Презентация "Особенности речи и мышления учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
презентация к уроку
Презентация "Особенности речи и мышления учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1.ppt | 525.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ощущения Восприятия Процессы непосредственного отражения действительности 1. периферический центр (глаз, ухо, кожа); 2. нерв – проводник; 3. центр в коре головного мозга.
Результаты исследований выявили характерные особенности восприятия и ощущения УО детей : 1. Замедленность, суженный объем зрительных восприятий . К. И. Вересотская предлагала испытуемым узнавать отчетливые, яркие рисунки, на которых были изображены хорошо известные детям предметы, например, яблоко, стол, кошка, карандаш и т. д. Время предъявления этих картинок было точно дозировано с помощью специального прибора—тахистоскопа.
Набор рисунков был показан трем группам испытуемых: ученикам 1 класса массовой школы ученикам 1 класса вспомогательной школы. нормальным взрослым людям Результат: 1 группа – узнавали 72% предметов; 2 группа - 57% предметов; 3 группа - не успели узнать ни одного предмета. Опыт был проведен повторно с увеличением времени показа картинок почти в два раза – до 42 миллисекунд. Результат: 1 группа – узнавали все предметы; 2 группа – 92% предметов; 3 группа - узнали лишь около половины предметов(55%)
Исследование М. М. Нудельмана показало, что в одном и том же видимом через окно городском пейзаже умственно отсталые дети «усматривали» меньше предметов, чем нормальные дети. И. М. Соловьев говорит о том: - что многопредметный участок в действительности оказывается для умственно отсталых малопредметным. - при обозрении действительности олигофрены плохо усматривают связи и отношения между объектами. - у них очень медленная восприимчивость. - не различают выражения лиц людей, изображенных на картинках. - «чтение» картин, представляет значительную трудность для умственно отсталых детей: они не понимают перспективы, не различают светотени, частичных перекрытий.
2. Выраженная недифференцированность. По данным Е. М. Кудрявцевой УО дети плохо различают сходные предметы при их узнавании. Принимают белку за кошку, компас—за часы. Исследование Ж. И. Шиф было посвящено изучению того, как умственно отсталые дети различают цвета и их оттенки. Они объединяют в одну и ту же группу множество мало сходных оттенков. Исследование М. М. Нудельмана показало, что УО дети считали одинаковыми такие предметы, которые фактически были неодинаковыми. Они не подмечали тех мелких различий, распознавание которых было доступно их нормальным сверстникам. И. М. Соловьев обнаружил у умственно отсталых детей выраженные затруднения при необходимости осуществить специфическое узнавание. В вышедшем во двор человеке УО не узнает соседа. К квадрату относит прямоугольники и ромбы.
3. Инактивность психических процессов. Глядя на какой-нибудь предмет, ребенок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах. Он довольствуется общим узнаванием предмета. К. И. Вересотская предъявляла детям картинки. Некоторые из них показывались детям в обычном положении, другие (вперемежку) повернутыми на 90° или 180°. Такие перевернутые изображения правильно узнавались учениками массовой школы. УОД либо не могли узнать эти изображения, либо ошибочно принимали их не за то, чем они были в действительности.
Э. С. Бейн изучил общеизвестный в психологии феномен константности восприятия (сохранение восприятия величины объектов при их различной удаленности от глаз) у умственно отсталых детей. У УОД константность восприятия сохраняется, но все же она значительно меньше, чем у нормальных сверстников. Это мешает детям хорошо ориентироваться в пространственном расположении предметов. О нарушении сложного восприятия свидетельствуют данные К. И. Вересотской: УОД дети недостаточно воспринимают глубину изображений на картинках. Рассматривая сюжетную картинку, они часто неправильно ее толкуют, руководствуясь первым случайным впечатлением. Способность к активному, критическому рассматриванию и анализу вырабатывается у них с трудом. При обучении чтению у детей часто возникает дурная привычка угадывать с мысл слова по нескольким буквам.
У детей, перенесших поражение мозга,слуховой анализатор пострадал особенно сильно. Если весь этот сложный мир звуков остается малодоступным для умственно отсталых детей, не удивительно, что они плохо ориентируются в окружающей обстановке. Л. С. Выготский подчеркивает, что именно плохие ощущения и восприятия оказываются теми симптомами, которые тормозят, задерживают развитие высших психических процессов, в частности мышления. Большую роль в развитии психики играют слуховые восприятия, которые теснейшим и непосредственным образом вязаны с развитием речи.
Все указанные недостатки и особенности ощущений и восприятий сглаживаются и компенсируются в процессе обучения и воспитания умственно отсталых детей в специальной школе. От класса к классу меняется темп зрительных восприятий. При одной и той же продолжительности показа предметов ученики 3 класса вспомогательной школы узнают предметы во много раз быстрее, чем ученики 1класса. (К. И. Вересотская) По мере обучения детей в школе от класса к классу происходит совершенствование, развитие ощущений и восприятий. Более всего способствует развитию всех психических процессов усвоение школьной программы. Этому способствует и внешкольная работа, в частности организация подвижных и настольных игр, проведение экскурсий, походов, музыкальных вечеров. Во время прогулок по лесу слушать пение птиц и шелест листьев, во время экскурсий — приучать детей рассматривать, анализировать различные объекты.
Обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их представлений и знаний — основные средства улучшения качества восприятий и ощущений. Были разработаны многочисленные упражнения, направленные на усовершенствование, уточнение восприятий и ощущений детей. В экспериментальном исследовании В. Г. Петровой показано, как можно использовать практические действия учеников для развития их мышления. В различных сериях психолого-педагогических экспериментов В. Г. Петрова убедительно показала, что, если дети во время изучения нового материала не только зрительно наблюдают за предметами, но и производят с этими предметами различные действия, повышается качество их представлений, знаний и суждений о свойствах этих предметов. Из очень распространенных и простых проб- просьба рассказать о содержании предъявляемой ребенку сюжетной картинки. Применяется для исследования особенностей интеллектуальной и эмоциональной сферы.
Результаты исследований выявили характерные особенности восприятия и ощущения УО детей: 1. Замедленность, суженный объем зрительных восприятий . 2. Выраженная недифференцированность. 3. Инактивность психических процессов.
Основные средства улучшения качества представлений восприятий и ощущений -это обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их представлений и знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образование и здоровье учащихся с ограниченными возможностями здоровья. (Из опыта работы учителя-логопеда)
Статья посвящена актуальной проблеме содействия сохранению и укреплению здоровья учащихся с ОВЗ. Автор приводит характеристику возрастной динамики здоровья учащихся, данные о современном эталоне...
Развитие творческого мышления школьников с ограниченными возможностями здоровья
Математика начинается вовсе не со счёта, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у школьника с ограниченными возможностями здоровья развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он по...
Педагогические технологии формирования здорового образа жизни у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках естествознания.
Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся является приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Важную роль в формиро...
«Пропаганда здорового образа жизни во внеклассной работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья»
Данная статья посвящена проблеме формирования у подростков с ОВЗ понимания важности здорового образа жизни, вопросам оптимизации их работы за компьютером с целью сбережения здоровья....
Рабочая программа коррекции устной и письменной речи для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи предназначена для логопедической работы с учащимися ОВЗ начальной школы. В ней представлены 3 раздела:целевой, в котором дана характеристика реч...
"Формирование ценностей здорового образа жизни как основы здоровьесбережения учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра...
«Характеристики мышления дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и высокой привычной двигательной активностью.»
Согласно концепции Л.С. Выгодского, в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту происходит перестройка структуры сознания, и благодаря этому все другие психические процессы интелл...