Выступление на МО учителей-предметников "Работа со слабоуспевающими детьми"
консультация (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Ашигалиева Саида Ахболатовна

Проблема слабой успеваемости детей и способы преодоления ее издавна волнуют педагогов. Каковы причины, порождающие неуспеваемость? У каждого ученика своя причина. но в то же время есть и общее для определенного круга школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заседание МО учителей-предметников

Тема: «Система работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учению"

Подготовила: Ашигалиева С.А.

 

“Все наши замыслы, все поиски и построения

превращаются в прах, если у ученика

нет желания учиться”

В.А. Сухомлинский

Приятно, когда твой собственный ребёнок учится на "4” и "5”. Приятно, когда набираешь в класс детей с высоким качеством знаний; с ними чувствуешь удовлетворение в работе, видишь результаты собственного труда. Комфортно и уверенно чувствуют себя ученики, получающие грамоты за призовые места в олимпиаде, научно-практической конференции школьников. Но по каким-то своим, особым законам природы, не всегда понятным человеку, живут рядом с вундеркиндами другие дети – учащиеся с низкими реальными учебными возможностями, плохо или совсем необучаемые школьники. О них не пишут в газетах, их не снимают на камеру, без гордости в голосе говорят о них родители, тяжело вздыхают учителя, принимая в класс такого ученика. И детей таких в нашей школе, к сожалению, большинство. Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Дарвин, Вальтер Скотт, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим, слабоуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно. Какие же категории учащихся относятся к слабоуспевающим:

1. Недостаточно развитые для школы дети У них выявлены нарушения в раннем периоде развития. Они страдают различными хроническими заболеваниями. Часто живут в неблагополучных микросоциальных условиях. Недостаточно развитые дети с трудом адаптируются к условиям обучения в школе, распорядку дня, учебной нагрузке. И уже на первых этапах обучения они составляют совершенно определённую группу риска по развитию школьной дезадаптации и неуспеваемости.

2. Функционально не созревшие дети. Они прилежно и добросовестно учатся, у них есть желание выполнять все школьные задания. Но уже в первые месяцы обучения их поведение и самочувствие меняются. Всё это пока объяснимо: ведь происходит приспособление ребёнка к новым условиям, а это не проходит бесследно. Но проходит один – два месяца, а картина не меняется, успехов нет. И становится понятно, что некоторые функции организма ещё не созрели для школы, учёба пока не по силам. Появляются отстающие, слабо успевающие ученики, а некоторые совсем не осваивают программу. Многие дети часто болеют, пропускают занятия и в результате начинают отставать.

3. Ослабленные дети. Есть дети, которых чрезмерно оберегают дома, не позволяют напрягаться, их развитие отстаёт от нормы. Есть и другая категория ослабленных детей. К ним относятся дети, которым дома всё дозволено. Они расторможены, неуправляемы, быстро утомляются, не способны сосредоточиться, длительно работать. Обучение их нелёгкая педагогическая задача, которая требует от учителей большого напряжения, а так же духовных и профессиональных умений и навыков.

4. Депривированные семьёй и школой дети. Значительная часть школьников воспитывается в неблагоприятных микросоциальных условиях. Это социальная запущенность: алкоголизм родителей, атмосфера ссор, конфликтов, жестокости и холодности по отношению к детям, наказания, подчас несправедливые, с одной стороны и вседозволенность с другой.

Ребенок переходит в среднее звено. В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускника должны быть сформированы внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение, должны контролировать и оценивать свои действия, уметь учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность на уроке?» педагог не найдет ни в одном учебнике, ни в одном методическом пособии. Он сам должен сконструировать ту схему, которая подходит именно его предмету, именно этим учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом условий обучения. 

Конечно, нам неподвластны многие факторы, влияющие на мотивацию. Семья, непосредственное окружение, прежний опыт, - все это накладывает отпечаток на отношение ученика к занятиям. На эти факторы мы не можем влиять. Они уже стали реальностью и частью жизненного опыта наших подопечных.

Отставание моих учащихся (5-9 классы) в усвоении учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
1.
Недостаточный уровень умственного развития (не уделяется должного внимания и контроля при подготовке домашних заданий).                                                                                         
2. Несформированность учебных навыков.(Ребёнок не умеет учиться: работать с текстом, выделять главное, существенное, не может организовать своё время и распределить усилия).                                                                                                                                                     
3.
Дефицит внимания с гиперактивностью (отвлекаемость, подвижность, неусидчивость).
4.
Отсутствие познавательного интереса (с ребёнком недостаточно занимались, не развивали его познавательные способности, ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое времяпрепровождение).                    
5.
Несформированность произвольной сферы (ученик делает то, что ему нравиться и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач).                                        
6.
Ниже среднего познавательный интерес (требуется обеспечивать «эффект новизны).                                                                                                                             
7.
Низкий уровень развития словесно-логического мышления.
8. Низкая работоспособность.

Ещё одна причина: Снижается заинтересованность учащихся и появляется равнодушие к собственным оценкам, относительное материальное благополучие семей и платное высшее образование снижают роль школьной оценки, роль учителя в будущем ребёнка. И ещё одна причина неуспеваемости учащихся – Её Величество Лень. У некоторых учащихся лень есть одно из проявлений патологий. Основными признаками являются малоподвижность, низкая работоспособность, расстройство воли, равнодушие к жизни, высокая подчиняемость другим. С самого начала освоения новой для ребёнка деятельности он сталкивается с неуспехом. Систематические неуспехи пугают его и делают ленивым. Впрочем, если ребёнок добивается успеха, не прилагая к этому никаких усилий, он тоже может стать ленивым.

Как можно помочь слабоуспевающему ученику: для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач; учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.               
  

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

В работе со слабыми учащимися нужно, опираться на следующие правила, разработанные психологами:

1. Давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.    

2.Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. 

3. Постараться разбить материал на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.            

4.Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д. 

6. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для  проверки и исправления написанного. 

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?  Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении. Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока. Также это и  создание на уроке ситуации успеха. Это позволяет сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности, а слабому – выполнить посильный объём работы. Решению этих и других проблем может служить правильно организованная учителем поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве.  Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. Создаются благоприятные условия для: понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают); помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная); для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд. При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Для разнообразия учебных будней использовать разнообразные формы и жанры урока. В практике уже существует ряд форм нестандартного проведения уроков:

- урок-практикум, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-ролевая игра, урок-игра, урок-аукцион, урок-сказка, интегрированный урок.

Наряду со сказанным существует ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА.

- Ученик обязан выполнять домашние задания, письменные задания своевременно представлять учителю на проверку.

- Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.

- Ученик, пропустивший урок без уважительной причины, обязан самостоятельно изучить учебный материал.



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "методы и приёмы при работе со слабоуспевающими детьми на уроках английского языка"

методы и приёмы при работе со слабоуспевающими детьми на уроках английского языка...

Из личного опыта: «Осуществление дополнительной дифференцированной работы на уроках истории и обществознания со слабоуспевающими детьми и пропустившими занятия по болезни».

МероприятияСрок1.                  Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебно...

Программа работы со слабоуспевающими детьми

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование метод...

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми.

Реализация данной программы обязывает педагогов и классных руководителей вести необходимую документацию, которая контролируется  зам. директора по УВР. Также помогает отслеживать успеваемость сла...

План работы со слабоуспевающими детьми

Цель:-ликвидация пробелов у учащихся в обучении географии;-создание условий для  успешного индивидуального развития ученика....

Работа с одарёнными детьми и со слабоуспевающими детьми

Работа с одарёнными детьми даёт и учителю, и ученику стимул к эффективному и результативному сотрудничеству, в результате которого повышается личностно-мотивированное, заинтересованное отношение к уче...