Преемственность в обучении и адаптации предметного обучения обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
статья
Успешность адаптации школьников к обучению в пятом классе среднего звена зависит от реализации преемственности связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_5_kl.docx | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность в обучении и адаптации предметного обучения обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Переход учащихся из начального в среднее звено школы один из труднейших адаптационных периодов обучения. Успешность адаптации школьников к обучению в пятом классе среднего звена зависит от реализации преемственности связей.
Пятиклассникам сложно адаптироваться к новым условиям обучения. Это и:
-учебная нагрузка;
- новые предметы;
-необходимость освоения большего количества информации;
-новые, разные требования учителей;
-дискомфорт, связанный с большим количеством учителей вместо одной "классной мамы";
-трудности, связанные со сменой условий обучения;
- психологический дискомфорт;
-переход на кабинетную систему обучения;
-уже имеющиеся индивидуальные особенности - страх неуспешности.
Дети, приходя в 5 класс из начальной школы, от одного учителя, к которому они привыкают,
Им необходима элементарная помощь: они не знают, какой урок следующий, в какой кабинет идти, надо ли переодеваться, забывают это делать, оставляют свои вещи в кабинетах, в группах, коридоре и не могут вспомнить, где они их оставили, забывают приготовить все учебные вещи к уроку и т.д.
Задача учителя- помогать, требовать, контролировать действия ученика. Если это элементарное требование осуществляется в системе всеми педагогами, то у детей повышается мотивация к успешному обучению, уверенность в своих силах, снижается тревожность, закрепляется алгоритм простейших учебных действий.
Смена же учителя, или учителей ставит школьника в положение экзамена, когда он, не зная требований должен соответствовать их уровню. Что, конечно, повышает тревожность ребёнка, может вызывать страх или протест.
Ребёнок же переживает в этих условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, условиях и особенностях обучения.
Такое состояние может сопровождаться внутренней напряжённостью, что затрудняет принятие интеллектуальных и личностных решений, может сопровождаться снижением успеваемости, быстрой утомляемостью и раздражительностью. Все перечисленные признаки характерны для ребёнка находящегося в процессе адаптации к новым условиям, в норме это может длиться от 2 недель до 2 месяцев.
Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений. Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и так или иначе влияют на все сферы деятельности ребенка в школе.
При реакции активного протеста, ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им играть, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева; (может быть отсюда нарекания педагогов на поведение некоторых учащихся, которые открыто, демонстрирует свое пренебрежение школьными правилами, неудовлетворенность некоторыми предметами, причем, в основном, новыми для них, неудовлетворенность педагогами).
При реакции пассивного протеста, ребенок редко поднимает руку на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. У него преобладает подавленное настроение, страхи.
При реакции тревожности и неуверенности, ребенок пассивен на уроке, при ответах наблюдается напряженность, скованность, на перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Он, как правило, тревожен, часто плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя. Иногда выражение реакции тревожности сопровождается тиками, заиканием, а также учащением соматических заболеваний (головная боль, тошнота, ощущение усталости и т. п.).
Задача педагогов-предметников по всем проблемам обучения, поведения, организационным вопросам обращаться к классному руководителю по возникновению конфликтных, стрессовых ситуаций, проблем сразу, а не через неделю, месяц, когда ребенок уже забыл об этой ситуации, или она для него уже не значима и не актуальна!
Высокая тревожность, страхи, негативные состояния и эмоции, которые наблюдаются у пятиклассников в адаптационный период, часто приводят к школьному стрессу, последствия которого оказывают отрицательное воздействие на телесное (соматическое) здоровье учащихся, приводят к появлению психосоматических признаков дезадаптации.
Поэтому общая задача педагогов среднего звена - помочь детям: проявить терпение, внимание, гибкость, мудрость, педагогический такт, понимание, создать такую атмосферу на уроке, которая расковывает учащихся, стимулирует их познавательную и творческую активность.
Необходимо действовать сообща всем коллективом для избегания и уменьшения влияния стрессовых факторов на обучающихся, учитывая возможности развития каждого ребенка, не оставляя его со стрессом наедине.
Огромную помощь в адаптации учащихся среднего звена к новым учебным условиям могут оказать и другие специалисты образовательного учреждения: социальный педагог, медицинский работник, психолог, логопед, педагог дополнительного образования.
Включив в свою деятельность конкретные, эффективные мероприятия по адаптации обучающихся: упражнения на снятие тревожности, напряженности, проявлений вспышек эмоциональной сферы; индивидуальную работу с детьми и их родителями, у которых также наблюдается повышенный уровень тревожности за своих детей; тренинги; профилактические мероприятия по предупреждению психосоматических признаков дезаптации; эти и другие мероприятия, помогут избежать или уменьшить влияние стрессовых факторов, снизить уровень тревожности детей. А, значит, способствовать успешной адаптации пятиклассников к новым школьным условиям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование социальной адаптации обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках»
Социализация - важнейшая и первостепенная задача обучения умственно отсталого ребенка. Современная педагогика под социализацией понимает процесс усвоения и воспроизводства человеком культурно-историче...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ для обучающейся 8 класса с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (надомное обучение)
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ для обучающейся 8 класса с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (надомное обучение):СБОППДРазвитие психомоторики и сенсорных процессовИЗОЭлементы грамо...
Упражнения на развитие крупной моторики (Обучение технике броска мяча в Паралимпийском виде спорта «Бочче» обучающихся ОВЗ с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) с детским церебральным параличом.)
Пояснительная записка.Бочче–это вид спорта, который развивает многие группы мышц, в основном мышцы верхних конечностей, мышцы бедра и брюшные мышцы. Тренируясь играть в бочче, совершенствуется м...
Календарно-тематическое планирование для учащегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II).
Календарно-тематическое планирование для учащегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....
Календарно-тематическое планирование для учащегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II).
Календарно-тематическое планирование для учащегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....
Предметные результаты освоения АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Предметные результаты освоения АООП образования обучающихся с легкой УО (ИН) + презентация...
Рабочая программа по профильному обучению (слесарное дело) ФГОС ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по профессионально трудовому обучению (слесарное дело) предназначена для обучающихся 5-9 классов с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и разработана...