«Преемственность в обучении и адаптации по математике учащихся 5 класса.»
статья (5 класс)
Выступление на МО (2019 – 2020 уч. год. ноябрь 2019 г.)
Все наши замыслы превращаются в прах,
если нет у ученика желания учиться. В.А.Сухомлинский
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystup_1e.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Преемственность в обучении и адаптации по математике учащихся 5 класса.»
Выступление на МО (2019 – 2020 уч. год. ноябрь 2019 г.)
Все наши замыслы превращаются в прах,
если нет у ученика желания учиться. В.А.Сухомлинский
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы.
Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
- сменой социальной обстановки;
- увеличением учебной нагрузки;
- изменением режима дня;
- отличием систем и форм обучения;
- различием требований со стороны учителей – предметников;
- изменением стиля общения учителей с детьми.
Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом.
Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога. Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.
В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе.
Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.
С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется: ребенка окружают те же одноклассники, в расписании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые недели обучения посвящены повторению пройденного в начальной школе.
Ребенок продолжает приходить в то же время в то же здание, ему задают домашние задания, так же спрашивают на уроках и ставят оценки.
Но, с другой стороны, занятия теперь проходят в новом кабинете, а часто - и в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов (биология, история). И самое главное - каждый предмет ведет новый учитель.
Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.
Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним. Многие учителя, которые берут пятый класс, до этого работали с выпускниками — взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их новые подопечные нуждаются в дополнительном контроле, напоминаниях.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.
Трудности 5-классников:
- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
- возросший объем работы как на уроке;
- новые требования к оформлению работ;
- ослабление контроля со стороны как учителей так и воспитателей;
- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.
Рассмотрим, как обстоят дела с адаптацией по математике.
Сравним результаты обучения по математике за 4 класс и 1-ю четверть 5 класса.
Учитель начальных классов Болинова Зинаида Горяевна.
Выпускников начальной школы было 4 человека
Подтвердили свои оценки за 4 класс по математике: Нимгиров Баир, Идрисов Илья, Лиджиев Санал.
Приведем ещё одно сравнение итоговой контрольной работы за 4 класс и диагностической работой в 5 классе. Предлагаемая диагностическая контрольная работа по математике в 5 классе была нацелена на оценку уровня подготовки выпускника начальной школы в соответствии с требованиями к уровню подготовки федерального компонента государственного стандарта начального образования. С заданиями справились все учащиеся.
Данная контрольная работа предполагала проверку следующих предметных умений:
- умение записывать числа в пределах миллиона;
- умение сравнивать числа в пределах миллиона;
- умение записывать и решать уравнение;
-умение решать составную задачу;
- умение выполнять действия с 0 и 1;
- умение выполнить письменное сложение и вычитание многозначных чисел;
- умение установить порядок выполнения действий в числовом выражении без скобок;
- умение выполнить письменное умножение и деление многозначных чисел;
- умение выполнять преобразование величин;
- умение сравнивать единицы измерения величин;
- умение измерять длину отрезка;
- умение находить периметр прямоугольника;
- умение находить площадь прямоугольника.
При проверке диагностической контрольной работы были выявлены типичные ошибки при:
- письменном делении многозначных чисел;
- преобразовании величин;
- решение составной задачи на совместное движение.
Учащиеся показали хорошие достижения предметных результатов для следующих элементов содержания:
- разряды натуральных чисел, сравнение натуральных чисел;
- сложение, вычитание и умножение чисел.
- порядок выполнения действий;
- задачи на движение;
- периметр квадрата.
Таким образом, проанализировав полученные результаты, можно сказать, что адаптация в 5 классе по математике прошла хорошо.
Между тем перед учеником 5-го класса выстраивается ряд задач, которые ему придется ёще необходимо решить:
- сформировать навыки и умения обучения в новых условиях;
- научиться контролировать свои эмоции, управлять ими;
- научиться принимать успехи и поражения;
- развивать умение добиваться цели;
- развивать в себе умение соревноваться и спавнивать свои и чужие результаты;
- сформировать навыки сотрудничества внутри коллектива;
- развивать учебную мотивацию, познавательную активность.
развивать в себе самостоятельность и ответственность.16.12.2018 15:29
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашнее обучение. Тематическое планирование по математике 5 класс.
Тематическое планирование по математике 5 класс....
Дистанционное обучение: контрольная работа по математике 3 класс
Ученики, которые по различным причинам не могут присутствовать на контрольных работах, могут воспользоваться этим учебным материалом. Результаты выполненных работ родители имеют возможность выслать на...
Преемственность в обучении и адаптация между I и II ступенями обучения 5 классов в условиях реализации ФГОС в школе YIII вида
Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного...
«Преемственность в обучении, воспитании, развитии обучающихся 5-х классов, при переходе из начальной в основную школу».
Эта статья - доклад подготовлен для учителей математики, работающих или собирающихся работать в 5-х классах, а также для учителей, выпускающих 4-ый класс....
Открытый урок по теме «Понятие отношения. Применение технологии проблемного обучения на уроке рефлексии», математика 6 класс
(конспект урока программы «Математика 6 класс» по учебнику Н.Я. Виленкина учителя АОУ школы №6 г. Долгопрудного Потехиной Татьяны Викторовны) тип урока: урок рефлексии технологии:...
Адаптированная рабочая программа для индивидуального обучения на дому по математике 6 класс основного общего образования
Рабочая программа разработана на основе авторской программы М.Н. Перовой, В.В.Эк, Т.В. Алышевой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред....
Преемственность в обучении и адаптации предметного обучения обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Успешность адаптации школьников к обучению в пятом классе среднего звена зависит от реализации преемственности связей....