«Преемственность в речевом развитии дошкольного и школьного образования»
статья
В статье говориться о преемственность в речевом развитии дошкольного и школьного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_v_rechevom_razvitii_doshkolnogo_i_shkolnogo_obrazovaniya.docx | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Преемственность в речевом развитии дошкольного и школьного образования»
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, но и умение рассказывать о каком-либо событии или явлении. Именно связная речь позволяет максимально полно реализовать социальный и личностный потенциал ребенка, ведь связная речь лежит в основе общения, коммуникации, взаимодействия людей, без которого нормальное развитие и функционирование личности невозможно. Для успешного освоения школьной программы у выпускника дошкольного учреждения должны быть сформированы, например, такие умения, как строить диалог, связно высказывать свои мысли и составлять небольшой текст на определенную тему.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отражаются задачи по овладению речью как средством общения и культуры, по обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.
Методы и приемы, применяемые в работе с детьми для развития связной речи делятся на:
• наглядные — с использованием демонстрационного материала, иллюстраций, живых объектов, предметов, схем;
• словесные — чтение, рассказывание, беседы, пересказы, заучивание стихотворений, выполнение речевых упражнений, проговаривания и т. п.;
• практические — дидактические игры и упражнения (с речевым содержанием), театрализация, сюрпризные моменты, персонажи, хороводы.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Связная речь - это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Существуют две разновидности устной связной речи - диалог и монолог, которым присущи свои особенности:
Диалогическая речь - речь поддерживаемая, имеющая собеседника, она более простая, в ней могут присутствовать интонации, жесты, паузы. В диалоге предложения являются односложными. Так же важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.
Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение мыслей, протекающее относительно долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Для нее характерна литературная лексика, развернутые высказывания, законченность и логическая завершенность.
В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.
Связная речь может быть ситуативной (связанной с конкретной ситуацией) и контекстной (построенной без учета конкретной ситуации с опорой только на языковые средства).
Основные задачи развития речи, такие как воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания – решаются на каждом возрастном этапе, однако от группы к группе идет постепенное усложнение каждой задачи.
Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах – как на специальных занятиях, так и вне их. А так же в ходе повседневного общения со взрослыми и сверстниками в быту, в играх, в ходе режимных моментов, на игровой площадке во время прогулки.
Понятие преемственности трактуется - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
При этом дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.
Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач преемственности.
Преемственность требует постоянных контактов и взаимодействия работников дошкольных учреждений и учителей, и специалистов школ.
Однако сегодня реализация идеи преемственности дошкольного и начального образования сопровождается рядом проблем:
1. Недостаточная согласованность в действиях различных подсистем образовательно-воспитательной системы.
2. Несовершенство существующих систем диагностики при переходе детей с одного образовательного уровня на другой.
3. Неполное соблюдение психологической преемственности различных подсистем образовательно-воспитательной системы.
Таким образом, преемственность- это двусторонний процесс, направленный на тесное взаимодействие дошкольных и школьных учреждений.
Из опыта работы учителя – логопеда Теряевой С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние уровня речевого развития детей младшего школьного возраста на обучение
краткая характеристика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста, их причины возникновения. Роль педагога и родителей в подготовке детей к школе Диагностика готовности детей к школьном...
Программа "Диагностика речевого развития детей младшего школьного возраста"
Логопедическая диагностика является важнейшим компонентом логопедической работы. Программа направлена на определение актуального уровня речевого развития ребёнка....
Организация коррекционной работы по речевому развитию детей младшего школьного возраста с дизартрией, средствами художественной литературы.
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекции речевого развития детей младшего школьного возраст с дизартрией. Для реализации поставленной цели используются средства художественной литер...
Методическая разработка родительского собрания для родителей подготовительной группы "Преемственность дошкольного и школьного образования".
обзор дошкольных программ и приемственность....
Загадка, как средство речевого развития детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – на...
Преемственность дошкольного и школьного образования в условиях поликультурной среды.
выступление на педагогическом совете...
Преемственность дошкольного и школьного образования
В статье содержится материал по теме "Преемственность дошкольного и школьного образования "...