Ценности воспитания детей в условиях глобальных вызовов XXI века
статья

Тюдина Людмила Валерьевна

Опыт работы классного руководителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №1» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД БУГУРУСЛАН»

 «КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ХХI ВЕКА»

муниципальный конкурс

ЦЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ XXI ВЕКА

описание опыта новых форм воспитательной деятельности «Новые формы организации совместной деятельности»

Автор работы:

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия №1»

Людмила Валерьевна Тюдина

г. Бугуруслан, 2022г

Ценности воспитания детей в условиях глобальных вызовов ХХI  века


А ты?
Входя в дома любые -
И в серые,
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?

СЛЕД  / Леонид Мартынов

        XXI век - это время постоянных перемен и неоднозначности. XXI век, стрессовый и нестабильный мир, влияет на процесс воспитания, который тесно связан с нормами и формами общественной жизни. А так как школа является главным институтом социализации для ученика, то педагогическое сообщество должно эффективно реагировать на возникающие проблемы, находить пути решения, приводящие к положительным изменениям мировосприятия современного ребёнка и воспитанию у него прежде всего духовно – нравственных ценностей.

 Таким инструментом выступает внеурочная деятельность, которая является обязательным  условием  современных образовательных стандартов, нацеливающих педагогическое и ученическое сообщества на работу в культуре окружающего социума. Внеурочная деятельность - необходимая составляющая современной школы. Она учит мыслить не шаблонно, а творчески -  креативно, что, по определению Дж. Гилфорда, способствует рождению необычных идей, отклоняющихся от традиционных схем мышления, позволяющих быстро решать проблемные жизненные ситуации. А это означает способность сознания создавать нечто новое, обладающее ценностью не только для индивида, но и для общества в целом. 

Перед каждым классным руководителем  стоят проблемные вопросы: как воспитать обучающихся не только заинтересованными, но  и духовно - нравственными людьми?

Ответ мы нашли в тесном сотрудничестве с уважаемыми, талантливыми, творческими людьми нашего города и в сотворчестве с социальными партнёрами. 

        Так, в 2019 – 2020 учебном году, до пандемии, библиотекарь Ильина Ольга Леонидовна стала вдохновителем  встречи  моих воспитанников с поэтом Андреем Блохой, поэтессой Лидией Измалкиной, сыном Александра Шиперова.

        В 2020 – 2021 учебном году были проведены внеклассные мероприятия совместно с городской детской библиотекой имени С.Т. Аксакова по творчеству Валерия Левановского, Агнии Львовны Барто, Михаила Яснова.

Интересным получился и квест - урок по литературе по творчеству С.Т. Аксакова с погружением ребят в профессию писателя и созданием собственных поэтических трудов .

С музейными работниками МБУ «Бугурусланский краеведческий музей» дружим  с 2016 года, в том числе и с директором Манаковой Евгенией Владимировной. Под её руководством написано более 10 исследовательских работ, посвящённых известным людям родного города. Благодаря совместной деятельности  ребята узнали о всемирно – известном художнике – абстракционисте Сергее Ивановиче Шаршуне, путешественнике и учёном Николае Рычкове, актрисе Ольге Остроумовой, популярном в узких кругах  археологе Марии Кобылиной, поэте Дмитрии Морском, георгиевских кавалерах г.Бугуруслана и Бугурусланского района… Научные труды гимназистов были представлены на школьной конференции «День науки», муниципальной конференции «Маленький шаг – большая наука» и на очной всероссийской конференции «Шаги в науку» в г. Москве, проходившей 12-14 мая 2022года. На ней были завоеваны и  две медали за лучшие работы в секциях. Такие поездки стараемся проводить ежегодно. Активными участниками образовательной ученической сессии  становятся и родители. Участниками очной всероссийской конференции в Москве в 2022 году стали 42 гимназиста, родителей – 8 человек.  Приятным сюрпризом стало вручение медали от президента Малой академии наук Ляшко Льва Юрьевича

        Вместе с опытным экскурсоводом Еленой Исламовой 5 сентября 2022 г была совершена увлекательная обзорная  онлайн - экскурсия по городу Бугуруслану в рамках празднования Дня города, в ходе которой гимназисты увидели всё то, чем жил наш город  в 18 – 20 веках, погрузились в его удивительное прошлое, узнали о традициях, которые бережно сохраняются и сегодня. Так получился урок Патриотизма, в завершение которого прошёл Мастер – класс по изготовлению праздничной открытки своими руками ко Дню города.

        Познавательными были встречи с художником и фотографом Мелиховым Павлом Александровичем,с методистом Бугурусланского архива
Верой Александровной Липатовой

        Нельзя не сказать и о совместной работе с Воскресными  школами имени Нектария Эгинского Храма Живоначальной Троицы и «Горлица»  Храма Успения Пресвятой Богородицы г. Бугуруслана. Объединяет нас участие в общих проектах и конкурсах (онлайн – проект «Лига любознательных» (Самара), всероссийский конкурс «Красота Божьего мира», муниципальный конкурс «Пасхальная радость». Интересным было мероприятие «Ледовое побоище» в память  о подвиге святого Александра Невского в 1242 году на Чудском озере. Духовным наставником ребят и педагогов выступал иерей Максим Заико .

И если говорить о социальном сотрудничестве как инструменте развития духовно-нравственного ценностей у обучающихся, то такое сотворчество в современной школе необходимо. Именно так происходит  знакомство и  с народными традициями, на которых строится мировосприятие окружающего нас мира растущим и любознательным человеком,  и с талантливыми людьми города, вызывающими гордость в душе каждого бугурусланца за нашу малую Родину, и, по словам поэта Леонида Мартынова, оставляющими «Незримый прочный след/В душе на много лет».

        Таким образом, современные формы работы как учителя, так и классного руководителя по формированию духовно – нравственных ценностей у школьников заключаются в сотрудничестве с социальными партнёрами и в сотворчестве с талантливыми людьми, бесконечно любящими свой родной город.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обществознания "Глобальные вызовы XXI века""

Учебное занятие посвящено одной из важнейших тем по обществознанию и географии "Глобальные проблемы современности", которые рассматриваются в курсе 8,10 и 11 классов.На уроке устанавливаются внутрипре...

Патриотическое воспитание детей в условиях дополнительного образования в Ивановской области.

В настоящее время в России работает и совершенствуется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», которая является продолжением государственн...

«Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних»

Подвижные игры представляют собой одно из признанных средств физического воспитания детей и подростков, а также являются обязательным компонентом практически любого занятия. Главным содержанием подвиж...

Выступление на научно-практической конференции 5.04.2019 «Местное самоуправление в условиях глобальных вызовов современной России»

Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является формой самоорганизации граждан и составной частью гражданского общества, уровнем публ...

Soft skills современного учителя в условиях глобальных вызовов XXI века

Soft skills современного учителя в условиях глобальных вызовов XXI века...

Эссе на тему: «Ценности воспитания детей в условиях глобальных вызовов 21 века».

laquo;Воспитание – великое дело: им решается участь человека. Орудием и посредником воспитания должна быть любовь»В.Г. Белинский...