Использование цифровых ресурсов в обучении иностранным языкам в XXI веке
статья

Пуговкина Наталья Анатольевна

Исследователи образования признали наиболее важными для XXI века критическое мышление, умение кооперироваться с другими людьми, решать проблемы, социальные умения. Система образования изменила понимание своих целей и включает в образовательные программы всё более широкий перечень навыков - новых навыков будущего Soft skills (в пер. с англ. «гибкие навыки»). Сегодня, в сложившейся эпидемиологической обстановке был осуществлен стремительный переход образовательных организаций на дистанционную форму обучения. Как учитель-предметник я изучила возможности цифровых образовательных платформ и ресурсов для организации учебного процесса и оценивания учебных достижений обучающихся.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pechat.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Использование цифровых ресурсов в обучении

 иностранным языкам в XXI веке

Исследователи образования признали наиболее важными для XXI века критическое мышление, умение кооперироваться с другими людьми, решать проблемы, социальные умения. Система образования изменила понимание своих целей и включает в образовательные программы всё более широкий перечень навыков - новых навыков будущего Soft skills (в пер. с англ. «гибкие навыки»). Soft skills -  это комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность, система 4К.  Работа по созданию системы 4К для школ ведется уже несколько лет. Российские школы пока не перешли на систему 4К, но в стране появляется все больше проектов, которые обучают креативности, коммуникации, кооперации и критическому мышлению.

Использование цифровых ресурсов помогает перейти формированию Soft skills.  Сегодня на выбор педагога представлены электронные учебники, пособия, Интернет тренажеры, онлайн тестирование, видео уроки, мультфильмы, обучающие программы, цифровые ресурсы. Именно поэтому меняется и роль педагога от простого транслятора информации до организатора образовательного процесса по формированию новых знаний, умений и навыков обучающихся.         Современные дети в большинстве своем имеют смартфоны с доступом в интернет, а мы можем использовать этот ресурс во благо.

      Сегодня, в сложившейся эпидемиологической обстановке был осуществлен стремительный переход образовательных организаций на дистанционную форму обучения.  Во всем мире из-за пандемии сценарии уроков были преобразованы в сценарии дистанционного обучения.

        Как учитель-предметник я изучила возможности цифровых образовательных платформ и ресурсов для организации учебного процесса и оценивания учебных достижений обучающихся.  Я и мои коллеги выделили следующие: Российская онлайн-платформа «Учи.ру» (https://uchi.ru/), сервис «Яндекс.учебник» (https://education.yandex.ru/), цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» (https://www.yaklass.ru/), (https://dnevnik.ru/), сервис «Google Classroom» (https://classroom.google.com/), Российская электронная школа (РЭШ) (https://resh.edu.ru/).  

        Каждая из этих платформ очень облегчает жизнь учителю, делает уроки разнообразными и интересными: большое количество разработанных лучшими педагогами уроков, возможность тестирования и автоматизированная система оценки, возможность обратной связи.

       Наша гимназия выбрала платформу Zoom для проведения занятий с учащимися. Zoom –  программа для видеоконференций и звонков, имеющая широкие функции и бесперебойную

работу. Создав в Zoom бесплатную учетную запись, можно закрепить свой виртуальный кабинет и заниматься в нем на постоянной основе по одной ссылке, чтобы не создавать каждый раз новый. Ученики могут подключиться к встрече через телефон (рекомендуется установить приложение zoom) или через компьютер. Но можно этого и не делать: чтобы присоединиться к конференции, ученику не обязательно устанавливать приложение, достаточно перейти по ссылке-приглашению, и новое окно откроется в его браузере. Приложение позволяет проводить полноценные консультации и уроки. В Zoom есть электронная доска, где можно делать записи, рисунки, заметки, демонстрировать видео, исправлять ошибки и объяснять по ходу онлайн-конференции новый материал. В настройках программы существует функция записи всего происходящего на экране. Это дополнительная возможность тиражирования занятия, например, для отсутствующих учащихся.

          Учитель может использовать для проведения своих занятий вышеперечисленные ресурсы, но может и сам проектировать свой урок по своему усмотрению. Для этого существует много возможностей. Во время дистанционного обучения я познакомилась с некоторыми из ресурсов и очень эффективно применяла их на своих уроках.

             Quizlet – это интернет-платформа, которая позволяет изучать информацию при помощи набора обучающих заданий и игр, как индивидуально, так и коммуницировать в группе. Как инструмент для запоминания Quizlet позволяет зарегистрированным пользователям создавать наборы карточек (сеты или учебные модули) с терминами и определениями, а также классифицировать, организовывать и сортировать их по собственному усмотрению. Основой методологией Quizlet является традиционная идея «карточек» для заучивания, на которых записывается основная информация для запоминания: термин и определение, слово и его перевод. В основе «карточного» метода – эксперименты в области психологии. Метод основан на интервальном повторении, в котором карточки с информацией повторяются через увеличивающиеся интервалы.

          Инструмент «Kahoot» предлагает простой способ выполнения запросов в формате викторины, дидактических игр и тестов. Вопросы отображаются на проекторе, ученики отвечают через мобильный телефон, планшет или компьютер. То есть данный ресурс можно использовать для диагностики знаний учащихся на уроках немецкого языка в увлекательной форме. Учитель может использовать готовый банк заданий, может сам создавать тесты, викторины и т.д. на любую тему, а также предложить учащимся создать собственный продукт в качестве домашнего задания. Упражнения могут включать в себя фотографии и даже видеофрагменты. Данный вид работы помогает формировать и развивать у учащихся такой навык как креативность. Помимо викторин (Quiz) с помощью Kahoot мы можем запускать дискуссии (Discussion). В этом сервисе возможно создание пазлов из любой картинки.

         Самым привлекательны, моим ученикам показался сервис bookcreator.  Предлагаю вам рассмотреть конструктор цифровых книг bookcreator, с помощью которого можно не только создать книгу, но и виртуальный класс и следить за творчеством детей. Bookcreator - это отличная платформа для создания мультимедийных книг учителя его учениками. Её привлекательность заключается в сотрудничестве между учениками и преподавателями. Ученики могут создавать мультимедийные книги, в которые учителя по необходимости вносят исправления, сопровождают ученические проекты. Создание книг с картинками в bookcreator может стать хорошим способом для учеников развивать свои навыки сочинительства. Зайдя на страничку класса, ученики и их родители могут ознакомиться не только со своей книгой, но и с проектом своих одноклассников, а также с книгами учителя. Учитель может делать дополнительные записи, задавать вопросы, исправлять, на каждой странице книге есть окошко для учеников, которые могут писать и окошко для учителей чтобы вносить коррективы. Тексты вookcreator могут включать в себя текст, изображение и даже запись голоса. Завершенные книги вookcreator могут быт доступны в интернете и могут быть загружены в формате PDF для печати. Это хорошая возможность повторить изученный материал, научить излагать свои мысли и записывать. Учитель, создавший аккаунт в Bookcreator, имеет возможность создавать свои онлайн классы.

      В этом ресурсе, например, учащимися 11 класса была создана групповая электронная книга по учебной теме «Трижды немецкий». Здесь можно работать и в группе и индивидуально, знакомиться с результатом работы одноклассником в реальном времени. Учитель может корректировать, помогать. Каждый учащийся выполняет свое задание, делает свой вклад в общее дело. Он не может оставить свою страницу книги пустой. Активизируется мыслительная деятельность. Учащиеся оценивают и анализирует опубликованные вклады. Не удастся молча отсидеться по ту сторону монитора, ожидая, когда тебя спросит учитель. Ресурс позволяет делать аудиозапись, вставлять картинки, печатать тексты, корректировать записи, листать книгу, помогать друг другу. Смена деятельности: работа со словами, письмо, чтение, аудирование, работа с Интернет-ресурсами (поиск картинок, аудиофайлов, видеофайлов, запись аудио-видеофайлов самостоятельно).

         В качестве рефлексии в конце урок я с успехом использовала инструмент "mentimeter", который позволяет легко запрашивать или проводить голосование, создавать облака слов, интерактивные презентации. Результаты учащихся отображаются в реальном времени на экранах средств связи.

         По мнению моих учеников, знакомство и использование цифровых ресурсов повысила их интерес к уроку немецкого языка. У них не возникло особых затруднений в понимании функционирования ресурсов. Обстановка на уроках отмечена как более комфортная, так как в групповой работе можно принимать помощь от своих одноклассников или корректировать их вклады, обсуждать, вносить свои предложения, исправлять свои и чужие в реальном режиме времени. Уроки проходили эффективно и интересно.

Цифровые ресурсы /Digitale Tools:

Random Picker Wheel - https://tools-unite.com/tools/random-picker-wheel

Kreuzworträtsel www.puzzlemaker.com

Buchstabensalat https://www.raetsel-fuer-kinder.de/buchstabensalat/ 

und https://www.festisite.nl/tekst-opmaak/valentijn-hart/

Jeopardy Labs https://jeopardylabs.com/

Bingo https://myfreebingocards.com/bingo-card-generator

Kahoot https://create.kahoot.it/auth/login

Worldwall https://wordwall.net/

Triminos http://schule.paul-matthies.de/Trimino.php

Quizizz https://quizizz.com/

Learning Apps https://learningapps.org

Список литературы:

  1. https://ukbartek.kcspm.ru/softskills
  2. «Образовательная политика» УДК: 373.1 Навыки XXI века: как формировать и оценивать на уроке? https://edpolicy.ru/form-and-evaluate 
  3. Екатерина Данилова, «Что такое обучение 4К, зачем оно вашему ребенку и где учиться по такой системе»  https://mel.fm/blog/yekaterina-danilova/3492-chto-takoye-obucheniye-4k-zachem-ono-vashemu-rebenku-i-gde-uchitsya-po-takoy-sisteme
  4. https://irkpo.ru/www/media/index/8e5f0c1a-3f86-ea11-b47f-b4b52f678f1e
  5. Никитина Л.А. «Электронные и цифровые образовательные ресурсы на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС. 2019.» https://nmcsova.ru/konf/apso-4/sr/nikitina-laelektronnye-i-cifrovye-obrazovatelnye-resursy-na-urokah-angliyskogo
  6. Фиклистова О.В., МБОУ г. Иркутска СОШ №6 «Использование ЦОР на уроках английского языка как метод повышения мотивации». https://irkpo.ru/www/media/index/8e5f0c1a-3f86-ea11-b47f-b4b52f678f1e


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование цифровых ресурсов в педагогической деятельности

Самоанализ урока с использованием ИКТ по теме "Животные" во 2 классе...

система дистанционного сопровождения по подготовке к ГИА по английскому языку с использованием цифровых ресурсов

На сегодняшний день  метод смешанного обучения является актуальным, так как он  сочетает формы работы в классе и вне класса и   представляет собой разновидность электронного обучен...

Методические рекомендации к использованию цифрового ресурса «Российская империя в начале ХХ века»

Методические рекомендации к использованию цифрового ресурса «Российская империя в начале ХХ века»...

Использование цифровых ресурсов в работе с обучающимися на уроках и во внеурочной деятельности

Использование цифровых ресурсов в работе с обучающимися на уроках и во внеурочной деятельности...

Презентация "Дифференцированный подход в обучении математике с использованием цифровых ресурсов"

Презентация для выступление на заседании РМО учителей математики "Дифференцированный подход в обучении математике с использованием цифровых ресурсов"...

Использование цифровых ресурсов при подготовке обучающихся к сдаче ОГЭ по информатике (март 2022г.)

Система работы учителя по подготовке обучающихся к сдаче ОГЭ по информтике...

Использование цифрового ресурса Wordwall в процессе обучения английскому языку

В статье рассматривается использование цифрового ресурса Wordwall  для создания дидактических интерактивных игр для формирования и тренировки языковых знаний, умений и навыков. Викторины, сопоста...