Выступление на педсовет по теме "Глобальные компетенции"
статья

Новикова Инна Анатольевна

Материал для выступление на педсовете или мнтодическом объединении  с целью ознакомления педагогов с понятием "Глобальные компетенции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_pedsovet._globalnye_kompetentsii.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Глобальные компетенции

«Глобальная компетентность – это любознательность открытого ума, сострадание открытого сердца и смелость, направляющая наш интеллектуальный, социальный и эмоциональный потенциал на создание нового гуманного мира. И это лучшее оружие против величайших угроз нашего времени».

                                                                                           А. ШЛЯЙХЕР

 

Определение «Глобальные компетенции» в системе функциональной грамотности: глобальная компетентность (глобальные компетенции)- компонент функциональной грамотности,  одна из ключевых компетенций, составляющих основу ориентации и успешного существования в современном социуме.

А.А.Леонтьев

Глобальные компетенции – это целостно интегрированный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков

Коваль, Дюкова, 2019

Структура глобальных компетенций:

-Знания

-Умения

-Ценности

-Отношения

В исследовании PISA-2018 глобальные компетенции представлены как составляющие глобальной компетентности и рассматриваются как:

1. способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы) 

Глобально компетентный человек обладает навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире, способен использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях. Сочетая знания, полученные при изучении школьных дисциплин, и приобретенные в школе способы мышления, такой человек способен задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию относительно местных, глобальных или межкультурных проблем. Он также демонстрируют медиаграмотность, т.е. способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ.

2. способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения

Глобально компетентный человек способен рассматривать глобальные проблемы, а также взгляды и поведение других людей всесторонне. Он учитывает и ценит то, что позволяет преодолевать межкультурные различия и находить точки соприкосновения с представителями других культур (например, основные права человека, общий опыт). Сохраняя свою культурную самобытность, он одновременно осознает сущность культурных ценностей и убеждений окружающих его людей. Признание позиции или убеждений другого не обязательно означает их принятия. Однако способность видеть сквозь иной «культурный фильтр» дает возможность углубить собственные взгляды и, таким образом, принимать более зрелые решения при взаимодействии с другими людьми.

 3. способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола

Глобально компетентный человек способен понимать культурные нормы, интерактивные стили и степень формальности межкультурного контекста и может соответствующим образом адаптировать свое поведение и общение. Он стремится к уважительному диалогу, выражает желание понять других людей и общаться с ними.

4. способность и склонность предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия 

Глобально компетентный человек содействует улучшению условий жизни в своем сообществе, в построении более справедливого, мирного, инклюзивного и экологически устойчивого мира. Этот аспект отражает роль молодых людей как активных и ответственных членов общества и связан с их готовностью реагировать на ту или иную местную, глобальную или межкультурную проблему или ситуацию.

В 2018 году в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) была проведена первая оценка глобальных компетенций 15-летних обучающихся, которая необходима им для жизни во взаимосвязанном изменяющемся мире. В XXI веке учащиеся не только должны знать о глобальных проблемах, но и обладать умениями для обеспечения индивидуального и коллективного благополучия.

На какие вопросы было призвано ответить исследование ГК PISA – 2018

-Насколько 15-летние обучающиеся готовы жить и работать в обществе, в котором проявляется межкультурное разнообразие в условиях глобализации?

-На каком уровне находятся и в каком направлении должны развиваться системы образования, чтобы помочь социализации молодого поколения?

В 2018 г. обучающиеся – представители 27 стран, включая Россию, приняли участие в международном тестировании и в анкетировании по глобальным компетенциям, еще 39 стран участвовали только в анкетировании

В когнитивном тесте по глобальным компетенциям учащиеся Сингапура, Канады, Гонконга, Великобритании и Тайваня набрали значительно более высокие баллы, чем средний по странам – участницам тестирования. Обучающиеся в России показали результат 480 баллов. Россия и Мальта составили группу стран, чей показатель статистически не отличается от среднего по всем странам-участницам. Результаты российских учащихся статистически не отличаются от баллов, полученных учащимися из Словакии и Греции, которые занимают более высокие позиции, чем Россия, в списке стран – участниц тестирования. Расхождение показателей России по сравнению с Сингапуром (лидером по количеству баллов, набранных в ходе тестирования) составило 96 баллов.

Проблемы разработки инструментария «Глобальные компетенции» в исследовании PISA:

1) Еще нет четкого научного определения и описания области, которая оценивается.

2) «Правильные», «неправильные» ответы другие. «Правильный», «неправильный» ответ должен оценивать степень готовности обучающегося к решению глобальных задач, как самостоятельно, так и совместно с представителями различных национальностей и культур.

3) При разработке первых заданий PISA по глобальным компетенциям выявилась опасность односторонности или предвзятости выдвигаемых оценок в предлагаемых ситуаций. Это проявилось, в том числе, в частом использовании стереотипов в ситуациях, где предлагалось проверить способности к межкультурному взаимодействию.

Пример ситуации: Учащийся участвует в совместной работе с двумя школьниками, приехавшими из других стран. Он ждет двух сокурсников, которые опаздывают, и задается вопросом «Почему они могут опаздывать». Разрабатывается задание с выбором ответов, среди которых «люди в стране XY не ценят встречи вовремя» или «люди в стране XY, похоже, не соблюдают договоренности».

Очень аккуратно следует подходить к отбору ситуаций и к формулируемым ответам.

4) Предложенные ситуации подразумевают четко выраженные социально желательные реакции учащихся через стереотипное содержание и варианты ответа. Такие задания реально оценивают как учащиеся могут угадать и соответствовать социальным ожиданиям, а не глобальные компетенции, т.е. не соответствуют своему назначению. Явные варианты ответов не работают в заданиях.

5) Нет начальной шкалы измерения, чтобы выявить сложность заданий. После апробации появилась информация.

Задачи, которые предстоит решить педагогическому коллективу

1) В условиях предметного обучения преодолеть «раздробление» предметного содержания в области глобальных проблем между учебными дисциплинами

2) Добиваться выполнения требований к метапредметным результатам образовательного процесса, используя различные формы межпредметной интеграции

3) Осознать, что на понимание сущности межкультурного взаимодействия влияют не только учебные возможности отдельных дисциплин, но и атмосфера и стиль школьной жизни в целом, особенности различных взаимодействий, в которые вступают ученики на уроках, во внеурочное время.

4) Реализовать на практике личностно-ориентированный подход, осуществлять уважительное сотрудничество всех участников образовательного процесса.

Организация деятельности учителя при формировании глобальной компетентности школьников

  1. Целенаправленное формирование глобальной компетентности не требует серьезной перестройки предметной деятельности учителя: важно проанализировать свои подходы к уроку и увидеть потенциал
  2. Работа на уроке: включение заданий в мотивационную часть урока, при изучении соответствующего по содержанию материал,  при закреплении изученного, для организации дискуссии, при отработке соответствующих умений (навыков), в ряде случаев для проверки знаний.
  3. Внеурочная деятельность: проведение внеклассных мероприятий (в том числе и он-лайн формате), которые направлены на развитие и проявление качества глобально компетентной личности
  4. Поиск единомышленников, работа в команде
  5. Работа по формированию глобальных компетенций – один из ответов на вопрос: как и чему учить сегодня для успеха ученика в будущем

Материал, подлежащий проверке в российском мониторинге, учитывал также подходы ООН при характеристике глобальных проблем, таких, как «Север – Юг», Мировой океан, изменение климата, вода (дефицит воды, доступ к чистой воде), демографическая проблема (старение, дети), продовольственная проблема, миграция и беженцы, энергетическая и сырьевая проблемы, гендерное равенство, здравоохранение, питание, права человека.

Для 5-го и 7-го классов были отобраны следующие дидактические единицы: 5 класс Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное отношение к живой природе). Здоровье как ценность. Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентификация с определенной культурой). Права человека как ценность. Семья (аспект: роль семьи в воспитании и образовании ребенка). 7 класс Основные причины возникновения глобальных проблем. Человек и природа (аспект: экологический кризис и его причины). Здоровье (аспект: глобальные проблемы и основы здорового образа жизни).

Вывод:

- Глобальные компетенции – это сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, которые требуются каждому человеку при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде, или при его участии в решении глобальных проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений. Овладение глобальными компетенциями происходит на протяжении всей жизни человека

-формирование глобальной компетентности – это составная часть целостного учебно-воспитательного процесса, который отражает объективную необходимость, связанную с требованиями времени, и субъективный запрос мотивированных субьектов образовательного процесса – учащихся, учителей и родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.

Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...

Выступление на педсовете на тему "Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка путем применения УУД"

Доклад для педсовета на тему "Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка путем применения УУД"...

Выступление на педсовете-Цифровое образование в условиях цифровой экономики(Цифровые компетенции в каждую семью)

Цифровая школа- это проводник цифровых компетенций в каждую семью, это адекватный механизм преодоления ограничений и расширение возможностей граждан вне зависимости от территории проживания, состояния...

Выступление на педсовете «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы путем применения УУД, работа в парах».

Одной из главных идей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях. Актуальн...

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...

Выступление на педсовете по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность".

В данном докладе представлена классификация  проектов, рассказывается о персональном проекте, даётся перечень возможных выходов проектов....