Soft skills современного учителя в условиях глобальных вызовов XXI века
статья
Soft skills современного учителя в условиях глобальных вызовов XXI века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soft_skills_sovremennogo_uchitelya_v_usloviyah_globalnyh_vyzovov_xxi_veka.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
(Слайд 1) Soft skills современного учителя в условиях глобальных вызовов XXI века.
Позвольте поинтересоваться, а какова ваша причина вставать по утрам? Некоторых из нас только попытка ответить на этот вопрос может заставить посильнее натянуть на себя одеяло. Если это вдруг происходит и с вами, японская концепция «Икигай» может вам помочь.
Идея, пришедшая из страны с одним из старейших в мире населеним (средняя продолжительность жизни в Японии составила 84,2 года), становится популярной и за пределами Японии как способ жить дольше и лучше.
Хотя прямого перевода на русский язык не существует, считается, что ikigai объединяет японское слово ikiru, означающее «жить», и kai, означающее «причину или реализацию того, о чём ты мечтаешь». Вместе эти определения создают концепцию «причины жить (вставать по утрам)» или идею иметь цель в жизни.
(Слайд 2) Чтобы найти эту причину или цель, эксперты рекомендуют начать с четырех вопросов:
• Что вы любите делать?
• Что вы хорошо умеете делать?
• Чем вы можете помочь миру?
• Что может приносить хороший доход?
Поиск ответов и баланса между этими четырьмя областями может стать путем к пониманию своего предназначения в жизни. Икигай — это умение находить радость и осознанность в делах каждый день.
Новое время ставит перед нами новые задачи. Навыки будущего, цифровизация, образовательные тренды, soft skills - эти понятия и смыслы всё больше и глубже проявляются в нашей жизни. И если для образования сегодня стали уже вполне понятными такие инструменты, как робототехника, Лего –конструирование и даже 3D - моделирование, то следующий уровень базовых навыков, требуемый обществом, - soft skills - пока ещё знаком далеко не всем, хотя требования по их формированию уже звучат во всех новейших образовательных документах. А сами-то мы владеем этими навыками? Попробуем ответить на следующие вопросы:
- Умеете ли вы грамотно публично выступать, эффективно вести переговоры, насколько хорошо владеете навыками самопрезентации?
- Умеете ли слышать коллег, выстраивать позитивную коммуникацию с учениками и родителями?
- Способны ли мыслить критически, системно, креативно, принимать смелые решения и брать на себя ответственность?
- Умеете ли гибко реагировать на новые требования времени?
Надеюсь, что многие сегодня ответили на эти вопросы положительно!
С каждым годом разговоров о том, что все наши рабочие места займут роботы и нейросети, становится больше и больше. Наперебой перечисляются вымирающие профессии: банковские работники, турагенты, библиотекари, аналитики, нотариусы, риэлторы, бухгалтеры. Покушаются даже на переводчиков, врачей-диагностов. Искусственный интелект вполне может заменить и учителя! Рутинный труд автоматизируется, исчезают старые и возникают новые профессии, интернет и социальные сети расширяют профессиональные возможности и границы повседневности.
(Слайд 3) А что же в образовании? В статье «Искусственный интеллект в образовании: примеряем на Россию» описана цель — заменить стандартную модель образования, на принципиально новую, в которой искусственный интеллект помогает адаптировать уроки под индивидуальные особенности каждого ученика. По сути, машина непрерывно анализирует прогресс каждого учащегося, выявляя тенденции потребления знаний и адаптируя уроки в соответствии с ними. В прошлом году администрация и педагоги нашего лицея прошли обучение на школьной цифровой платформе Сбербанка. Это платформа является удобным и эффективным средством планирования и организации учебного процесса, при котором каждый ученик может максимально результативно использовать свое учебное время и оперативно получать обратную связь по результатам достижения учебных целей. Платформа не заменяет учителя: его роль наставника, тьютора и навигатора в образовательном процессе является ключевой. На данной платформе мы впервые услышали о гибких навыках.
Насколько далека российская школа от иностранных инноваций?
(Слайд 4) Мы активно используем РЭШ — Российскую Электронную Школу. Это еще не искусственный интеллект, но уже первая попытка автоматизировать образовательный процесс. В России идет развитие национального проекта «Образование», глобальная цель которого — создание единой образовательной платформы, которая даст возможность каждому школьнику получать качественное образование. В том числе с использованием адаптивного обучения и индивидуальных образовательных траекторий. В рамках этого проекта у нас в лицее в этом году были созданы Точки Роста.
Так что наиболее правдоподобный сценарий ближайшего будущего — это не мир, подчинившийся воле полностью самостоятельных роботов, а мир, в котором наиболее успешен человек-профессионал, способный пользоваться возможностями искусственного интеллекта в своей работе и умеющий адаптироваться к технологическим изменениям.
Уверена, что в будущем искусственный интеллект возьмет на себя большинство рутинных задач педагога — проверку домашних работ, поиск групповых и индивидуальных заданий к урокам, подготовку отчетов, оценку и аналитику.
Но искусственный интеллект не будет делиться искренними эмоциями с учеником, не будет с ним наслаждаться проживанием каждого момента жизни в школе, не будет любоваться искусством, восхищаться неординарным решением, воодушевлять человека на такую трудную, но такую счастливую деятельность, как познание.
Гибкие навыки (soft skills), к числу которых относят креативность, критическое мышление, навыки общения, социальные навыки, будут играть все большую роль в меняющемся мире и в системе образования будущего. (Слайд 5) Сергей Сергеевич Кравцов отметил, что для современных школьников важно быть готовыми к тем неожиданным и нестандартным ситуациям, которые могут возникнуть в мире. «Мы должны подготовить их к проблемам и вызовам, с которыми они могут столкнуться и которых не было 10-20 лет назад». По его словам, классическим формам школьного образования предстоит серьезная трансформация, которая затронет всю Россию.
Система образования будущего должна успешно справляться с формированием гибких компетенций, но эту задачу невозможно решить в отрыве от базового образования. Задания на оценку гибких компетенций (критического мышления, поиска решения в условиях заданной жизненной ситуации) уже присутствуют в ЕГЭ, ОГЭ и всероссийских проверочных работах, но необходимы дальнейшие шаги в этом направлении». Социальные и эмоциональные гибкие навыки проверялись в рамках исследования «PISA», в котором лицеисты принимали участие. Исследование выявило прямую зависимость между развитием социально-эмоциональных навыков и психологическим климатом в классе, отношениями между детьми и родителями, уровнем притязаний в учебе и жизни, удовлетворенностью жизнью, а также состоянием здоровья школьников.
Итак, что же такое soft skills? Неужели это что-то совершенно НОВОЕ? Мы-то с вами точно знаем, что все инновации основываются на хороших традициях. Если говорить откровенно, то и гибкие навыки — это не что-то принципиально новое. Они были важной частью программ русской классической гимназии и классического университета ещё 19 века, построенных на взаимодействии дисциплин.
(Слайд 6) Soft Skills – то, что нельзя подтвердить дипломом. Это ваши коммуникабельность, уравновешенность, креативность, умение подстроиться под ситуацию и быстро среагировать в нестандартных обстоятельствах. При прокачке этих навыков работает правое полушарие (творческое), желательно иметь высокий уровень EQ (эмоционального интеллекта). В отчете о будущем профессий, сделанном недавно на Всемирном экономическом форуме в Давосе, назван список тех навыков, которые будут самыми нужными через 5 лет. Этими навыками должен будет обладать каждый человек, чтобы быть успешным в будущем, поэтому мы должны формировать их у наших учеников. И конечно, очень важно, чтобы наши ученики смогли определить, где же они смогут быть наиболее востребованными, где они смогут добиться максимального результата и реализовать себя на благо своей семьи, своих близких, на благо всей страны. (Слайд 7)
1. Комплексное многоуровневое решение проблем (Complex problem solving) Самыми востребованными будут те специалисты, которые будут владеть системным, целостным подходом к решению любых проблем, будут знать, на что еще обратить внимание помимо самого очевидного.
2. Критическое мышление (Critical thinking) Это такой способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию и даже собственные убеждения. Это очень полезный навык, потому он помогает развитию.
3. Креативность в широком смысле (Creativity) Творческое начало – это способность видеть то, чего еще нет. Когда Микеланджело спросили, как он создал статую Давида, скульптор ответил: «Я увидел ангела в куске мрамора, и мне захотелось освободить его». В исследовании PISA в 2021 году доминирующим компонентом была оценка креативного мышления, умения предлагать нестандартные решения! Поэтому мы должны выстроить систему работы с заданиями, направленными на формирование креативного мышления у наших учеников.
4. Лидерские навыки (умение управлять людьми) (People management) Знаменитый баскетболист Майкл Джордан сказал гениальную фразу: «Талант выиграет игры, а команда – чемпионаты». Управление людьми – это сложная наука о том, как лидерам нужно уметь принимать главные решения... нет, не просто о подчиненных, а о Людях. Лидерские качества можно развить через организацию работы кружков, проведение занятий по интересам, курирование младших школьников старшеклассниками, а новичков одноклассниками.
5. Взаимодействие с людьми (Coordinating with others) Как важно умение общаться адекватно коммуникативной ситуации, считывать намёки и жесты, договариваться, подводить итоги разговора. Рекомендуется на занятиях поощрять активное участие школьников в дискуссии, внедрять в практику дискуссионные формы работы; отдавать предпочтение таким формам работы, где учащиеся находятся в окружении сверстников, совместно реализуют академические проекты, участвуют в спортивных и творческих мероприятиях.
6. Эмоциональный интеллект (Emotional intelligence) - это умение распознавать чужие эмоции и демонстрировать свои, налаживать эмоциональный контакт для совместной деятельности, а также умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.
7. Формирование собственного мнения и принятие решений (Judgment and decision-making) Умение формулировать своё мнение, взвешивать «за» и «против» в той или иной ситуации.
8. Клиентоориентированность (Service orientation) Мы должны учитывать индивидуальные особенности и интересы детей, быть заинтересованными в каждом ребёнке, создать условия для прочных предметных знаний. Судя по прогнозам, навык «клиентоориентированность» будет только подниматься в рейтинге. Качество в любом деле – на вес золота.
9. Следующий навык - умение вести переговоры (Negotiation) В данном направлении в процессе обучения деятельность педагога должна быть направлена на развитие умений доступно и интересно излагать свои идеи и мысли; уверенно говорить как с группой сверстников, так с другими взрослыми; выступать перед аудиторией.
10. Гибкость ума (Cognitive flexibility) Когнитивная гибкость – это способность ума быстро переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько вещей одновременно. Кстати, проверить себя на когнитивную гибкость вы можете с помощью знаменитого теста Струпа. Он очень простой. Быстро произнесите названия цветов, которыми написаны эти слова:
Трудно, не правда ли? Смотря на слово, мы – вольно или невольно – читаем его, и, когда нас просят назвать цвет, первым в голову приходит именно прочитанный, а вовсе не фактический. Если человек может быстро переключиться с чтения слов на называние цветов, значит, его когнитивное мышление достаточно гибкое. В тесте замеряют время, которое необходимо для обычного называния цветов и для аналогичного действия с применением эффекта Струпа. Кроме того, отслеживают число ошибок.
(Слайд 8) По мнению В.В. Путина, конкурентное преимущество получат те специалисты, которые не только владеют профессиональными навыками, но и обладают soft skills — «креативным, и плановым, и другими видами мышления». Важно не только «думать по-современному», но и «накапливать знания из совершенно разных областей науки», уметь их комбинировать и эффективно применять для решения необходимых задач. (Слайд 9)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обществознания "Глобальные вызовы XXI века""
Учебное занятие посвящено одной из важнейших тем по обществознанию и географии "Глобальные проблемы современности", которые рассматриваются в курсе 8,10 и 11 классов.На уроке устанавливаются внутрипре...
Современный учитель в условиях новой школы.
Статья о качественных изменениях кадрового ресурса образовательного учреждения...
Актуальность ИКТ в практике современного учителя в условиях введения ФГОС
В условиях ФГОС установлены требования к результатам сформированности учебной мотивации, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного взаимодействия с учи...
Педагогическое эссе "Образ современного учителя в условиях модернизации образования"
Представленное эссе раскрывает образ современного учителя с позиций требований современного общества и образовательныхстандартов....
Выступление на научно-практической конференции 5.04.2019 «Местное самоуправление в условиях глобальных вызовов современной России»
Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является формой самоорганизации граждан и составной частью гражданского общества, уровнем публ...
Ценности воспитания детей в условиях глобальных вызовов XXI века
Опыт работы классного руководителя...
Эссе на тему: «Ценности воспитания детей в условиях глобальных вызовов 21 века».
laquo;Воспитание – великое дело: им решается участь человека. Орудием и посредником воспитания должна быть любовь»В.Г. Белинский...