Коррекционные формы работы с воспитанниками интернатных учреждений.
методическая разработка

Подгорная Алёна Александровна

Психокоррекция- это активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, логопедов, дефектологов, врачей, социальных педагогов.

Основная цель: Способствовать полноценному психологическому и личностному развитию ребёнка

Основная задача: Психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка, на основе создания психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx558.24 КБ
Файл korrektsionnye_formy_rabot.pptx321.63 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционные формы работы с воспитанниками интернатных учреждений.

Психокоррекция- это активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, логопедов, дефектологов, врачей, социальных педагогов.

Основная цель: Способствовать полноценному психологическому и личностному развитию ребёнка

Основная задача: Психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка, на основе создания психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребёнка

Основные принципы составления психокоррекционных программ:

  1. Четко формулировать цели коррекционной работы
  2. Определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы
  3. Выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы
  4. Чётко определить формы работы ( индивидуальная, групповая или смешанная)
  5. Отобрать методики и техники коррекционной работы
  6. Определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной работы
  7. Определить частоту необходимых встреч( ежедневно, 1раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д)
  8. Определить длительность каждого коррекционного занятия ( от 10-15 минут в начале коррекционной программы до 1,5-2 часов на заключительном этапе)
  9. Определить формы участия других лиц в работе( логопед, врач, социальный педагог, участковый инспектор ОПДН и т.д)

Техники коррекционного воздействия:

  1. Коррекция внимания

Инструкция: "Сейчас я покажу тебе картинки. На них нарисованы разные предметы, но у каждого предмета чего-то не хватает что-то не дорисовано. А ты мне попробуй сказать, чего там не хватает, или покажи пальцем. Хорошо? Ну, вот, например, что здесь не дорисовано?"

C:\Documents and Settings\user\Мои документы\методики\Тест Векслера\стимульный материал\Новая папка\WISC_-_субтест_7_задание_1.pngC:\Documents and Settings\user\Мои документы\методики\Тест Векслера\стимульный материал\Новая папка\WISC_-_субтест_7_задание_2.pngC:\Documents and Settings\user\Мои документы\методики\Тест Векслера\стимульный материал\Новая папка\WISC_-_субтест_7_задание_3.pngC:\Documents and Settings\user\Мои документы\методики\Тест Векслера\стимульный материал\Новая папка\WISC_-_субтест_7_задание_4.pngC:\Documents and Settings\user\Мои документы\методики\Тест Векслера\стимульный материал\Новая папка\WISC_-_субтест_7_задание_5.pngC:\Documents and Settings\user\Мои документы\методики\Тест Векслера\стимульный материал\Новая папка\WISC_-_субтест_7_задание_6.pngC:\Documents and Settings\user\Мои документы\методики\Тест Векслера\стимульный материал\Новая папка\WISC_-_субтест_7_задание_7.pngC:\Documents and Settings\user\Мои документы\методики\Тест Векслера\стимульный материал\Новая папка\WISC_-_субтест_7_задание_8.pngC:\Documents and Settings\user\Мои документы\методики\Тест Векслера\стимульный материал\Новая папка\WISC_-_субтест_7_задание_9.pngC:\Documents and Settings\user\Мои документы\методики\Тест Векслера\стимульный материал\Новая папка\WISC_-_субтест_7_задание_10.pngC:\Documents and Settings\user\Мои документы\методики\Тест Векслера\стимульный материал\Новая папка\WISC_-_субтест_7_задание_11.pngC:\Documents and Settings\user\Мои документы\методики\Тест Векслера\стимульный материал\Новая папка\WISC_-_субтест_7_задание_12.pngC:\Documents and Settings\user\Мои документы\методики\Тест Векслера\стимульный материал\Новая папка\WISC_-_субтест_7_задание_13.pngC:\Documents and Settings\user\Мои документы\методики\Тест Векслера\стимульный материал\Новая папка\WISC_-_субтест_7_задание_14.pngC:\Documents and Settings\user\Мои документы\методики\Тест Векслера\стимульный материал\Новая папка\WISC_-_субтест_7_задание_15.pngC:\Documents and Settings\user\Мои документы\методики\Тест Векслера\стимульный материал\Новая папка\WISC_-_субтест_7_задание_16.pngC:\Documents and Settings\user\Мои документы\методики\Тест Векслера\стимульный материал\Новая папка\WISC_-_субтест_7_задание_17.pngC:\Documents and Settings\user\Мои документы\методики\Тест Векслера\стимульный материал\Новая папка\WISC_-_субтест_7_задание_18.pngC:\Documents and Settings\user\Мои документы\методики\Тест Векслера\стимульный материал\Новая папка\WISC_-_субтест_7_задание_19.pngC:\Documents and Settings\user\Мои документы\методики\Тест Векслера\стимульный материал\Новая папка\WISC_-_субтест_7_задание_20.png

  1. Коррекция и развития воображения

Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изображенными на них персонажами (людьми, животными) или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые новые, дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название или сочините историю. Расскажите, что происходит и что может произойти через некоторое время.

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/377/376570/376570_html_m2ae0f2da.jpghttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/377/376570/376570_html_b89b1b2.jpg

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/377/376570/376570_html_e45dd69.jpghttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/377/376570/376570_html_m21968c23.jpg

  1. Коррекция и развития логической памяти

Для развития логической памяти рекомендуется использовать следующие задания и упражнения.

Вы читаете ребенку набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д), а затем просите назвать слова, которые он запомнил. Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти. Если ребёнок не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старается запомнить механически, можно ему объяснить и показать, что для запоминания целесообразно объединять слова в группы по смыслу. Аналогичный способ запоминания предлагают детям при запоминании различных предметов, цветов, последовательности событий.

Упражнение для развития логической памяти. Обучающая методика «смысловые единицы», которая состоит из двух частей:

I Обучение созданию мнемических опор

Инструкция: « Сейчас мы с тобой будем учиться запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого нужно несколько раз задать два вопроса к тексту: о ком(о чём) говорят в начале текста, и что об этом говорится. После того как ответишь на эти вопросы, их снова надо задать: о ком ( о чём) говорится дальше, и что об этом говорится. И так будем работать до конца текста. Всё ли тебе ясно?»

Общие правила выделения мнемических опор:

Текст предварительно не разбивается на части

Главные мысли выделяются по ходу чтения материала

Части формируются сами собой вокруг главных мыслей

Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь

Правильно выделенные основные мысли должны составить короткий рассказ

Если какое-то записанное предложение не соответствует остальным, значит, выделена не главная мысль, и нужно вернуться к этому месту в тексте

Мнемические опорные пункты( главные мысли) должны представлять собой развёрнутые, самостоятельно составленные или взятые из текста предложения

Через 3-4 занятия оба вопроса «о ком ( о чём) говорится?» и «что об этом говорится?» сливаются в один и пропадает потребность задавать их в слух.

Обучающая методика по созданию мнемических опор занимает 5-7 занятий с частотой 2-3 занятия в неделю по 20-30 минут.  

II Составление плана

Эта часть методики направлена на обучение составлению плана как смысловой опоры запоминания, выделенные главные мысли представляют собой не просто коротенький рассказ об основном, но могут являться планом текста. После того как план составлен, нужно прочитать текст, и отметить, что говорится по первому пункту, по второму и т.д. Затем закрыть учебник и попробовать пересказать всё в слух, что запомнил, подглядывая в план ( но не в учебник). Затем прочитать ещё раз текст, отмечая, что забылось при рассказе, а что помнится и ещё раз пересказать вслух.

  1. Коррекция и развития мышления

Самым эффективным способом развития наглядно-действенного мышления является предметно-орудийная деятельность (набор конструкторов (пластмассовых, металлических, деревянных и т.д)). Развитию этого этапа мышления способствуют задания и упражнения со спичками( выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них так, что бы получить другую фигуру).

Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, вышеописанная работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребёнка, когда он должен прежде придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.

Развитие логического мышления:

-«четвёртый лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего общего признака для всех трёх.

-придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи, обогащение словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.

-загадки и логические задачи, головоломки, и тому подобное.

-«Составление предложений»: эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные, связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных элементов.

-«Исключение лишнего»: Берут любые три слова например «помидор», «собака», «солнце». Надо оставить только те слова которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное –больше признаков объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот у кого ответов больше.

Эта игра развивает способность устанавливать неожиданные связи, учит удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.

-«Поиск аналогов»: Называют какой-либо предмет или явление, например «вертолёт». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например в данном случае могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд»(транспортные средства) «штопор» (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

- «Способы применения предмета»: Называется какой-либо хорошее известный предмет, например, «книга» надо как можно больше различных способов его применения; книгу можно использовать как подставку для кинопроэктора, можно ею прикрыть от посторонних глаз и тд. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варворских способов применения предмета. Побеждает тот кто укажет большее число различных функций предмета.

5. Коррекция и развития навыков речи

Речь неразрывно связанна с мышлением. По мере овладения речью ребёнок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность верболизовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

Упражнения способствующие общему речевому развитию ребенка: обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и др.

Разучивание стихов способствует развитию связной речи, её выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную память.

Пересказ рассказов, басен, просмотренных кино и мультфильмов, также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка и развитию произвольной словесной памяти

Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня: в школе, на улице, дома. Такого рода задания помогают развивать у ребёнка внимание, наблюдательность, память.

Если детям трудно даётся пересказ прочитанного текста, рекомендуется применять следующий приём- предложить разыграть в лицах прочитанный рассказ или сказку. При этом  первый раз просто читают литературный текст, а перед вторым прочтением распределяют роли между учащимся (этот приём можно с успехом применять на уроке). После второго прочтения детям предлагается инсценировать прочитанное этот способ развития умения пересказывать основан на том, что получив какую то роль ребёнок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и запоминанию основного смысла, содержание прочитанного.

На развитие выразительной, грамматически правильно построенной речи существенное влияние оказывает прослушивание ребенком аудиозаписей детских сказок, спектаклей и прочее, в исполнении актёров, владеющих мастерством художественного слова.

Скороговорки являются эффективным средством развития экспрессивной речи. Они позволяют вырабатывать навыки правильной и чёткой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.

Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка.

Это позволяет ввести в игру соревновательный мотив и предать ей дополнительный азарт:

«Дополни слово»

Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов

Назвать слова, противоположные по значению

«Кто больше сочинит»

«Перевёрнутые слова». Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить минимальный порядок слов.

«Из слогов-слова». Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку предлагают составить из них определённое количество слов, используя каждый слог только по одному разу.

- Составьте три слова, в каждом из которых по два слога, из следующих слогов: ванн, маар, ко, мА, ди, ра, ет( ра-ма, ко-мар, ди-ван).

- Составьте два слова в каждом из которых по три слога, из слогов: ро, ло, мо, до, ко, га.

Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово. Пример ФОТОГРАФИЯ риф, гир, гора, торг, грот, тяга, граф и тд. Добавлять другие буквы запрещается.

  1. Коррекция чтения

Нарушение навыка чтения ( при отсутствии патологии) связаны в большей степени с недостаточной Сформированность у учащихся самоконтроля. О сформированности самоконтроля можно судить по тому, как учащийся соотносит результат своих учебных действий с целью и устраняет несоответствия между целью и реальным достижением еще в процессе деятельности. В условиях коррекционной работы необходимо ставить цель- довести число ошибок ученика до уровня который оценивается не ниже «3». Результаты удобно фиксировать в виде графика «Наши успехи». Для того, чтобы требования, предъявляемые ученику, в период коррекционной работы, соответствовали его максимальным возможностям и в тоже время принимались самим учащимся как реалистические, педагог должен выяснить для себя и показать ученику его скрытые возможности. Сделать это можно различными способами:

Предъявляем учащемуся для чтения ряда слов через самодельный тахиктоскоп: через время на 1,2 или 3 секунды вспыхивает лампа и освещает предъявленный ученику ряд слов. Количество слов которые успевает прочитать ученик, делится на затраченное время и умножается на 60 т.о получаем расчетную скорость чтения для данного учащегося в минуту.

Ученика просят прочитать как можно быстрее 5-10 знакомых слов ему. Измеряется затраченное время и рассчитывается скорость чтения как если бы ученик в течении всей минуты сохранял начальный темп.

Состоит в поинтервальном анализе читаемого учеником текста. Во время чтения текста педагог делает пометки через каждые 20, 30 или 60 секунд. Скорость чтения редко оказывается равномерной.

  1. Коррекция детских страхов

Одним из эффективных методов является арттерапия- это специальная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Через рисунок, игру, сказку арттерапия даёт выход внутренним конфликтным и сильным эмоциям, способствует повышению самооценки, расслаблению. Арттерапия позволяет погружаться в проблему страха на столько, на сколько ребёнок готов к её переживанию, а также актуализировать и осознать свои проблемы, увидеть пути их решения. Успешность устранения страхов зависит от знания причин и особенностей развития. Механизмы развития страхов сочетаются между собой, образуя мотивационную структуру. Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример значимых взрослых создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов. Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится, поскольку во всем он зависит от педагогов несущих персональную ответственность за его самочувствие и способность противостоять его внутренним и внешним угрозам.

Игра- способ выражения чувств. Это движение, победа, радость. Позволяет лучше понять переживания детей, их интересы. Игра доставляет удовольствие, повышает настроение как ребёнку так и взрослому.

14.04.2022г.

Педагог-психолог                                                                            А.А.Подгорная

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционные формы работы с воспитанниками интернатных учреждений Педагог-психолог: Подгорная Алёна Александровна

Слайд 2

Психокоррекция- это активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, логопедов, дефектологов, врачей, социальных педагогов.

Слайд 3

Основная цель: Способствовать полноценному психологическому и личностному развитию ребёнка

Слайд 4

Основная задача: Психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка, на основе создания психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребёнка

Слайд 5

Основные принципы составления психокоррекционных программ Четко формулировать цели коррекционной работы Определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы Выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы Чётко определить формы работы ( индивидуальная, групповая или смешанная) Отобрать методики и техники коррекционной работы Определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной работы Определить частоту необходимых встреч( ежедневно, 1раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д ) Определить длительность каждого коррекционного занятия ( от 10-15 минут в начале коррекционной программы до 1,5-2 часов на заключительном этапе) Определить формы участия других лиц в работе( логопед, врач, социальный педагог, участковый инспектор ОПДН и т.д )

Слайд 6

Техники коррекционного воздействия: Коррекция внимания Коррекция и развития воображения Коррекция развития логической памяти Коррекция и развития мышления Коррекция и развития навыков речи Коррекция чтения Коррекция детских страхов Коррекция тревожности

Слайд 7

Коррекция внимания

Слайд 8

Коррекция и развития воображения

Слайд 9

Упражнение для развития логической памяти. Обучающая методика « смысловые единицы», которая состоит из двух частей: I Обучение созданию мнемических опор II Составление плана Коррекция и развития логической памяти

Слайд 10

Самым эффективным способом развития наглядно-действенного мышления является предметно-орудийная деятельность (набор конструкторов (пластмассовых, металлических, деревянных и т.д )) Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, конструирование, но только по устной инструкции, а также по собственному замыслу ребёнка Развитие логического мышления: «четвёртый лишний», «загадки», «придумывание недостающих частей рассказа» «Составление предложений», «Исключение лишнего», «Поиск аналогов», «Способы применения предмета». Коррекция и развития мышления

Слайд 11

Разучивание стихов способствует развитию связной речи, её выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную память. Пересказ рассказов, басен, просмотренных кино и мультфильмов, также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка и развитию произвольной словесной памяти Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня: в школе, на улице, дома. Такого рода задания помогают развивать у ребёнка внимание, наблюдательность, память. Коррекция и развития навыков речи

Слайд 12

Коррекция навыков чтения Предъявляем учащемуся для чтения ряда слов через самодельный тахиктоскоп : через время на 1,2 или 3 секунды вспыхивает лампа и освещает предъявленный ученику ряд слов. Количество слов которые успевает прочитать ученик, делится на затраченное время и умножается на 60 т.о получаем расчетную скорость чтения для данного учащегося в минуту. Ученика просят прочитать как можно быстрее 5-10 знакомых слов ему. Измеряется затраченное время и рассчитывается скорость чтения как если бы ученик в течении всей минуты сохранял начальный темп. Состоит в поинтервальном анализе читаемого учеником текста. Во время чтения текста педагог делает пометки через каждые 20, 30 или 60 секунд. Скорость чтения редко оказывается равномерной.

Слайд 13

Коррекция детских страхов Арттерапия Игра

Слайд 14

Коррекция тревожности Р екомендации педагогу: Необходимо понять и принять тревогу ребёнка Постараться создать условия в которых ему будет не страшно Можно поделиться своей тревогой, лучше в прошедшем времени (боялся, но потом перестал) Если ребёнок не рассказывает, можно поиграть( чего боятся солдатики или куклы? Как им помочь?) Быть более оптимистичным; Убеждать ребёнка, что всё будет хорошо Если ребёнок напряжен- предложить упражнение « глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: « Социальная адаптация воспитанников интернатных учреждений»

Доклад: на тему: " Социальная адаптация воспитанников интернатных учреждений"...

«Адаптация и социализация воспитанников интернатных учреждений как условие успешной интеграции в общество». Республиканский фестиваль педагогического мастерства «Изменим будущее»

Не секрет, что сейчас социально-экономическая ситуация в стране находится в печальном состоянии: более полумиллиона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....

ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ .

Состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Дело в том, что, несмотря на наличие формально...

Презентация по теме "Особенности социализации воспитанников интернатных учреждений"

Данная презентация пожет быть полезна воспитателям учреждений интернатного типа, родителям . Прдставлено краткое тезисное изложение  темы "Особенности социализации детей"...

Воспитательно-психологическая работа с воспитанниками интернатных учреждений в условиях детского оздоровительного лагеря

В статье представлена система воспитательно-психологических мероприятий с воспитанниками интернатных учреждений в загородном детском оздоровительном лагере...