Статья: «Самообразование как условие профессионального роста»
статья

Маковецкая Ольга Анатольевна

В период развития научно-технического прогресса в системе образования самообразование становится привычным для каждого человека. В процессе самообразовательной деятельности человек совершенствует свои знания и практические навыки, обогащая тем самым свой духовный и материальный мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Самообразование как условие профессионального роста»

Маковецкая Ольга Анатольевна

МБОУ О(С)ОШ №1 г.Братск

Учитель истории и обществознания

Статья: «Самообразование как условие профессионального роста»

В постоянно меняющихся условиях общественного развития для каждого человека необходимо стремление к новым знаниям, духовное развитие, совершенствование в своей профессиональной сфере, приобретение новых навыков и определённых новых умений. Самообразование направлено на удовлетворение потребностей человека в повышении своего культурного, образовательного, профессионального уровня, которое сопутствует ему в течение всей жизни. В литературе самообразование трактуется как                    «...личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбору целей, путей и средств самосовершенствования, способствующий осмыслению собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самопознания и самосовершенствования»[1].

В период развития научно-технического прогресса в системе образования самообразование становится привычным для каждого человека. В процессе самообразовательной деятельности человек совершенствует свои знания и практические навыки, обогащая тем самым свой духовный и материальный мир.

Самообразование развивает умения анализировать, планировать, регулировать и оценивать собственную деятельность. И на основе этого человек вырабатывает свою точку зрения, что способствует ему творчески решать поставленные перед ним общественные и производственные проблемы и задачи. В области образования необходимость самообразования педагога определяют развитие информационного общества, реформирование образования, рост инновационных технологий в педагогической деятельности.

Специалисты определяют самообразование педагога как: «способ самосовершенствования, обогащения профессиональных умений, личности учителя, его ценностных ориентаций» (С.Г. Вершловский); «способ повышения профессионального мастерства» (В.А. Сластенин); «способ совершенствования профессиональной деятельности и личностного развития» (Г.М.Коджаспирова); «непрерывный процесс роста и развития знаний и совершенствования методов познания на основе сформированной потребности в знаниях» (П.И.Пидкасистый). И они особо подчеркивают, что без самообразования невозможно формирование правильного мировосприятия и ориентации в постоянно изменяющемся мире, ибо надо знать существующие альтернативные течения и сопоставлять их с достижениями современной науки.

Известно, что в процессе самообразования приобретаются умения и навыки работы над собой. Такой подход к самообразованию позволяет каждому учителю, воспитателю школы, преподавателю профессионального учебного заведения самостоятельно, творчески решать проблемы и задачи в своей педагогической деятельности. Все это отмечается в педагогическом энциклопедическом словаре: «самообразование как приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни, представляет собой целенаправленную познавательную деятельность, управляемую самой личностью»[2]. Как видно, самообразование - один из ведущих элементов саморазвития личности.

В отечественной педагогике идею саморазвития предложил К.Д.Ушинский, который утверждал, что растущий человек создает и познает себя сам. Поэтому он считал, что нужно воспитывать самостоятельность и активность в условиях свободного самовыражения; развивать способность к самооценке; стимулировать врожденное стремление к совершенству[3]. Современные исследователи, определяя целью воспитания творческое саморазвитие личности, наполняют процесс саморазвития духовным содержанием, обращаются к сердцу, чувствам, а не только к разуму ребенка. Так, саморазвитие как процесс непрерывного самоизменения характеризуется способностью человека становиться субъектом жизнедеятельности.

В трудах психологов суть саморазвития личности представляется в самораскрытии, самоизменении, и саморазвитие трактуется как основной внутренний механизм развития личности. Также в них саморазвитие определяется как сознательное самоизменение или сознательное стремление сохранить в неизменности «Я- самость». Так, саморазвитие представляется как вид творческой деятельности, направленный на повышение эффективности процессов «самости» (самопознания, самоопределения, самоуправления, самореализации и самосовершенствования личности). Из этих идей мыслителей, специалистов-исследователей вытекает:

—        человек есть цель сама по себе, которая характеризуется как субъект собственного самосовершенствования;

—        развитие человек должен достигнуть собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением;

—        саморазвитие человека связано с непрерывным развитием потенциала личности.

Как видно, саморазвитие, самообразование личности осуществляется на самостоятельности индивида. «Самостоятельность» основывается на философии «самости». «Самость» определяет роль человека как активного, самостоятельного творческого преобразователя окружающей среды и развитие своей личности. Самостоятельность представляет собой внутренне управляемую деятельность личности, которую человек выполняет, проявляя максимум активности, самостоятельного суждения, инициативы, творчества. Иначе, самостоятельность проявляется в творческом отношении к любому виду деятельности, ответственности за свою деятельность, в ориентации личности на САМО.

Самостоятельность в изученной литературе характеризуется как интегративное личностное качество, которое связано с формированием и развитием положительных мотивов к жизнедеятельности. Рассмотренные положения позволяют определить концептуальные основы формирования и развития самостоятельности обучающихся в педагогической деятельности:

—        стремление проявить себя - неотъемлемая черта самостоятельного творческого труда каждого;

—        самостоятельные действия с учебным материалом организуют мотивированное восприятие и его применения в новых познавательных и деятельных ситуациях;

—        участие в поисковых, творческих работах теоретического и практического характера способствует развитию способностей, потребности в знаниях;

—        самостоятельность проявляется при наличии осознанного стремления обучающегося к действиям и сопровождается получением идеального или реального продукта[4].

В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения: расширять личностные образовательные интересы и потребности; анализировать и оценивать собственную деятельность; осуществлять сознательный выбор и нести за него ответственность; вырабатывать стимулирование самообразовательной деятельности, создавая инструментарий самовоздействия и самоподдержки.

В теоретических концепциях А.Н. Леонтьева рассмотрена проблема самообразования. Он отмечает, что «человеческие способности и свойства не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями». А.Н. Леонтьев выделил три этапа процесса усвоения социального опыта: «Первоначальному совсем маленьких детей, он имеет характер подражания действиям окружающих, протекающим, однако, под их контролем и при их вмешательстве; затем он усложняется и специализируется: возникают такие его формы, как школьное обучение и воспитание, различные формы высшего образования, и, наконец, самообразование»[5].

В трудах психологов суть самообразования и саморазвития личности представляется в самораскрытии, самоизменении, и трактуется как основной внутренний механизм развития личности. Также в них саморазвитие, самообразование определяется как сознательное самоизменение или сознательное стремление сохранить в неизменности «Я-самость». Так, саморазвитие, самообразование представляется как вид творческой деятельности, направленный на повышение эффективности процессов «самости» (самопознания, самоопределения, самоуправления, самореализации и самосовершенствования личности).

Как видно, саморазвитие, самообразование осуществляется на самостоятельности индивида. «Самостоятельность» основывается на философии «самости». «Самость» определяет роль человека как активного, самостоятельного творческого преобразователя окружающей среды, а также деятельность личности, которую человек выполняет, проявляя максимум активности, самостоятельного суждения, инициативы, творчества. Самостоятельность характеризуется как интегративное личностное качество, которое связано с формированием и развитием положительных мотивов к жизнедеятельности, и как фактор упорядоченной сознательной деятельности личности, направленной на организацию и управление самой себя.

Самообразование на каждом этапе развития общества выступает средством и результатом социальной регуляции знания, что говорит о социокультурной его обусловленности. Отсюда технология самообразования определяется социорегулятивными его функциями как социального явления. Социальная технология в основном возникает естественным путем как социокультурно опосредованная, целесообразная совокупность действий, как способ адаптации индивида к социальному окружению. Самообразование рассматривается нами как вид деятельности, социальной функцией которого является самореализация личности.


[1] Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем. - М.: Молодая гвардия, 1990. С.88

[2] Самообразование и саморазвитие личности педагога: учебно-методическое пособие / Мар. гос. ун-т; сост.: О. Л. Шабалина, В. А. Светлова. — Йошкар-Ола, 2017. C. 11

[3] Юдакова С.В. Профессионально-педагогическое самообразование: учеб. пособие — Владимир: ВГПУ, 2014. С.28

[4] Davis M.D. Caret E: Needed in teacher education: a developmental model for education of teachers, preserve. Journal of teacher education (Washington), 35, 1984, - № 5. - P. 20.

[5] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. С.37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальная образовательная программа, как условие профессионального роста педагога

Выступление на педагогическом совете школы знакомит слушателей с тем как я создавала свою индивидуальную образовательную программ.Рассказывает о сути программы, ее разделах, а также алгоритме ее напис...

Организация системы методической работы как условие профессионального роста педагога

Методическая работа в школе будет успешна, если все педагоги школы заинтересованы в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больш...

Индивидуальная образовательная программа как условие профессионального роста педагога

Что такое "Индивидуальная образовательная программа"? Для чего она нужна и как правильно ее составить? Ответы на эти вопросы содержатся в данной статье...

Самообразование как условие профессионального роста педагога

Самообразование как условие профессионального роста педагога...

Самообразование как условие профессионального роста педагога

Самообразование педагога. Зачем оно нужно?...

Статья Инновационная методическая работа как условие профессионального роста педагогов

В данной статье показано  значение методической работы как условия  профессионального роста педагогов. Раскрываются  инновационные подходы в организации  методической работы в гимн...

Статья Инновационная методическая работа как условие профессионального роста педагогов

В данной статье показано  значение методической работы как условия  профессионального роста педагогов. Раскрываются  инновационные подходы в организации  методической работы в гимн...