Преемственность дошкольного и школьного образования в условиях поликультурной среды.
статья
Предварительный просмотр:
Преемственность дошкольного и школьного образования в условиях поликультурной среды.
Гарипова Гульназ Рузиловна,
учитель башкирского языка
и литературы
На основании ст. 14 «Язык образования» Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учащиеся вправе изучать свой родной язык и государственный язык. Специфика нашей образовательной организации предусматривает изучение башкирского языка как государственного, так и родного. В нашем городе, к сожалению, не так много носителей данного языка. В основном, население владеет татарским языком. Поэтому, при поступлении детей в 1 класс, мы сталкиваемся с проблемой отсутствия базы знаний по родному башкирскому языку. Молодые мамы и папы тоже не владеют даже разговорной речью на родном языке. В нашей гимназии на протяжении нескольких лет организуются курсы подготовки будущих первоклассников. В период реализации подготовки дошкольников перед педагогами возник немаловажный вопрос как учебной организации, направленной на более глубокое изучение родного языка, как нам познакомить либо же продолжить знакомство с родным языком (в данном случае башкирским языком)? Было принято решение о необходимости введения занятий родного языка. И наряду с такими предметами как математика, развитие речи и письма, ознакомление с окружающим миром мы изучаем с ребятами башкирский язык. Отрадно, что на протяжении нескольких лет мы уже можем анализировать результаты нашей деятельности, вносить коррективы, строить прогнозы. В этом году мы являемся республиканской инновационной площадкой по теме «Преемственность дошкольного и начального образования в условиях поликультурной среды». На протяжении уже трех месяцев мы работаем с дошкольниками. Дети с удовольствием посещают занятия, стараемся не только дать багаж знаний, а научить их получать, принимать и использовать знания на практике. В рамках городского семинара по преемственности успели продемонстрировать свои умения. Для активизации деятельности ребят и их родителей организуем совместные занятия, которые проводим в мобильном классе. Это приучает их работать с современными информационными источниками и разъясняет домашнюю работу для мам и пап. Отрадно, что теперь к языку проявляют интерес не только будущие первоклассники, но и их родители.
Подводя итоги небольшого периода работы, мы можем выделить и положительные, и отрицательные моменты:
«+»
- детям легче начать обучение с первого класса, так как предмет им уже знаком;
- имеется небольшой словарный запас для работы;
- появился живой интерес к изучаемому языку.
«-»
- загруженность детей;
- в последнее время наибольший интерес к изучению родного языка проявляют не прямые носители языка, а те, кому он и не является родным - русские, мари…
- отсутствие специальной программы по работе с будущими первоклассниками; нет методических пособий, тетрадей.
Да трудности есть, но именно они подталкивают нас вперед. Учителями башкирского языка и литературы гимназии продумано решение проблемы отсутствия методических пособий, в данном случае прописей или рабочих тетрадей. Сейчас наша кафедра работает над созданием своего методического пособия для работы с дошкольниками.
Надеемся, что наша главная задача – прививать любовь к родному краю и языку, будет решена совместными действиями с дошкольными образовательными организациями.
Свое выступление хочу закончить словами известного философа «Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость» (Св. Августин).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование этнокультурной компетенции учащихся в условиях поликультурной среды на основе изучения традиций и обычаев англоязычных стран."
В контексте современного подхода к патриотическому воспитанию в школе предлагаю статью, написанную мною на основе моего педагогического опыта. В нашей школес углубленным изучением английского и немецк...
Статья "Формирование этнокультурной компетенции учащихся в условиях поликультурной среды на основе изучения традиций и обычаев англоязычных стран."
В контексте современного подхода к патриотическому воспитанию в школе предлагаю статью, написанную мною на основе моего педагогического опыта. В нашей школес углубленным изучением английского и немецк...
Доклад к педсовету"Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО
Проблема преемственности между дошкольным образованием и начальным образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов ...
Презентация к педсовету"Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО
Проблема преемственности между дошкольным образованием и начальным образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов ...
Методическая разработка родительского собрания для родителей подготовительной группы "Преемственность дошкольного и школьного образования".
обзор дошкольных программ и приемственность....
«Преемственность в речевом развитии дошкольного и школьного образования»
В статье говориться о преемственность в речевом развитии дошкольного и школьного образования....
Преемственность дошкольного и школьного образования
В статье содержится материал по теме "Преемственность дошкольного и школьного образования "...