Комплексное использование современных подходов при обучении геометрии
статья
Выступление на методической секции учителей математики муниципальных общеобразовательных организаций городского округа Саранск
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на методической секции учителей математики муниципальных общеобразовательных организаций городского округа Саранск по теме:
Комплексное использование современных подходов при обучении геометрии
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
Л.Н.Толстой
Современный подход к организации образовательного процесса имеет своей целью становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, человека, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы.
В связи с этим выделяются современные подходы к организации процесса обучения:
-Личностно-ориентированный подход
-Интерактивный подход
-Развивающее обучение
-Игровые подходы
-Проблемный подход
-Программированное обучение
-Метод проектов
-Коммуникативный подход
-Компетентностный подход
-Технологический подход
-Поисковый подход
Комплексное использование современных образовательных технологий даёт возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся.
Благодаря комплексному использованию современных подходов в организации, учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на развитие личностных способностей учащихся.
Перед учителем возникает задача: превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков в процесс развития личности ребёнка.
Задача учителя организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков.
Важную роль в этом играет мотивация.
Мотивация к учебной деятельности происходит через:
- Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
- Участие в проектной деятельности;
- Включение в поисковую и исследовательскую деятельность;
- Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Работая по новым стандартам, мы должны перестроить свой урок. Ученику не дается готовый материал, а создается такая ситуация на уроке, где ребёнок должен Сам: сам задать и ответить на вопрос: «Зачем ему это надо? Зачем ему этот материал?»; сам, сталкиваясь с проблемой, находить пути её решения и средства, с помощью чего он их достигнет. Учитель на уроке выступает уже в роли помощника, наталкивая на ту или иную деятельность.
Естественно, что выбор подходов и технологий зависит от целей урока, уровня подготовки учащихся, возрастной категории.
В ряду учебных дисциплин, составляющих в совокупности школьный курс математики, особо важную роль играет геометрия. Эта роль определяется и относительной сложностью геометрии по сравнению с другими предметами математического цикла, и большим значением этого предмета для изучения окружающего мира.
Ни для кого не секрет, что основные трудности при изучении математики в школе приходится на геометрию. А достаточно большой процент учащихся при сдаче государственного экзамена в форме ГИА не может набрать заветных 2 балла по геометрии, дающих право получить положительную оценку. Часто получается, что школьники целью образования ставят не научиться предмету так, чтобы решить любую задачу в нужной области, да ещё и обрадоваться, что решение нашёл именно ты, а сдать ОГЭ и ЕГЭ, а для этого выучить как можно больше типовых задач и тестов.
Развитие логики и развитие интуиции (геометрической в частности) — две важнейшие равноправные функции геометрического образования. С другой стороны, противоречие между «сухой логикой» и «живым воображением» является едва ли не главной причиной всех методических трудностей во всех вопросах геометрического образования.
Одна из проблем в том, что на начальном этапе изучения геометрии семиклассникам сложно понять, что такое определение, свойство, признак, теорема и доказательство, какая между ними связь и какие между ними отличия. В итоге многие ученики совершенно не понимают структуры изучаемого предмета, заучивают теоремы и доказательства наизусть, совершенно не понимая их сути. В учебниках сначала даются начальные понятия и аксиомы, на которых будут строиться все дальнейшие определения, и на основе которых будут проводиться доказательства всех теорем. Ученик, изначально не понявший такой структуры, «выпадает» из предмета, и к концу 9 класса мы имеем нулевые геометрические знания. С другой стороны, геометрия отличается от алгебры тем, что её совершенно нельзя изучать с середины. Если в алгебре (при условии наличия математической базы) некоторые темы можно изучать независимо от других, то в геометрии одна упущенная теорема, одно невыученное определение приведет к тому, что дальнейший материал изучать будет невозможно.
Следующая трудность в неспособности «видеть» чертёж, неправильной технике построения чертежей. На начальном этапе изучения предмета недопустимо построение чертежа «от руки», который не только получается вкривь и вкось, но часто такого маленького размера где-нибудь в уголке тетради, что и разглядеть что-нибудь на нем невозможно, а уж тем более провести дополнительные построения. Хороший чертеж должен быть построен с использованием чертежных инструментов и иметь достаточно большой размер.
Использование современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса.
Китайская мудрость гласит: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Задача учителя организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков.
Деятельностный и проблемно-поисковый подход связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Создание проблемных ситуаций - необходимое условие активной умственной деятельности учащихся. Перед ними ставится определенная задача, которая вызывает у них заинтересованность и которую они пытаются решить. Когда возникает проблемная ситуация, необходимо задавать много подводящих вопросов «Почему?». Если учитель практикует вопросно-ответную форму обучения, в дальнейшем его ученики начнут задавать вопросы самим себе при решении трудных .
Поставленная проблемная задача не должна быть слишком сложной для учащихся. Если начать с самых простых задач, с элементов исследования, то есть вероятность, что большее число учеников будет увлечено решением более сложных задач такого типа.
Например:
- Постройте треугольник с углами 90, 120, 60
- Сколько треугольников можно получить из отрезков : 5см, 9см, 3см,4см.
- Построить высоту тупоугольного треугольника
-Найти центр окружности ,используя прямоугольный треугольник.
При выполнении этих заданий одновременно работают элементы поискового и интерактивного подходов.
Особое внимание следует уделить рассмотрению на уроках задач с практическим содержанием, что позволит усилить практическую направленность изучения школьного курса геометрии, повысить интерес, мотивацию и, как следствие, эффективность изучения геометрии.
Примеры задач:
-На какое расстояние следует отодвинуть от стены дома нижний конец лестницы, длина которой 5м, чтобы верхний ее конец оказался на высоте 4 м?
-Фронтон дома имеет форму равнобедренного треугольника с боковыми сторонами по 25 м и основанием 48 м. Вычислите площадь фронтона
-Хватит ли 50 м троса, чтобы установить флагшток высотой 12 м, если растяжки на земле по 5 м.
-Из круглого бревна нужно вырезать брус с поперечным сечением 5 × 12 (см). Какой наименьший диаметр должно иметь бревно?
-В парке вечером горит уличный фонарь. В 17 метрах от него стоит человек, тень которого имеет длину 8 метров, а его рост 1,6 м. Узнайте высоту столба.
-Сколько оборотов должен сделать вал, чтобы поднять воду из колодца глубиной 9м, Сколько оборотов должен сделать вал,чтобы достать воду из колодца глубиной 9,если диаметр вала равен 0,2 м? ()
-Сколько квадратных метров плёнки нужно купить для теплицы с учётом передней и задней стенок, включая дверь? Для крепежа плёнку нужно покупать с запасом 10 %. Число π возьмите равным 3,14. Ответ округлите до целых.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать» Л.Н. Толстой
Современный подход к организации образовательного процесса имеет своей целью становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, человека, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы.
В связи с этим выделяются современные подходы к организации процесса обучения: - Личностно-ориентированный подход -Интерактивный подход -Развивающее обучение -Игровые подходы -Проблемный подход -Программированное обучение -Метод проектов -Коммуникативный подход - Компетентностный подход -Технологический подход -Поисковый подход
Комплексное использование современных образовательных технологий даёт возможность повышать качество образования , более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся.
Благодаря комплексному использованию современных подходов в организации , учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на развитие личностных способностей учащихся.
В ыбор подходов и технологий зависит от целей урока, уровня подготовки учащихся, возрастной категории.
Перед учителем возникает задача: превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков в процесс развития личности ребёнка . Важную роль в этом играет мотивация.
Мотивация к учебной деятельности происходит через: Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях; Участие в проектной деятельности; Включение в поисковую и исследовательскую деятельность; Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
В ряду учебных дисциплин, составляющих в совокупности школьный курс математики, особо важную роль играет геометрия . Эта роль определяется и относительной сложностью геометрии по сравнению с другими предметами математического цикла, и большим значением этого предмета для изучения окружающего мира. Задача учителя организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков .
Китайская мудрость гласит : «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Деятельностный и проблемно-поисковый подход связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Создание проблемных ситуаций - необходимое условие активной умственной деятельности учащихся.
Поставленная проблемная задача не должна быть слишком сложной для учащихся. Если начать с самых простых задач, с элементов исследования, то есть вероятность, что большее число учеников будет увлечено решением более сложных задач такого типа Например : - Постройте треугольник с углами 90 , 120 , 60 Сколько треугольников можно получить из отрезков : 5см, 9см, 3см,4см . Построить высоту тупоугольного треугольника -Найти центр окружности ,используя прямоугольный треугольник.
Особое внимание следует уделить рассмотрению на уроках задач с практическим содержанием , что позволит усилить практическую направленность изучения школьного курса геометрии, повысить интерес, мотивацию и, как следствие, эффективность изучения геометрии.
. Примеры задач с практическим содержанием: -На какое расстояние следует отодвинуть от стены дома нижний конец лестницы, длина которой 5м, чтобы верхний ее конец оказался на высоте 4 м ? -Из круглого бревна нужно вырезать брус с поперечным сечением 5 × 12 (см). Какой наименьший диаметр должно иметь бревно ? -В парке вечером горит уличный фонарь. В 17 метрах от него стоит человек, тень которого имеет длину 8 метров, а его рост 1,6 м. Узнайте высоту столба
м м Хватит ли 50 м троса, чтобы установить флагшток высотой 12 м , если растяжки на земле по 5 м .
Фронтон дома имеет форму равнобедренного треугольника с боковыми сторонами по 25 м и основанием 48 м . Вычислите площадь фронтона
Сколько оборотов должен сделать вал , чтобы достать воду из колодца глубиной 9 , если диаметр вала равен 0,2 м?
-Сколько квадратных метров плёнки нужно купить для теплицы с учётом передней и задней стенок, включая дверь? Для крепежа плёнку нужно покупать с запасом 10 %. Число π возьмите равным 3,14. Ответ округлите до целых.
Автомобильное колесо, как правило, представляет из себя металлический диск с установленной на него резиновой шиной. Диаметр диска совпадает с диаметром внутреннего отверстия в шине. Для маркировки автомобильных шин применяется единая система обозначений. Например, 195/65 R15 (рис. 1). Первое число ( число 195 в приведённом примере) обозначает ширину шины в миллиметрах (параметр B на рисунке 2). Второе число ( число 65 в приведённом примере) — процентное отношение высоты боковины (параметр на рисунке 2) к ширине шины, то есть Последующая буква обозначает тип конструкции шины. В данном примере буква R означает, что шина радиальная, то есть нити каркаса в боковине шины расположены вдоль радиусов колеса. На всех легковых автомобилях применяются шины радиальной конструкции. За обозначением типа конструкции шины идёт число, указывающее диаметр диска колеса d в дюймах (в одном дюйме 25,4 мм). Таким образом, общий диаметр колеса D легко найти, зная диаметр диска и высоту боковины. Возможны дополнительные маркировки, обозначающие допустимую нагрузку на шину, сезонность использования, тип дорожного покрытия и другие параметры. Завод производит легковые автомобили определённой модели и устанавливает на них колёса с шинами маркировки 165/70 R13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Обеспечение компетентностного подхода через обновление содержания образования и использование современных педагогических технологий в обучении иностранному языку".
Несмотря на все увеличивающуюся динамику развития современного общества, школа остается основным институтом социализации, которая понимается и как процесс включения в социальные отношения и как резуль...
Обеспечение комплексного подхода через обновление содержания образования и использование современных педагогических технологий в обучении иностранному языку
Доклад подготовлен для выступления на Августовской секции ГМО учителей иностранного языка в 2014 году...
«Современный подход к проблеме комплексных (сложных) нарушений в развитии детского возраста.»
III МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРИЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБЩИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»...
Комплексное использование современных подходов при обучении геометрии
Комплексное использование современных подходов при обучении геометрии...
Комплексное использование современных образовательных технологий в организации учебно-воспитательного процесса
Данный материал позволит показать в системе использование многих значимых современных образовательных технологий в организации учебно-воспитательного процесса,знакомит с историей их создания,сущностью...
Доклад "Комплексное использование современных подходов к организации занятий с обучающимися, находящимся на заочном обучении»
Решение проблемы социального воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (с ОВЗ) является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального фу...
Модель перевода образовательной организации в эффективный режим развития, основанная на использовании современных подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся
Статья - Инновационная модель перевода образовательной организации в эффективный режим развития, основанная на использовании новых подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся...