“Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС.”
статья
Одним из основных пунктов реализации ФГОС является организация проектной деятельности в школе. При разработке Основной образовательной программы школы в содержательный раздел включена Программа развития универсальных учебных действий. Она направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на НПК
“Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС.”
Одним из основных пунктов реализации ФГОС является организация проектной деятельности в школе. При разработке Основной образовательной программы школы в содержательный раздел включена Программа развития универсальных учебных действий. Она направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Слайд. Раньше считалось,что школа должна давать знания. Каждый учитель давал ребенку знания по своему предмету. Ученика,получающего знания можно изобразить примерно так. Приоритетная цель современного российского образования - полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. В достижении этой цели нам помогает проектная и исследовательская деятельность.
Слайд.Проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса в нашей школе. Формы организации, отбор содержания различны и основаны на возможностях школы , образовательных запросах обучающихся и их родителей.
Так как школа сельская, малокомплекная при работе над проектами мы часто сталкиваемся с рядом трудностей:
1. Маленькая наполняемость классов.Контингент обучающихся. Может возникнуть перегрузка обучающихся,так как один ученик принимает участие в проектах по нескольким предметам. Невозможно контролировать наполняемость групп при выполнении групповых проектов. При выполнении группового проекта не всегда удается распределить роди в соответствии с желанием обучающегося.
В малой наполняемости есть и свои плюсы. Невозможно отсидеться за чужой спиной. Работать приходится всем.
2. Социальные условия. У большинства есть телефоны, но не у всех есть компьютеры и ноутбуки, не у всех имеется дома интернет.
Малообеспеченные семьи. Если работа над проектом требует материальных затрат затрат,то они ложатся в основном на плечи учителя.
3. Перегрузка учителей. Один учитель ведет несколько предметов и может одновременно работать над проектами по разным предметам.
4.Сложно привлечь родителей.
Наш педагогический коллектив успешно преодолевает эти трудности.
Эпизодическое использование проектной,исследовательской деятельности не приносит желаемого результата, поэтому работа ведется как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Для учителей были разработаны методические материалы для работы над проектом.
Включаем обучающихся в проектную, исследовательскую деятельность с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют более сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.
В5-9 классах обучающиеся продолжают выполнять проектные и исследовательские работы. В 9 классе в конце учебного года обучающиеся проходит защита итогового индивидуального проекта.
Темы выбираем совместно с учениками самые разные, необязательно относящиеся к предмету, но обязательно интересные, увлекающие ребят и обязательно выполнимые, доступные их возрастным особенностям.
Защита проектов обычно проходила на уроке или занятии кружка. В этом учебном году мы решили взять на вооружение опыт школы-гимназии, и в мае у нас пройдет общешкольное мероприятие,на котором обучающиеся смогут представить свои проекты.
Мне хотелось бы рассказать о некоторых наших проектах.
Слайд.Самый главный долгосрочный социальный проект «Моя малая Родина—деревня Мушковичи», который был осуществлен в течение 2012-2015 годов. Продуктом этого проекта стала книга “ Мушковичи: предки,современники,потомки”. Книга была издана в Смоленской типографии тиражом 500 экземпляров за счет средств спонсора Азаренковой Людмилы Петровны. Презентация книги состоялась в школе с участием жителе дервни Мушковичи,депутатов Мушковичского сельского поселения, администрации сельского поселения, представителей общественных организаций города и области. В книге собраны сведения из истории деревни Мушковичи, информация об участниках ВО войны-наших земляках,о школе.
Эта книга имеет ценность для жителей деревни, обучающихся и учителей школы.
Слайд.“ Горшочек счастья”. Руководитель проекта: Федорова М.С., учитель начальных классов. Цель проекта: изучить основы гончарного мастерства, самостоятельно изготовить горшочек. Ученица 4 класса Безбородова Дарья посетила гончарную мастерскую в Смоленске, где научилась изготавливать горшочки. Работа была представлена на районной конференции “ Шаг в науку” в этом учебном году. Результат: 1 место.
Слайд.Проект : «Экологический дозор».Руководитель проекта: Федорова М.С., учитель начальных классов. Данный проект реализовался в рамках предметов: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство. Работа над данным проектом началась в начале учебного года. Продукт данного проекта : экологическая газета «Экодозор». Уже вышел первый ее выпуск, посвященный редким и исчезающим видам животных Смоленской области. Экологическая газета получила 1 место в районном конкурсе «Беречь леса – творить добро», отправлена на региональный этап этого конкурса. Сейчас готовится к выходу выпуск №2, посвященный редким и исчезающим видам растений Смоленской области. Этот номер газеты приурочен также к проведению акции «Подснежник».
Для того, чтобы собрать информацию в газету, обучающиеся 1, 4 классов посетили школьную и сельскую библиотеки, исследовали различные экологические сайты, экологические газеты и журналы. Провели анализ экологических мероприятий, прошедших в нашей школе за последний учебный год. Подобрали для печати лучшие картинки и фотографии.
Слайд. Руководитель: Попова Л.Н., учитель начальных классов.
Проект “Что можно сделать из мусора?”.
Цель проекта: научиться находить применение разным упаковкам после их первичного использования.
Проект “ Русская матрешка”.
Продукт проекта: аппликация “Авторская матрешка”.
Слайд.Руководитель : Романова Ольга Викторовна.
Проекты по математике:
“ Старинные меры длины”,7 класс;
“ Смета для ремонта комнаты”,6 класс;
“ Проценты в жизни нашей школы”. Данный проект был участником областного конкурса;
“ Удивительный куб”,8 класс.
Проект по физике:
” Физические приборы из пластика”. Были изготовлены прибор для демонстрации давления, прибор для демонстрации закона Паскаля, поилка для птиц.
Слайд.Руководитель: Романова Ольга Викторовна.
Проекты по информатике:
“ Разработка листовки и плаката, посвященных году Экологии”. Продукты данного проекта были представлены на районный конкурс,где заняли 1 место.
“ Разработка буклета, посвященного национальному парку “ Поозерье”. Продукт данного проекта был представлен на районный конкурс, где занял 3 место.
Исследовательский проект” Компьютерные вирусы и антивирусные программы”.
Руководитель: Сочинская Людмила Павловна.
Проект по английскому языку “ Говорящие футболки”.
Продуктом данного проекта стал выпуск буклета. Хотя проект был закончен в прошлом году,но до сих пор обучающиеся находят и изучают новые образцы футболок с надписями на английском языке.
Слайд. Проекты по русскому языку и литературе.
Руководитель Панова Светлана Владимировна.
“ Галерея помещиков в произведении Н.В. Гоголя “ Мертвые души”.
“ Любовь в жизни и творчестве Бунина”.
Исследовательская работа“ Слово о словах”.
Руководитель: Викторкина Ирина Викторовна.
“ Сказки Пушкина в иллюстрациях русских художников”.
“ Главные герои повести А.С. Пушкина “ Капитанская дочка” и их прототипы”.
Проекты по истории.
Руководитель: Ефременкова Н.П.
«Аббревиатуры в курсе истории России: 1917—1999 годы»
«Гражданская война в лицах».
Подводя итоги работы , можно констатировать, что педагогический коллектив успешно работает над проектными и исследовательскими работами. Конечно, мы не открыли ничего нового, и наши работы имеют ценность в основном только для нашей школы. Но это и не является нашей целью.Проектная и исследовательская деятельность способствуют преобразованию процесса обучения в процесс самообучения,способствуют повышению мотивации к обучению, позволяют увидеть личностные достижения обучающихся и дают возможность точнее намечать ориентиры дальнейшего развития.
Страница /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся через телекоммуникационные викторины в условиях реализации ФГОС
В статье представлен опыт по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся через телекоммуникационные викторины....
Статья " Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО второго поколения".
В данной статье рассматроиваются основные вопросы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС ООО....
Организация учебно-проектной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС
Доклад, представленный на методическом объединении+презентация-сопровождение...
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС второго поколения
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. ...
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС
Организация проектной...
Положение об организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС среднего общего образования
Локально-нормативный акт школы, регламентирующий организацию проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС среднего общего образования...
“Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС.”
Одним из основных пунктов реализации ФГОС является организация проектной деятельности в школе. При разработке Основной образовательной программы школы в содержательный раздел включена Программа разви...