Статья: «Самообразование как условие профессионального роста»
статья
В период развития научно-технического прогресса в системе образования самообразование становится привычным для каждого человека. В процессе самообразовательной деятельности человек совершенствует свои знания и практические навыки, обогащая тем самым свой духовный и материальный мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Самообразование как условие профессионального роста»
Маковецкая Ольга Анатольевна
МБОУ О(С)ОШ №1 г.Братск
Учитель истории и обществознания
Статья: «Самообразование как условие профессионального роста»
В постоянно меняющихся условиях общественного развития для каждого человека необходимо стремление к новым знаниям, духовное развитие, совершенствование в своей профессиональной сфере, приобретение новых навыков и определённых новых умений. Самообразование направлено на удовлетворение потребностей человека в повышении своего культурного, образовательного, профессионального уровня, которое сопутствует ему в течение всей жизни. В литературе самообразование трактуется как «...личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбору целей, путей и средств самосовершенствования, способствующий осмыслению собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самопознания и самосовершенствования»[1].
В период развития научно-технического прогресса в системе образования самообразование становится привычным для каждого человека. В процессе самообразовательной деятельности человек совершенствует свои знания и практические навыки, обогащая тем самым свой духовный и материальный мир.
Самообразование развивает умения анализировать, планировать, регулировать и оценивать собственную деятельность. И на основе этого человек вырабатывает свою точку зрения, что способствует ему творчески решать поставленные перед ним общественные и производственные проблемы и задачи. В области образования необходимость самообразования педагога определяют развитие информационного общества, реформирование образования, рост инновационных технологий в педагогической деятельности.
Специалисты определяют самообразование педагога как: «способ самосовершенствования, обогащения профессиональных умений, личности учителя, его ценностных ориентаций» (С.Г. Вершловский); «способ повышения профессионального мастерства» (В.А. Сластенин); «способ совершенствования профессиональной деятельности и личностного развития» (Г.М.Коджаспирова); «непрерывный процесс роста и развития знаний и совершенствования методов познания на основе сформированной потребности в знаниях» (П.И.Пидкасистый). И они особо подчеркивают, что без самообразования невозможно формирование правильного мировосприятия и ориентации в постоянно изменяющемся мире, ибо надо знать существующие альтернативные течения и сопоставлять их с достижениями современной науки.
Известно, что в процессе самообразования приобретаются умения и навыки работы над собой. Такой подход к самообразованию позволяет каждому учителю, воспитателю школы, преподавателю профессионального учебного заведения самостоятельно, творчески решать проблемы и задачи в своей педагогической деятельности. Все это отмечается в педагогическом энциклопедическом словаре: «самообразование как приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни, представляет собой целенаправленную познавательную деятельность, управляемую самой личностью»[2]. Как видно, самообразование - один из ведущих элементов саморазвития личности.
В отечественной педагогике идею саморазвития предложил К.Д.Ушинский, который утверждал, что растущий человек создает и познает себя сам. Поэтому он считал, что нужно воспитывать самостоятельность и активность в условиях свободного самовыражения; развивать способность к самооценке; стимулировать врожденное стремление к совершенству[3]. Современные исследователи, определяя целью воспитания творческое саморазвитие личности, наполняют процесс саморазвития духовным содержанием, обращаются к сердцу, чувствам, а не только к разуму ребенка. Так, саморазвитие как процесс непрерывного самоизменения характеризуется способностью человека становиться субъектом жизнедеятельности.
В трудах психологов суть саморазвития личности представляется в самораскрытии, самоизменении, и саморазвитие трактуется как основной внутренний механизм развития личности. Также в них саморазвитие определяется как сознательное самоизменение или сознательное стремление сохранить в неизменности «Я- самость». Так, саморазвитие представляется как вид творческой деятельности, направленный на повышение эффективности процессов «самости» (самопознания, самоопределения, самоуправления, самореализации и самосовершенствования личности). Из этих идей мыслителей, специалистов-исследователей вытекает:
— человек есть цель сама по себе, которая характеризуется как субъект собственного самосовершенствования;
— развитие человек должен достигнуть собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением;
— саморазвитие человека связано с непрерывным развитием потенциала личности.
Как видно, саморазвитие, самообразование личности осуществляется на самостоятельности индивида. «Самостоятельность» основывается на философии «самости». «Самость» определяет роль человека как активного, самостоятельного творческого преобразователя окружающей среды и развитие своей личности. Самостоятельность представляет собой внутренне управляемую деятельность личности, которую человек выполняет, проявляя максимум активности, самостоятельного суждения, инициативы, творчества. Иначе, самостоятельность проявляется в творческом отношении к любому виду деятельности, ответственности за свою деятельность, в ориентации личности на САМО.
Самостоятельность в изученной литературе характеризуется как интегративное личностное качество, которое связано с формированием и развитием положительных мотивов к жизнедеятельности. Рассмотренные положения позволяют определить концептуальные основы формирования и развития самостоятельности обучающихся в педагогической деятельности:
— стремление проявить себя - неотъемлемая черта самостоятельного творческого труда каждого;
— самостоятельные действия с учебным материалом организуют мотивированное восприятие и его применения в новых познавательных и деятельных ситуациях;
— участие в поисковых, творческих работах теоретического и практического характера способствует развитию способностей, потребности в знаниях;
— самостоятельность проявляется при наличии осознанного стремления обучающегося к действиям и сопровождается получением идеального или реального продукта[4].
В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения: расширять личностные образовательные интересы и потребности; анализировать и оценивать собственную деятельность; осуществлять сознательный выбор и нести за него ответственность; вырабатывать стимулирование самообразовательной деятельности, создавая инструментарий самовоздействия и самоподдержки.
В теоретических концепциях А.Н. Леонтьева рассмотрена проблема самообразования. Он отмечает, что «человеческие способности и свойства не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями». А.Н. Леонтьев выделил три этапа процесса усвоения социального опыта: «Первоначальному совсем маленьких детей, он имеет характер подражания действиям окружающих, протекающим, однако, под их контролем и при их вмешательстве; затем он усложняется и специализируется: возникают такие его формы, как школьное обучение и воспитание, различные формы высшего образования, и, наконец, самообразование»[5].
В трудах психологов суть самообразования и саморазвития личности представляется в самораскрытии, самоизменении, и трактуется как основной внутренний механизм развития личности. Также в них саморазвитие, самообразование определяется как сознательное самоизменение или сознательное стремление сохранить в неизменности «Я-самость». Так, саморазвитие, самообразование представляется как вид творческой деятельности, направленный на повышение эффективности процессов «самости» (самопознания, самоопределения, самоуправления, самореализации и самосовершенствования личности).
Как видно, саморазвитие, самообразование осуществляется на самостоятельности индивида. «Самостоятельность» основывается на философии «самости». «Самость» определяет роль человека как активного, самостоятельного творческого преобразователя окружающей среды, а также деятельность личности, которую человек выполняет, проявляя максимум активности, самостоятельного суждения, инициативы, творчества. Самостоятельность характеризуется как интегративное личностное качество, которое связано с формированием и развитием положительных мотивов к жизнедеятельности, и как фактор упорядоченной сознательной деятельности личности, направленной на организацию и управление самой себя.
Самообразование на каждом этапе развития общества выступает средством и результатом социальной регуляции знания, что говорит о социокультурной его обусловленности. Отсюда технология самообразования определяется социорегулятивными его функциями как социального явления. Социальная технология в основном возникает естественным путем как социокультурно опосредованная, целесообразная совокупность действий, как способ адаптации индивида к социальному окружению. Самообразование рассматривается нами как вид деятельности, социальной функцией которого является самореализация личности.
[1] Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем. - М.: Молодая гвардия, 1990. С.88
[2] Самообразование и саморазвитие личности педагога: учебно-методическое пособие / Мар. гос. ун-т; сост.: О. Л. Шабалина, В. А. Светлова. — Йошкар-Ола, 2017. C. 11
[3] Юдакова С.В. Профессионально-педагогическое самообразование: учеб. пособие — Владимир: ВГПУ, 2014. С.28
[4] Davis M.D. Caret E: Needed in teacher education: a developmental model for education of teachers, preserve. Journal of teacher education (Washington), 35, 1984, - № 5. - P. 20.
[5] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. С.37
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/30/picture-72722.jpg)
индивидуальная образовательная программа, как условие профессионального роста педагога
Выступление на педагогическом совете школы знакомит слушателей с тем как я создавала свою индивидуальную образовательную программ.Рассказывает о сути программы, ее разделах, а также алгоритме ее напис...
Организация системы методической работы как условие профессионального роста педагога
Методическая работа в школе будет успешна, если все педагоги школы заинтересованы в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больш...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/09/picture-349199-1489031910.jpg)
Индивидуальная образовательная программа как условие профессионального роста педагога
Что такое "Индивидуальная образовательная программа"? Для чего она нужна и как правильно ее составить? Ответы на эти вопросы содержатся в данной статье...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/02/picture-968119-1509649421.jpg)
Самообразование как условие профессионального роста педагога
Самообразование как условие профессионального роста педагога...
Самообразование как условие профессионального роста педагога
Самообразование педагога. Зачем оно нужно?...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/23/picture-461929-1416747161.jpg)
Статья Инновационная методическая работа как условие профессионального роста педагогов
В данной статье показано значение методической работы как условия профессионального роста педагогов. Раскрываются инновационные подходы в организации методической работы в гимн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/23/picture-461929-1416747161.jpg)
Статья Инновационная методическая работа как условие профессионального роста педагогов
В данной статье показано значение методической работы как условия профессионального роста педагогов. Раскрываются инновационные подходы в организации методической работы в гимн...