Мастер-класс для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИГР У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА».
методическая разработка на тему

Гузик Елена Александровна

Мастер-класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №8 СТАНИЦЫ СТАРОВЕЛИЧКОВСКОЙ

Мастер-класс для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИГР У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА».

Воспитатель: Гузик Е.А.

2016 г.

Цель: Повысить уровень компетенции педагогов с целью эффективности педагогического воздействия при формировании связной речи у детей среднего возраста; использовать эффективные методы и приёмы, способствующие формированию связной речи.

Задачи:

  1. Расширить знания педагогов по формированию связной речи.
  2. Показать эффективные методы и приёмы, способствующие формированию связной речи.

Категория участников: воспитатели дошкольных групп.

         Актуальность:

      Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

     Уважаемые, коллеги сегодня мы с вами поговорим о проблеме развития связной речи детей. Эта проблема хорошо известна широким кругам педагогических работников: воспитателям, узким специалистам: логопедам и психологам.

    Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

      Связная речь включает в себя развитие двух форм речи - диалогической и монологической.

       Диалогическая речь: умение детей слушать и понимать обращённую к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря и от того насколько он овладел грамматическим строем речи. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным.

           Монологическая речь:

      Рассказ - это связное развёрнутое изложение какого – либо факта.

      Пересказ - воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи. 

          Для развития речи, необходимо развивать: мышление, память, внимание, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание.

          В дошкольном возрасте детей так же учат самих составлять простейшие рассказы, в содержании и форме которых должна проявляться самостоятельность и творческая активность.

         В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого достигает к этому времени примерно 2,5 тыс. слов. Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи еще несовершенна.

      В средней группе детей начинают обучать составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам. Однако в большинстве своем детские рассказы пока еще просто копируют образец взрослого.

            В этом возрасте происходит интенсивное развитие контекстной речи, т. е. речи, которая понятна сама по себе.

             При работе с детьми 4-5 лет я столкнулась с такими проблемами, как:

1. Дети мало задают вопросы товарищам и воспитателю.

2. Отвечают на поставленный вопрос, кратко не объясняя ответа.

3. Не умеют составлять описательные, творческие и коллективные рассказы.

4. Не умеют логически без пропусков пересказать содержание только что прочитанной сказки.

5. У детей слабо развито воображение, внимание, память, мелкая моторика, творческое мышление.

6. Родители мало уделяют внимания речи детей. У отдельных родителей вообще отсутствует желание заниматься с детьми.

         В силу этих и других причин считаю очень важно пробудить у детей интерес к образовательной деятельности, увлечь их и превратить непосильный труд в самый любимый и доступный вид деятельности - ИГРУ.

      Как загораются глаза детей, какое нетерпеливое ожидание чего то приятного, радостного светится в них, когда говоришь: «Сейчас мы с вами, дети, поиграем!» Здесь даже не надо быть психологом, что бы понять какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка. Игровые приёмы помогают сделать задания для детей привлекательнее. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие – то знания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом, с окружающими, формируется связная речь.

Для решения этих проблем существуют следующие задачи:

1.Подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих создать интерес к речевой деятельности у воспитанников.

2. Обогащение и активизация словаря.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Развитие образной и лексической стороны речи.

5. Развитие интонационной и звуковой культуры речи.

6. Развитие воображения, внимания, памяти, творческого мышления, мелкой моторики

7. Вызвать у родителей интерес к связной речи детей.

     

 Методы и приемы работы по овладению связной речью дошкольников.

Выбор методов и приемов на каждом конкретном НОД обуславливается его задачами. Наиболее эффективными считаю применение наглядных (наблюдение, рассматривание, показ и описание предметов, явлений) и практических (игры-драматизации, настольные инсценировки, дидактические игры, игры-занятия) методов. Словесные методы в работе с детьми среднего дошкольного возраста мы применяем реже, т. к. возрастные особенности детей требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяем либо наглядные приемы (кратковременный показ, рассматривание предмета, игрушки, либо демонстрацию наглядного объекта в целях разрядки детей (появление разгадки-предмета и т. д.).

В работе с детьми, для достижения определенных целей, на каждом конкретном НОД  широко применяю разнообразные приемы развития речи:

-речевой образец (использую как предшествующий речевой деятельности детей, сопровождаю такими приемами как пояснение и указание);

-повторение (практикую повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, либо совместное повторение) ;

-словесное упражнение (предшествующие составлению описательных рассказов) ;

-вопрос (использую в процессе рассматривания и при последовательном изложении описания; применяю репродуктивные, поисковые, прямые, подсказывающие, наводящие) .

На одной НОД обычно применю комплекс приемов, среди которых использую косвенные приемы: напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

     Благодаря использованию методов и приемов развития речи происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к определенному речевому действию.

Основной формой работы с детьми считаю занимательные игры:

Игра «Путешествие по комнате (группе)»

Цель: Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.

Игра «Цепочка слов»

Цель: Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.

             Пальчиковая гимнастика

       Известный педагог В. А. Сухомлинский писал «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев». От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. (игры для развития мелкой моторики)

     Для развития памяти, мышления, внимания, речи использую копилку речевого материала, в которую входят считалки, скороговорки, стихи, загадки, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, альбомы для работы над звукопроизношением, и т. д.)

       Перед завтраком или обедом обычно выдается минутка, когда дети уже помыли руки, а помощник воспитателя завершает сервировку стола. В это время можно провести гимнастику для развития мелкой моторики, например:

«Замок»

На двери висит замок,              (показывают скрепленные руки)

Кто открыть его бы смог?        ( пожимают плечами)

Потянули,                                   (вытягивают руки вперед)

Покрутили,                                (крутят из стороны в сторону)

Постучали                                  (стучат по коленкам)

И открыли.                                 (кисти раскрыты)

Игра «Хорошо — плохо»

Мир не плох и не хорош —

Объясню, и ты поймешь.

Цель:знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения, ловкости.

Игра «Только весёлые слова»

Цель:расширение словарного запаса, ознакомление с окружающим миром, развитие наблюдательности и сосредоточенности.

Играть лучше в кругу. Ведущий определяет тему. Нужно назвать по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Воздушный шарик» и т. д., пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и назвать только зелёные слова, только круглые слова, колючие и т. д.

       В вечернее время  детям можно предложить различные дидактические настольные игры.

     Использование наглядного материала: (дид. Игры, серии сюжетных картинок, схемы, карточки, плакаты), где конкретные персонажи заменяются силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа (описать какой он).

       Большое значение для развития навыков самостоятельной речи, я придаю рассказам по сериям сюжетных картинок.  Серии картинок помогают ребёнку разобраться в последовательности событий. Он учится выделять основные моменты в содержании рассказа, уточняет значение известных ему слов и усваивает новые. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования. В ходе работы над рассказами по серии сюжетных картинок дети овладевают навыками диалогической речи.

     Обучая детей составлению описательных рассказов нужно использовать схемы.

      Схемы заметно облегчают составление описательных рассказов, зрительный план делает рассказ чётким, связным, полным и последовательным. Схема учит детей самостоятельной постановке вопросов.

      Для формирования диалогической речи использовать различные виды театра.

        При использовании театра так же развивается мышление, воображение, мелкая моторика.

        Также немаловажно вести  активную работу с родителями в виде бесед, консультаций, рекомендаций, викторин, анкетирования.

          Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием занимательных игр и упражнений, наглядных пособий, даёт свои результаты:

1. Дети активнее работают на НОД,  у них развилось внимание, память, наблюдательность, повысилось творческое мышление, воображение.

2. Дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

3. Родители заинтересовались речью детей и с удовольствием принимают участие в любой предложенной им деятельности.

     При правильной, продуманной организации учебно-воспитательного процесса можно добиться удивительных результатов. Занимательные игры со словом побуждают детей думать, рассуждать, искать, творить, у детей появляется интерес к познавательной деятельности.

Практическая часть. - Деловая игра.

Предлагаю вам поиграть, а, как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Для того чтобы разговорная речь детей была хорошо развита педагогу необходимо иметь багаж знаний по формированию связной речи. Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся. Предлагаю вам разделиться на 2 команды. Вам предстоит пройти ряд заданий, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачи все же пожелаю!

 1. Игра «Ромашка»

1.Диалогическое общение, через которое расширяются, систематизируются представления о предметах и явлениях, актуализируется личный опыт (беседа)

1.Изложение прослушанного произведения (пересказ)

2.Назовите формы связного высказывания (монолог, диалог, повествование, описание, рассуждение)

2.Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец) (наблюдение)

3.То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)

3.Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения. (вопрос)

4.Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)

4.Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией (диалог)

5.Смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. (связная речь)

5.Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)

6.Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (сказка)

6. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

7.Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

7. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью? (басня)

8.Ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками (скороговорка)

8. Правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. (речевой образец)

2.Игра «Цепочка слов»

Цель. Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.
Ход

1-ый вариант. На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука К, и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.

2-ый вариант. Правила те же, но без картинок.

Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука. РАК.

Ребенок. Коза

И т. д.

Например: рак – коза – ананас – сова – автобус – самолет.

Необходимо помнить, что слова, написание которых расходится с произнесением, в таких играх лучше не использовать (например, нельзя брать слова, в конце которых пишется звонкая парная буква: зуб, мороз и т. п.).

                                      3.Покажите пословицу жестами, пантомимой.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Тише едешь - дальше будешь.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.

                                      3.Игра «Хорошо — плохо»

Мир не плох и не хорош —

Объясню, и ты поймешь.

Цель:знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения, ловкости.

Ход игры:Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Воспитатель: Дождь. Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным. Воспитатель: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант «Нравится не нравится»(о временах года). Воспитатель: Зима. Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.

                              4.Речь педагога  как фактор развития речи детей

     Речь – это визитная карточка каждого человека, насколько грамотно он выражается, зависит его успех, как в повседневном общении, так и в профессиональной деятельности.
   
Характерной особенность детей данного возраста является подражание всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, объяснить это можно своеобразием их восприятия и мышления. В детском саду ребёнок находится достаточно много времени и общение с педагогами: их речь, поведение, внешний облик находятся в постоянном поле зрения детей, и является образцом для подражания. Думаю, вы согласитесь, что речь дошкольников напрямую зависит от качества речи воспитателя.

Вот какие требования предъявляют к речи педагогов:

1.Правильность речи – соответствие речи языковым нормам.

2.Выразительность речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы)

3.Точность и убедительность речи: соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

4.Чистота речи – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение не литературной лексики: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

5.Уместность речи – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

6.Логичность речи – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

7.Богатство речи – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

К сожалению, на практике бывает, что в речи воспитателя встречаются следующие недостатки:

1. нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;

2. побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);

3. произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;

4. неправильное ударение в словах;

5. монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;

6. ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;

7. многословие, наслоение лишних фраз, деталей;

8. насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;

9. использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;

10. частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);

11. засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);

12. копирование речи малышей, «сюсюканье»;

13. использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т. д.

Вопросы:

Предлагаю рассмотреть употребление некоторых слов в соответствии с нормами русского языка.

1. Как правильно произносятся слова?

ПриДТи или приЙТи (правильно - приЙТи.)

Экспрессо или эспрессо (правильно – эспрессо)

Сосиськи или сосиски, (правильно сосиски)

2. Исправьте следующую  ошибку.

-КЛАСТЬ – это нормативное литературное слово, а ЛОЖИТЬ – просторечное. Ошибкой являются выражения: Я ложу книгу на место. В этом случае нужно употребить глагол класть: Я кладу книги на место. Глагол ложить употребляется только с приставками.

НАДЕТЬ – ОДЕТЬ

Глагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом НА) по отношению к другому лицу либо предмету: надеть пальто, туфли, очки, кольцо; надеть шубу на ребенка, надеть наволочку на подушку. Глагол ОДЕТЬ обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т. е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога) : одеть ребенка, одеть куклу.

ОПЛАТИТЬ - ЗАПЛАТИТЬ

Глагол ОПЛАТИТЬ (вносить плату) употребляется в тех, случаях, когда говорится о возмещении расхода, стоимости, кредита. Этот глагол употребляется только в конструкциях с винительном падежом без предлога (оплатить покупку, проезд) .

Глагол ЗАПЛАТИТЬ употребляется при указании на отдачу денег (или других ценностей) за покупку, а также в качестве штрафа или вознаграждения.

Надо говорить: заплатить премию, заплатить штраф, но: оплатить работу, оплатить проезд.

3. Как правильно ставится ударение в следующих словах?

ЗвонИшь или звОнишь, правильно звонИшь

Сахарная свЁкла или сахарная свеклА, правильно сахарная свЁкла.

Заключить договОр, договОры или заключить дОговор, договорА правильно заключить договОр, договОры.

Ударение в слове «договор» может ставиться на первый слог, но только в неофициальной (разговорной) речи. Что касается литературных норм, то здесь в ударном положении должна находиться лишь последняя гласная. Таким образом, на деловых встречах, во время публичных выступлений и проч. следует говорить только «договОр». В ином случае слушатели имеют полное право вас поправить

КрасИвее (не красивЕе), жалюзИ (не жАлюзи), крЕмы (не кремА), цепОчка (не цЕпочка), поварА (не пОвары).

Предлагаю вашему вниманию несколько памяток в стихах по использованию в речи «коварных слов».

Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни, и на НОД.

Следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР - КЛАСС ПО ТЕМЕ: «Развитие эмоционально-нравственной сферы ребёнка средствами кукольного театра» Для детей среднего школьного возраста, группы третьего года обучения.

Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением жаждут дети встречи с ним!Сегодня кукла активно вводится в учебный процесс начальной школы и ДОУ. И это находит отражение в са...

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (по Глухову В.П.)

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ  (по Глухову В.П.)...

Проект по развитию речи с использованием технологии хромотерапии для детей дошкольного возраста с нарушением речи "Цветные сказки".

Практико-ориентированный проект для детей 5-6 лет с нарушением речи.проект направлен на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. Проект "Цветные сказки&qu...

Формирование связной речи при использовании серий сюжетных картинок

Работа с сериями сюжетных картинок. Использование картинок серий ЛДСО (Лингводидактические средства обучения), «Речь и речевое развитие» облегчает запоминание и воспроизведение расска...

Мастер-класс для учителей-логопедов «Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале текстов цепной структуры»

Мастер-класс для учителей-логопедов«Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материалетекстов цепной структуры»...

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Дидактический материал по коррекции произношения звуков Г, Г\', К,К\',Х,Х\' . Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.  Дидактический материал по коррекции произношения звуков Г, Г', К,К',Х,Х'В пособии излагаются методы и приемы, которые ис­пользовались авторам...