепенно у ребенка развивается способность свободно владеть мускулатурой своих органов речи. Но этот процесс нельзя пускать на самотек, оставлять его без должного внимания. Поэтому, начиная с раннего детства, с профилактической целью, а также для коррекции необходимо проводить специальную гимнастику, направленную на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата.
Если стимулировать развитие всех органов чувств, развивать мелкую и общую моторику ребенка, учить его прислушиваться к окружающим звукам, любить его и быть терпеливым и ласковым он – ЗАГОВОРИТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение речевых нарушений у детей раннего возраста
Рекомендации для родителей детей 2-3 лет...
Семинар- практикум «Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей раннего возраста»
Семинар- практикум «Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей раннего возраста»...
Клинические проявления задержки психического развития у детей школьного возраста. статья Воробьевой Э.Ю.
В статье приведены клинические проявления задержки психического развития у детей школьного возраста и особенности работы с данной категорией детей....
«Задержка речевого развития у детей раннего возраста»
Статья "Задержка речевого развития раннего возраста"...
Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»
Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»...
Профилактика задержки речевого развития у детей раннего возраста.
Родители и педагоги должны знать нормативные сроки развития детской речи. Это нужно для того, чтобы внимательно присмотреться к малышу, создать ему наиболее благоприятные условия....
КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.Стимулируют познавательную активность ребёнка;2. Активизируют мышление;3. Обогащают словарный запас...