Карта профессионально-значимых качеств педагога дополнительного образования
методическая разработка

Жаринова Татьяна Юрьевна

Самоанализ педагога ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_profes-y_kompetentnosti_pdo.doc353 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования Плавский район

«Дом детского творчества»

К  А  Р  Т  А

профессионально-значимых качеств педагога дополнительного образования

(Самоанализ  ПДО)

                                Материал использован из статьи Сизовой О.К.,

 кандидата психологических наук,

доцента кафедры педагогики

дополнительного образования детей

ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

                     

САМОАНАЛИЗ

                     работы педагога дополнительного  образования

                Цели самоанализа: стимулирование роста профессиональной компетентности педагогов, отслеживание и определение квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности, фиксация её характерных особенностей.

Стратегическая цель: конструктивное изменение отношения педагога к собственной педагогической деятельности, к себе как субъекту профессиональной деятельности.

                Функции самоанализа:

  • рефлексивно-оценочная, позволяющая определить уровень профессиональной компетентности и квалификации педагога, раскрывающая основания качественного и объективного анализа собственной педагогической деятельности
  • стимулирующая, способствующая осознанию результативности деятельности педагога и адекватной оценке достижений, составляющих основу дополнительного поощрения.

                Профессиональная компетентность педагога включает в себя психолого-педагогическую компетентность трёх составляющих труда педагога:

  • педагогическую деятельность
  • педагогическое общение
  • личностное развитие педагога.

        

      Психолого-педагогическая компетентность педагога – это совокупность профессиональных, коммуникативных и личностных свойств  педагога, позволяющих достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.

         Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности таких профессионально-педагогических умений  как

  •  гностические умения
  •  организационно-методические умения
  •  конструктивные умения
  •  проектировочные умения
  •  специальные умения.

К А Р Т А

       профессионально-значимых качеств

       педагога дополнительного образования

20…. – 20.… уч. г.

Самоанализ_____________________________________________________________________________

                                                          Должность                                                                                  Фамилия, имя отчество

  УРОВЕНЬ   ЗНАНИЙ  ПЕДАГОГА

УРОВЕНЬ  ЗНАНИЙ  ПЕДАГОГА

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общая культура, широкий культурный кругозор

Знание базовой программы по профилю дополнительно-

го образования

Знание педагогических технологий и инноваций

Знание методики воспитания и образования детей и подростков

Знание возрастной психологии

Знание диагностических методик

Знание индивидуальных особенностей учащихся

 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПЕДАГОГА

Наличие у учащихся прочных ЗУН и универсальных учебных действий по профилю объединения

Положительная психологическая атмосфера на занятиях

Показатель посещаемости учащихся

ГНОСТИЧЕСКИЕ  УМЕНИЯ

Умение систематические пополнять свои знания путём самообразования

Умение систематические  расширять свои знания путём  изучения опыта коллег

Умение добывать знания из собственной педагогической практики

Умение изучать личность каждого учащегося и способности для выявления уровня развития

Умение изучать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности и соответственно перестраивать  свою деятельность

Умение методически анализировать и практически оценивать дополнительные общеразвивающие

программы, пособия, средства обучения и творчески их использовать

ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ   УМЕНИЯ

Планирование системы воспитательно-образовательной работы

Умение фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления

личности каждого учащегося и коллектива в целом

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Планирование работы с детьми с учётом результатов диагностики

Определение наиболее рациональных видов

деятельности по овладению ЗУН и УУД по различным разделам программы

КОНСТРУКТИВНЫЕ  УМЕНИЯ

Выбор оптимальных приёмов и способов работы с учащимися с учётом общих и частных целей педагогического процесса

Обзор и дозировка необходимого материала с учётом уровня развития учащихся

Умение сделать учебный материал доступным для усвоения учащимися

Определение способов контроля усвоения материала и уровня сформированности умений

Умение предусмотреть возможные затруднения уч-ся в тех или иных видах деятельности, выбрать соответствен-но формы работы

Рациональное распределение различных видов деятельности по времени

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ   УМЕНИЯ

Умение организовать собственную деятельность, связанную с решением педагогических задач

Рациональное сочетание коллективной, групповой и индивидуальной деятельности

Умение организовать деятельность родителей, включить

их в педагогический процесс

КОММУНИКАТИВНЫЕ   УМЕНИЯ

Умение устанавливать и поддерживать контакты с учащимися

Умение устанавливать и поддерживать контакты с коллегами

Умение устанавливать и поддерживать контакты с  родителями

Умение встать на позицию другого и координировать разные точки зрения, осуществляя обмен мнениями

Умение строить отношения в педагогическом

 Коллективе, сотрудничать

Умение слушать и слышать другого

Умение оказывать эмоциональную поддержку тому, кто в ней нуждается

Умение предотвращать и разрешать конфликты

НАПРАВЛЕННОСТЬ  ЛИЧНОСТИ (мотивы, цели, ценности)

Любовь к детям

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Открытость к принятию позиции другого (взрослого и ребёнка)

Вера в силы и возможности учащихся

Интерес к внутреннему миру ребёнка

Стремление постоянно соотносить свои действия, поступки, намерения, интересы с интересами своих учащихся

Ценность красоты, гармонии – эстетическая направленность

Нравственность, чувство моральной ответственности, долга, гражданственность

Творчество в педагогическом процессе

Позитивная направленность на воспитательную деятельность (единство обучения и воспитания)

Любовь к своей профессии

Потребность в передаче знаний

Стремление к самосовершенствованию, самоактуализации, выявлению и развитию своих способностей и возможностей

Х А Р А К Т Е Р

Доброжелательность

Жизнерадостность, оптимизм

Общительность

Искренность

Чуткость

Требовательность

Чувство такта

Эмоциональная уравновешенность

Инициативность

Ответственность и добросовестность

Настойчивость

Справедливость

Уверенность в себе

Терпеливость

Самокритичность, рефлексия

Порядочность

Чувство юмора

С П О С О Б Н О С Т И

Ясность и критичность ума

Развитие воображение

Эмпатия (способность сопереживать, чувствовать переживания другого)

Гибкость мышления, поведения

Творческие способности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Выразительность и убедительность речи, хорошая

дикция

Способность сделать учебный материал доступным, умение просто и ясно излагать материал

Наблюдательность, внимание

Артистические способности

Дата  заполнения_________________                              Подпись_________________

АНАЛИЗ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ

педагогов дополнительного образования

Сводная таблица по результатам самоанализа ПДО в 2016- 2017 уч.г.

УРОВЕНЬ  ЗНАНИЙ

 ПЕДАГОГА

                                   Показатели данных указаны  в  %

Общая культура, широкий культурный кругозор

Знание базовой программы

по профилю дополнительно-

го образования

Знание педагогических технологий и инноваций

Знание методики воспитания и образования детей и подростков

Знание возрастной

психологии

Знание диагностических методик

Знание индивидуальных особенностей учащихся

 

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПЕДАГОГА

Наличие у учащихся

прочных ЗУН и  УУД по профилю объединения

Положительная психологическая атмосфера

на занятиях

Показатель посещаемости учащихся

ГНОСТИЧЕСКИЕ  УМЕНИЯ

Умение систематически  пополнять свои знания путём самообразования

Умение систематически  расширять свои знания пу-

тём  изучения опыта коллег

Умение добывать знания из собственной педагогической практики

Умение изучать личность каждого учащегося и способности для выявления уровня развития

Умение изучать достоинства, и недостатки собственной личности и деятельности и соответственно перестраи-

вать  свою деятельность

Умение методически анализировать и практически оценивать дополнительные общеразвивающие

программы, пособия, сред-

ства обучения и творчески

их использовать

ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ     УМЕНИЯ

Планирование системы воспитательно-образовательной работы

Умение фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления

личности каждого учащегося и и коллектива в целом

Планирование работы с деть-

ми с учётом результатов диагностики

Определение наиболее рациональных видов

деятельности по овладению ЗУН и УУД по различным разделам программы

КОНСТРУКТИВНЫЕ    УМЕНИЯ

Выбор оптимальных приё-

мов и способов работы с учащимися с учётом общих

и частных целей педагогического процесса

Обзор и дозировка необходимого материала с учётом уровня развития учащихся

Умение сделать учебный материал доступным для усвоения учащимися

Определение способов контроля усвоения материа-

ла и уровня сформирован-

ности умений

Умение предусмотреть возможные затруднения

 уч-ся в тех или иных видах деятельности, выбрать соответственно формы работы

Рациональное распределение различных видов деятель-

ности по времени

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ   УМЕНИЯ

Умение организовать собственную деятельность, связанную с решением педагогических задач

Рациональное сочетание коллективной, групповой и индивидуальной деятельности

Умение организовать деятельность родителей, включить

их в педагогический процесс

КОММУНИКАТИВНЫЕ   УМЕНИЯ

Умение устанавливать и поддерживать контакты с учащимися

Умение устанавливать и поддерживать контакты с коллегами

Умение устанавливать и поддерживать контакты с  родителями

Умение встать на позицию другого и координировать разные точки зрения, осуществляя обмен мнениями

Умение строить отношения в педагогическом

 коллективе, сотрудничать

Умение слушать и слышать другого

Умение оказывать эмоциональную поддержку тому, кто в ней нуждается

Умение предотвращать и разрешать конфликты

НАПРАВЛЕННОСТЬ  ЛИЧНОСТИ (мотивы, цели, ценности)

Любовь к детям

Открытость к принятию позиции другого (взрослого

 и ребёнка)

Вера в силы и возможности учащихся

Интерес к внутреннему миру ребёнка

Стремление постоянно соотносить свои действия, поступки, намерения, интересы с интересами своих учащихся

Ценность красоты, гармонии – эстетическая направленность

Нравственность, чувство моральной ответственности, долга, гражданственность

Творчество в педагогическом процессе

Позитивная направленность

 на воспитательную деятельность (единство обуче-

ния и воспитания)

Любовь к своей профессии

Потребность в передаче знаний

Стремление к самосовершенствованию, самоактуализации, выявле-

нию и развитию своих способностей и возможностей

Х А Р А К Т Е Р

Доброжелательность

Жизнерадостность, оптимизм

Общительность

Искренность

Чуткость

Требовательность

Чувство такта

Эмоциональная уравновешенность

Инициативность

Ответственность и добросовестность

Настойчивость

Справедливость

Уверенность в себе

Терпеливость

Самокритичность, рефлексия

Порядочность

Чувство юмора

С П О С О Б Н О С Т И

Ясность и критичность ума

Развитие воображение

Эмпатия (способность сопереживать, чувствовать переживания другого)

Гибкость мышления, поведения

Творческие способности

Выразительность и убедительность речи, хоро-

шая дикция

Способность сделать учеб-

ный материал доступным, умение просто и ясно изла-

гать материал

Наблюдательность, внимание

Артистические способности

 

СРЕДНИЕ   ПОКАЗАТЕЛИ  АНАЛИЗА

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ

педагогов дополнительного образования

  по результатам самоанализа ПДО в 2016- 2017 уч. г.

УРОВЕНЬ  ЗНАНИЙ

 ПЕДАГОГА

Средний процент по показателям

Средний процент по критериям

Общая культура, широкий культурный кругозор

Знание базовой программы по профилю дополнительного образования

Знание педагогических технологий и инноваций

Знание методики воспитания и образования детей и подростков

Знание возрастной психологии

Знание диагностических методик

Знание индивидуальных особенностей учащихся

 

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПЕДАГОГА

Наличие у учащихся прочных ЗУН и  УУД по профилю объединения

Положительная психологическая атмосфера

 на занятиях

Показатель посещаемости учащихся

ГНОСТИЧЕСКИЕ  УМЕНИЯ

Умение систематически  пополнять свои знания путём самообразования

Умение систематически  расширять свои знания

путём  изучения опыта коллег

Умение добывать знания из собственной педагогической практики

Умение изучать личность каждого учащегося и способности для выявления уровня развития

Умение изучать достоинства, и недостатки собственной личности и деятельности и соответственно перестраи-

вать  свою деятельность

Умение методически анализировать и практически оценивать дополнительные общеразвивающие

программы, пособия, средства обучения и творчески

их использовать

ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ УМЕНИЯ

Планирование системы воспитательно-образовательной работы

Умение фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления

личности каждого учащегося и и коллектива в целом

Планирование работы с детьми с учётом результатов диагностики

Определение наиболее рациональных видов

деятельности по овладению ЗУН и УУД по различным разделам программы

КОНСТРУКТИВНЫЕ  УМЕНИЯ

Выбор оптимальных приёмов и способов работы с учащимися с учётом общих и частных целей педагогического процесса

Обзор и дозировка необходимого материала с учётом уровня развития учащихся

Умение сделать учебный материал доступным для усвоения учащимися

Определение способов контроля усвоения материа-

ла и уровня сформированности умений

Умение предусмотреть возможные затруднения

 уч-ся в тех или иных видах деятельности, выбрать соответственно формы работы

Рациональное распределение различных видов деятель-

ности по времени

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ   УМЕНИЯ

Умение организовать собственную деятельность, связанную с решением педагогических задач

Рациональное сочетание коллективной, групповой и индивидуальной деятельности

Умение организовать деятельность родителей, включить

их в педагогический процесс

КОММУНИКАТИВНЫЕ   УМЕНИЯ

Умение устанавливать и поддерживать контакты с учащимися

Умение устанавливать и поддерживать контакты с коллегами

Умение устанавливать и поддерживать контакты с  родителями

Умение встать на позицию другого и координировать разные точки зрения, осуществляя обмен мнениями

Умение строить отношения в педагогическом

 коллективе, сотрудничать

Умение слушать и слышать другого

Умение оказывать эмоциональную поддержку тому, кто в ней нуждается

Умение предотвращать и разрешать конфликты

НАПРАВЛЕННОСТЬ  ЛИЧНОСТИ (мотивы, цели, ценности)

Любовь к детям

Открытость к принятию позиции другого (взрослого

 и ребёнка)

Вера в силы и возможности учащихся

Интерес к внутреннему миру ребёнка

Стремление постоянно соотносить свои действия, поступки, намерения, интересы с интересами своих учащихся

Ценность красоты, гармонии – эстетическая направленность

Нравственность, чувство моральной ответственности, долга, гражданственность

Творчество в педагогическом процессе

Позитивная направленность  на воспитательную деятельность (единство обучения и воспитания)

Любовь к своей профессии

Потребность в передаче знаний

Стремление к самосовершенствованию, самоактуализации, выявлению и развитию своих способностей и возможностей

Х А Р А К Т Е Р

Доброжелательность

Жизнерадостность, оптимизм

Общительность

Искренность

Чуткость

Требовательность

Чувство такта

Эмоциональная уравновешенность

Инициативность

Ответственность и добросовестность

Настойчивость

Справедливость

Уверенность в себе

Терпеливость

Самокритичность, рефлексия

Порядочность

Чувство юмора

С П О С О Б Н О С Т И

Ясность и критичность ума

Развитие воображение

Эмпатия (способность сопереживать, чувствовать переживания другого)

Гибкость мышления, поведения

Творческие способности

Выразительность и убедительность речи, хорошая

дикция

Способность сделать учебный материал доступным, умение просто и ясно излагать материал

Наблюдательность, внимание

Артистические способности

 

Информационно-аналитическая    С П Р А В К А

по результатам анализа профессионально-значимых качеств (ПЗК) педагогов дополнительного образования

(на основании самоанализа педагогов)

Шкала ПЗК педагогов по  критериям (средние показатели):

*   Уровень  знаний  педагога………............................. –  81%

  • Проектировочные умения …………………………. -  82%
  • Организаторские умения…………………………… -  82%
  • Результативность деятельности педагога…………  -  87%
  • Гностические умения………………………………...-  88%
  • Характер………………………………………………-  89%
  • Способности……………………………………….....-  89%
  • Коммуникативные умения…………………………..-  91%
  • Конструктивные умения………………………..……-  92%
  • Направленность личности (мотивы, цели, ценности)… -  94%

   

                        В данной форме самоанализа   основным педагогам (6 человек) МБУ ДО МО Плавский район «ДДТ» было предложено оценить свою  профессиональную деятельность по 10 критериям профессионально-значимых качеств педагога и 75 показателям.  Количество показателей   само по себе говорит о глубине, качестве и разносторонности раскрытия ПЗК. Как  отражает шкала, педагоги довольно высоко оценили свои профессиональные умения, так как средний процент по критериям самоанализа не опускается не только ниже 70%, но даже и не ниже 80%.

Стаж педагогов   разбросан: от 1 года до 25 лет. В процентном отношении это выглядит следующим образом:

Педагогический стаж

Количество педагогов

Количество педагогов в  %

1 – 2 года

3 – 5 лет

6 – 9 лет

10 – 14 лет

15 – 19

20 - 25

        

                        Самые низкие показатели у педагогов в критериях:   уровень знаний  педагога – 81%; проектировочные умения,   организаторские  умения – по 82%. Это говорит о том, что         недостаточна теоретическая подготовка в  знании педагогических технологий и инноваций, есть сложности в  планировании работы с детьми с учётом результатов диагностики, в планировании системы воспитательно-образовательной работы. Данные вопросы на основании результатов самоанализа педагогов  будут подробно рассмотрены  на семинаре «Школа совершенствования педагогического мастерства» в 2017 – 2018 учебном году.

                        Самые высокие показатели у педагогов в критериях: коммуникативные умения – 91%; конструктивные умения – 92 %; направленность личности (мотивы, цели, ценности) – 94 %. Педагоги Дома детского творчества умеют  дозировать необходимый материал с учётом уровня развития учащихся, определять способы контроля усвоения материала, предусмотреть возможные затруднения и выбрать соответственные формы работы с детьми; умеют  устанавливать и поддерживать контакты с учащимися, с коллегами, с родителями;  строить отношения в педагогическом коллективе, сотрудничать, координировать разные точки зрения и  становиться на позицию другого (учащегося, педагога, родителя); всегда   окажут эмоциональную поддержку тем, кто в ней нуждается. У педагогов развито чувство моральной ответственности, наблюдается позитивная направленность на воспитательную деятельность, интерес к внутреннему миру ребёнка, в целом профессиональная любовь к детям.

                        В критериях: результативность деятельности, гностические умения, характер, способности – результаты самоанализа между собой  мало чем отличаются , это показатели от  87%  до 89%. Нужно отметить наличие положительной психологической атмосферы на занятиях, умение педагогов добывать знания из собственной педагогической практики, из опыта коллег,  систематически пополнять свои знания путём самообразования. Педагоги доброжелательны, порядочны, справедливы, эмоционально уравновешены.

                        Нельзя не сказать о самых низких (в среднем) показателях,   это знание диагностических методик – 73% (критерий - уровень знаний педагогов), планирование работы с детьми с учётом результатов диагностики – 71% (критерий – проектировочные умения) и артистические способности – 73% (критерий -способности).  Здесь уместно добавить, что педагоги, в основном,  отнеслись к данному самоанализу вполне объективно и критично, отсюда и такие результаты.

                        Недостаточность теоретических знаний педагогов будет восполняться, как говорилось выше,  через семинар ШСПМ, а также через посещение и взаимопосещение занятий педагогов, районные семинары ПДО,  индивидуальные консультации, курсовую подготовку, самообразование, подготовку и проведение открытых занятий и мастер-классов.

                        Данные   самоанализа в целом указывают на стабильность профессионализма  и компетентности педагогов дополнительного образования, их желание работать, самосовершенствоваться,  выявлять и развивать свои способности и возможности.

                        Педагоги – творчески способные люди с ясным и критическим умом, умеющие ориентироваться    в современных требованиях к образованию.

 

                                                                                      Методист

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования "Современные образовательные технологии – основа достижения качества учебно-воспитательного процесса"

Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования по использованию современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе....

Публичное выступление по теме:«Качество образования-качество жизни!». участник Московского гор-го профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог г. Москвы-2013» в номинации "Педагог дополнительного образования"

Публичное выступление по теме: «Качество образования - качество жизни!»Докладчик Топилина Юлия Геннадьевна педагог дополнительного образования ГБОУ ЦДТ Печатники г. МосквыучастникМосковского...

Карта самооценки результативности деятельности педагога дополнительного образования

Создание мониторинга в рамках построения педагогического процесса — насущная потребность современного образования.Педагогический мониторинг позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамик...

Ассоциативные метафорические карты и сказкотерапевтические технологии в работе педагога-психолога и педагога дополнительного образования

Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться...

Взаимодействие педагогов дополнительного образования "ЦТР "Салют" с родителями учащихся с целью повышения качества содержания образования

В публикации приведены основные методы взаимодействия с родителями учащихся по разным направлениям....

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования «Технологическая карта занятия в учреждении дополнительного образования»

На современном этапе развития общество предъявляет новые требования к результатам деятельности как образования в целом, так и дополнительного образования в частности. В свете новых требований педагоги...