Инновационные технологии в образовании
методическая разработка
Инновация - ( от латинского «innovation» - нововведение, изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое. (Современный словарь иностранных языков)
Инновационные технологии - это производство (изобретение) нового для системы образования компонента.
Инновационные технологии в образовании — это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:
- усвоением максимального объема знаний;
- максимальной творческой активностью;
- широким спектром практических навыков и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_innovatsii.docx | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 23 имени С.И. Руденко
городского округа Щёлково
Инновационные технологии в образовании
Подготовила: Булахтина О.В.
2021
Самым важным явлением в школе,
самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика
является сам учитель.
Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и, чтобы она была всегда жизненной постоянной школой.
А.К.Гастев
Инновация - ( от латинского «innovation» - нововведение, изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое. (Современный словарь иностранных языков)
Инновационные технологии - это производство (изобретение) нового для системы образования компонента.
Инновационные технологии в образовании — это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:
- усвоением максимального объема знаний;
- максимальной творческой активностью;
- широким спектром практических навыков и умений.
Целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность
Мы должны развить очень важные в современном обществе навыки:
- умение самому разрабатывать план своих действий и следовать ему;
- умение находить нужные ресурсы (в том числе - информационные) для решения своей задачи;
’ умение получать и передавать информацию, презентовать результат своего труда - качественно, рационально, эффектно;
- умение использовать компьютер в любой ситуации, независимо от поставленной задачи;
- умение ориентироваться в незнакомой профессиональной области. Инновационные технологии предполагают:
-повышение уровня мотивации к учебному труду.
-формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянную усложняющуюся деятельность.
-при активной поддержке учителя.
-постоянное повторение, систематизация знаний проговаривание вместе с учителем, -ведущая роль - формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику.
- создание когнитивной схемы мышления.
-воспитание чувства собственного достоинства
-в основе- дифференцированный подход.
-хорошее знание теоретического материала успешность обучения.
-создание проблемной ситуации.
-работа с одаренными детьми.
К инновационным направлениям или современным образовательным технологиям в Приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены: -развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективная система обучения;
-технология решения задач;
-исследовательские методы обучения;
-проектные методы обучения;
-технологии модульного обучения;
-лекционно-семинарско -зачетная система обучения;
использование в обучении игровых технологий
(ролевые, деловые и другие виды обучающих игр);
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Цифровыми образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Цифровые образовательные ресурсы - совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети.
К ЦОР относят:
-цифровая фотография,
-видеофрагменты,
-статические и динамические модели,
-звукозаписи,
-символьные объекты и деловая графика,
-текстовые документы,
-презентации и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Мониторинг качества образования
Качество образования напрямую связано с использованием инновационных направлений.
Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:
- с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
- с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
- с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;
- с глубокими прочными знаниями по всем предметам.
Для родителей хорошее качество образования связано:
- с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
- со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;
- с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.
Для учителей хорошее качество образования связано:
в с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно;
- с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
- со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей;
- с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.
Успешность современного педагога:
-способность управлять собой
-ставить разумные личные цели -умение решать проблемы -личностный рост
-изобретательность и способность к инновационному творчеству.
Приложение.
К инновационным направлениям или современным образовательным технологиям в Приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены:
о развивающее обучение;
Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. Основы теории развивающего обучения были заложены Л. С. Выготским в ЗО-е годы XX века.
С конца 50-х годов гипотезу Выготского разрабатывали два коллектива, созданные Занковым и Элькониным. Исходя из того, что традиционное начальное обучение не обеспечивает должного психического развития детей, Занков разработал новую дидактическую систему, основанную на взаимосвязанных принципах:
- обучение на высоком уровне трудности;
- ведущая роль теоретических знаний;
- высокий темп изучения материала;
- осознание школьниками процесса учения;
- систематическая работа над развитием всех учащихся.
о проблемное обучение;
Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Проблемная ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Достоинства проблемного обучения:
1 .Высокая самостоятельность учащихся;
2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося.
- разноуровневое обучение;
Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ученика, т.е. дифференцированный подход в обучении к каждому ученику с учетом его конкретных знаний, умений и навыков, а также такие критерии оценки, которые не только устанавливают уровень успешности обучения, но и оказывают воспитательное воздействие на учащихся, стимулируя их учебную деятельность. Разноуровневое обучение необходимо для того,чтобы предоставить ШАНС каждому ученику развить свои потенциальные способности.
- коллективная система обучения;
Идея коллективного способа обучения В.К. Дьяченко.
Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых.
Опыт показывает, что коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
- технология решения задач;
Под педагогической задачей следует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности. Она является результатом осознания субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению. Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в результате его деятельности в дальнейшем трансформируется в систему конкретных задач педагогического процесса.
- исследовательские методы обучения;
Процесс обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащегося. Метод обучения естественно следует рассматривать как способ, с помощью которого осуществляется эта взаимосвязанная деятельность.
Известно, что для развития ученика его необходимо включить в самостоятельную деятельность по решению проблем. Именно эту задачу и призваны решать эвристические методы обучения. Следовательно, эвристические методы - это методы развивающего обучения. Ведущая деятельность учащегося в условиях такого метода должна носить поисковый характер. Объем и способность самостоятельной поисковой деятельности учащегося могут изменяться в широких пределах, в связи с чем эвристические методы делятся на:
- проблемное изложение;
- частично-поисковые методы;
- исследовательские методы.
- проектные методы обучения;
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творчески# навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.X.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
- технологии модульного обучения;
Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.
® лекционно -семинарско -зачетная система обучения;
Лекционно - семинарско-зачетная технология - это системный дидактический комплекс, включающий оптимальные формы, методы и средства, обеспечивающие интенсификацию самостоятельной работы деятельности школьников в процессе их обучения и развития. Таким образом, лекция, семинар, зачет в единстве и взаимосвязи реализуют задачи обучения и развития. Применение данной технологии позволяет быстрыми темпами, качественно, на уровне осмысления изучить большие блоки учебного материала. Лекционно-семинарская система позволяет включить в процесс обучения большой объем самостоятельных работ с различными источниками.
- использование в обучении игровых технологий
(ролевые, деловые и другие виды обучающих игр);
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
В образований инновационные технологии - это новые способы и методы взаимодействия педагогов и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
Сейчас у многих на слуху такие понятия, как «интерактивные технологии и методы», «инновации», «мультимедийные учебные материалы» и многие другие. Слова на первый взгляд сложные и неизведанные, но, с другой стороны, имеют похожий смысл. А дело все в том, что современная школа на данном этапе образования должна отвечать определенным требованиям. Это в основном касается оснащенности в учебных кабинетах компьютерами, проекторами, то есть информационными ресурсами.
В школьном образовании существует различные педагогические инновации, и каждое учреждение использует свои наиболее «прижившиеся» или традиционные инновационные технологии в образовании - примеры приведены ниже.
Инновационные педагогические технологии: примеры
Игровые технологии самые применимые в образовании, так как применяются не только на всех уроках в начальных, но и в старших классах.
Личностно-ориентированное обучение создает условия для самоопределения школьников в выборе будущей профессии, для лучшего усвоения ведутся элективные курсы.
На всех уроках используются здоровьесберегающие технологии, смысл которых заключается в том, чтобы исключить негативное воздействие на здоровье ученика, связанное с процессом учебно-воспитательной работы.
Проектно - исследовательская технология или по-другому продуктивное обучение включает в себя активное обучение, то есть методы исследования, сбора, обобщение результатов учеником. Применяется на уроках информатики, иностранного языка, технологии и других.
Блочно - модульная технология ориентирована на различные виды самостоятельной, посильной работы учащегося, например, изготовление наглядных пособий, написание творческой работы, выполнение упражнений. Эта технология учит ребенка самому искать информацию, изучать и получать знания в новом виде.
Учебно-воспитательный процесс в школе направлен на постоянное преобразование умственной деятельности учащихся, внедрение автоматической и телекоммуникационной систем с целью мобильного поиска, обработки и передачи информации на расстоянии. Всего этого позволяют достичь инновационные образовательные технологии.
Так, использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность педагогу разнообразить дидактический материал, позволяет добиваться стопроцентного внимания всего класса, независимо от успеваемости ученика. Например, выводимые учителем на экран задания способствуют абстрагированию у ребенка каких-либо предметов, которые вряд ли можно было бы объяснить по учебнику. В старших классах уроки информатики позволяют детям знакомиться с компьютерными программами, расширяя кругозор и открывая для себя новые информационные зоны. Учащиеся выпускных классов имеют базовую подготовку для ее дальнейшей реализации в трудовой деятельности.
Инновационные технологии в образовании играют важную роль для детей, которые имеют проблемы со здоровьем. Теперь они могут овладевать знаниями предметных дисциплин через дистанционное обучение.
Но не только внедрение информационно-коммуникационных технологий определяет продвижение образовательного процесса. Данные технологии обуславливают также продуктивную работу и успех в производственной деятельности.
Положительные стороны инновационных технологий в образовательном процессе
Инновационные процессы в образовании имеют свои плюсы
Во-первых, пробуждают мотивацию у учащихся к познавательной деятельности, особенно по проектированию.
Во-вторых, отмечается, что использование такого обучения создает более комфортный психологический климат для ученика, в частности снимает напряжение при общении с учителем.
В-третьих, для ребенка открыто творческое пространство, благодаря которому увеличивается число качественных и интересных работ.
В-четвертых, информатизация стимулирует не только учащихся, но и привлекает педагогов в большей степени из-за повышения производительности его труда и культуры.
Инновационная деятельность педагога
На плечи учителя, а особенно классного руководителя, возложено большое количество учебно-воспитательной работы. Инновационная деятельность учителя позволяет вести воспитательный процесс более качественно и разносторонне.
Неоценимую помощь оказывают технологии при документационной работе, подготовке уроков-презентаций, внеклассных занятий, при организации родительских собраний и сотрудничестве с семьей, классных часов. Инновационные технологии обучения в школе позволяют сделать уроки более интересными для учеников благодаря разнообразию их форм. Также они помогают подготовиться учителю к выступлениям на школьнометодических объединениях или педагогических советах.
Диагностика качества знаний с помощью информационных технологий в школе
Работа в школе с одаренными детьми занимает особое место, так как наградной материал (дипломы победителей, грамоты и другое) является результатом эффективной работы. С этой целью в учреждениях ведется мониторинг по диагностике и внесение в общий план работы корректировок, важных для качественного усвоения учениками учебной программы.
Для учащихся педагоги организуют индивидуальные занятия по раннему обучению иностранному языку, вводится предпрофильная подготовка для выпускников.
Став многочисленными, инновационные технологии обучения позволяют руководителю учреждения иметь возможность выбора. Теперь директор сам вправе решать, проведя общий анализ и оценку, какая инновационная технология поможет учреждению достичь плодотворной и успешной работы в педагогической деятельности.
Таким образом, складывается целая система научного поиска, передача опыта учителей и даже целых педагогических коллективов, которые способствуют тому, что инновационная деятельность в образовании распространяется и расширяется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология в образовании . (Анализ достижений учащихся на основе реализации инновационных идей)
Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении, делая ученика субъектом и центром образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации...
Выступление на педагогической конференции "Инновационные технологии в образовании", 2010 год
Выступление на педагогической конференции "Инновационные технологии в образовании"...
Материалы педагогической конференции "Инновационные технологии в образовании" , 2013 год
Материалы педагогической конференции "Инновационные технологии в образовании" , 2013 год...
Отчёт о методических мероприятиях в марте 2014 года в рамках пед.конференции "Инновационные технологии в образовании"
Мастер-классы...
Выступление на V городской педагогической конференции"Инновационные технологии в образовании", 2015 г.
Выступление на тему "Внеурочная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков учащихся.Формирование коммуникативных УДД в рамках деятельности кружка "Журналистика в школе"...
Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...
ПУБЛИКАЦИЯ В СБОРНИКЕ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ III МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ"
Публикация в сборнике статей III Международной научно-образовательной конференции "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ",МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ (П...