“Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС.”
статья

Панова Светлана Владимировна

Одним из основных пунктов реализации ФГОС является организация проектной деятельности в школе. При разработке Основной образовательной программы школы в содержательный раздел включена Программа развития универсальных учебных действий. Она направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление  на НПК

“Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС.”

Одним из основных пунктов реализации ФГОС является организация проектной деятельности в школе.  При разработке Основной образовательной программы школы в содержательный раздел включена Программа развития универсальных учебных действий. Она направлена на формирование у обучающихся основ  культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Слайд.   Раньше считалось,что школа  должна давать знания. Каждый учитель давал ребенку знания по своему предмету. Ученика,получающего знания можно изобразить примерно так.    Приоритетная цель современного российского образования - полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. В достижении этой цели нам помогает проектная и исследовательская деятельность.

Слайд.Проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса в нашей школе. Формы организации, отбор содержания различны и основаны на возможностях школы , образовательных запросах обучающихся и их родителей.

Так как школа  сельская, малокомплекная  при работе над проектами мы часто сталкиваемся с рядом трудностей:

1. Маленькая наполняемость классов.Контингент обучающихся. Может возникнуть перегрузка обучающихся,так как один ученик  принимает участие в проектах по нескольким предметам. Невозможно контролировать наполняемость групп при выполнении групповых проектов. При выполнении группового проекта  не всегда удается распределить роди в соответствии с желанием  обучающегося.

В малой наполняемости есть и свои плюсы. Невозможно отсидеться за чужой спиной. Работать приходится всем.

2. Социальные условия. У большинства есть телефоны, но не у всех  есть компьютеры и ноутбуки, не у всех имеется дома интернет.

Малообеспеченные семьи. Если  работа над проектом требует материальных затрат затрат,то они ложатся в основном  на плечи учителя.

3. Перегрузка учителей. Один учитель ведет несколько предметов и может одновременно работать над проектами по разным предметам.

4.Сложно привлечь родителей.

Наш педагогический коллектив успешно преодолевает эти трудности.

Эпизодическое использование проектной,исследовательской  деятельности не приносит  желаемого результата, поэтому работа  ведется как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Для учителей  были разработаны методические материалы для работы над проектом.

Включаем  обучающихся в проектную, исследовательскую деятельность  с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют более сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное  исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.

В5-9 классах обучающиеся продолжают выполнять проектные и исследовательские работы. В 9 классе  в конце учебного года обучающиеся проходит защита итогового индивидуального проекта.

Темы выбираем совместно с  учениками самые разные, необязательно относящиеся к предмету, но обязательно интересные, увлекающие ребят и обязательно выполнимые, доступные их возрастным особенностям.

Защита проектов обычно проходила на уроке или занятии кружка. В этом учебном году мы решили взять на вооружение опыт школы-гимназии, и в мае у нас пройдет общешкольное мероприятие,на котором обучающиеся смогут представить свои проекты.

 Мне хотелось бы рассказать о некоторых наших проектах.

Слайд.Самый главный  долгосрочный  социальный проект «Моя малая Родина—деревня Мушковичи», который был осуществлен в течение 2012-2015 годов. Продуктом этого проекта стала книга “ Мушковичи: предки,современники,потомки”. Книга была издана в Смоленской типографии тиражом 500 экземпляров за счет средств спонсора Азаренковой Людмилы Петровны. Презентация  книги состоялась в школе с участием жителе дервни Мушковичи,депутатов Мушковичского сельского поселения, администрации сельского поселения, представителей   общественных организаций города и области.  В книге собраны сведения из истории деревни Мушковичи,  информация об участниках ВО войны-наших земляках,о школе.

Эта книга имеет ценность  для жителей деревни, обучающихся и учителей школы.

Слайд.“ Горшочек счастья”. Руководитель проекта: Федорова М.С., учитель начальных классов. Цель проекта: изучить основы гончарного мастерства, самостоятельно изготовить горшочек. Ученица 4 класса Безбородова Дарья посетила гончарную мастерскую в Смоленске, где научилась изготавливать горшочки. Работа была представлена на   районной конференции “ Шаг в науку” в  этом учебном году. Результат: 1 место.

Слайд.Проект : «Экологический дозор».Руководитель проекта: Федорова М.С., учитель начальных классов. Данный проект реализовался  в рамках предметов: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство. Работа над данным проектом началась в начале учебного года. Продукт данного проекта : экологическая газета «Экодозор». Уже вышел  первый ее выпуск, посвященный редким и исчезающим видам животных Смоленской области. Экологическая газета  получила 1 место в районном конкурсе «Беречь леса – творить добро», отправлена на региональный этап этого конкурса. Сейчас готовится к выходу выпуск №2, посвященный редким и исчезающим видам растений Смоленской области. Этот номер газеты приурочен также к проведению акции   «Подснежник».

Для того, чтобы собрать информацию в  газету, обучающиеся 1, 4 классов посетили школьную и сельскую библиотеки, исследовали различные экологические сайты, экологические газеты и журналы. Провели анализ экологических мероприятий, прошедших в нашей школе за последний учебный год. Подобрали для печати лучшие картинки и фотографии.

Слайд.  Руководитель: Попова Л.Н., учитель начальных классов.

Проект “Что можно сделать из мусора?”.

Цель проекта:  научиться  находить применение разным упаковкам после их первичного использования.

Проект “ Русская матрешка”.

Продукт проекта: аппликация  “Авторская матрешка”.

Слайд.Руководитель : Романова Ольга Викторовна.

Проекты по математике:

“ Старинные меры длины”,7 класс;

“ Смета для ремонта комнаты”,6 класс;

“ Проценты в жизни нашей школы”. Данный проект  был участником областного конкурса;

“ Удивительный куб”,8 класс.

Проект по физике:

” Физические приборы из пластика”. Были изготовлены прибор для демонстрации давления, прибор для демонстрации закона Паскаля, поилка для птиц.

Слайд.Руководитель: Романова Ольга Викторовна.

Проекты по информатике:

“ Разработка листовки и плаката, посвященных году Экологии”. Продукты данного проекта были представлены на районный  конкурс,где заняли 1 место.

“ Разработка буклета, посвященного национальному  парку “ Поозерье”. Продукт данного проекта был представлен на районный конкурс, где занял 3 место.

Исследовательский проект” Компьютерные вирусы и антивирусные программы”.

Руководитель: Сочинская Людмила Павловна.

Проект по английскому языку “ Говорящие футболки”.

Продуктом данного проекта стал выпуск буклета. Хотя проект был закончен в прошлом году,но до сих пор обучающиеся находят и изучают новые образцы футболок с надписями на английском языке.

Слайд. Проекты по русскому языку и литературе.

Руководитель Панова Светлана Владимировна.

“ Галерея помещиков в произведении Н.В. Гоголя “ Мертвые души”.

“ Любовь в жизни и творчестве Бунина”.

Исследовательская работа“ Слово о словах”.

Руководитель: Викторкина Ирина Викторовна.

“ Сказки Пушкина в иллюстрациях русских художников”.

“ Главные герои повести А.С. Пушкина “ Капитанская дочка” и их прототипы”.

Проекты по истории.

Руководитель: Ефременкова Н.П.

 «Аббревиатуры  в курсе истории  России: 1917—1999  годы»

«Гражданская война в лицах».

 Подводя итоги работы , можно констатировать, что педагогический коллектив успешно работает над проектными и исследовательскими работами. Конечно, мы не открыли ничего нового, и наши работы имеют ценность в основном только для нашей школы. Но это и не является нашей целью.Проектная и исследовательская деятельность способствуют преобразованию процесса обучения в процесс самообучения,способствуют повышению мотивации к обучению, позволяют  увидеть личностные достижения обучающихся и дают возможность точнее намечать ориентиры дальнейшего развития.

Страница  / 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся через телекоммуникационные викторины в условиях реализации ФГОС

В статье представлен опыт по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся через телекоммуникационные викторины....

Статья " Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО второго поколения".

В данной статье рассматроиваются основные вопросы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС ООО....

Организация учебно-проектной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС

Доклад, представленный на методическом объединении+презентация-сопровождение...

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС второго поколения

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. ...

Положение об организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС среднего общего образования

Локально-нормативный акт школы, регламентирующий организацию проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС среднего общего образования...

“Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС.”

Одним из основных пунктов реализации ФГОС является организация проектной деятельности в школе. При разработке Основной образовательной программы школы в содержательный раздел включена Программа разви...