Выступление на методическом объединении
статья
Как полюбить сочинение (или почему сегодня старшеклассники неохотно работают над сочинением)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_nashi_starsheklassniki_ne_lyubyat_pisat_sochinenie.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы
МБОУ №2 Излучинская ОСШУИОП №2 Аянот Евгения Васильевна
Как полюбить сочинение (или почему сегодня старшеклассники неохотно работают над сочинением)
(выступление на районном методобъединении)
Этот вопрос не раз задают себе не только ребята, учителя, но и родители. А полюбить-то трудно! Может быть, потому, что «Нет на свете мук сильнее мук слова!» - говорил Надсон.
Дело в том, что литература ставит перед нами столько вопросов, проблем, что читатель мыслящий должен увидеть что-то свое, (своими глазами) то, что его всколыхнет, заставит задуматься.
Сколько раз наблюдала, как читающий ребёнок не может справиться с сочинением, хотя устно прекрасно рассуждает. А тот, кто не читал произведение, но на уроке внимательно слушал, понял, в чем смысл, пишет неплохо, рассуждая и доказывая свою точку зрения. Это потому, что устная речь эмоционально богаче, здесь допустимысвоиинтонации, акценты. А вот письменная работа требует тщательного подбора стиля, соответствующей лексики и следования композиции. Это последнее условие часто сковывает полёт мысли автора, не говоря о пунктуационной и орфографической грамотности, да и о критериях к сочинению по русскому языку и литературе.
Как своимсловом коснуться слова автора? Ведь Он задал тебе вопрос, и неважно, когда произведение написано – 10, 100 или 200 лет назад. Почему смех Гоголя не похож на смех Салтыкова-Щедрина? Пушкини Маяковский такие разные, аих стихи трогают и волнуют не одно поколение? Почему к спектаклям по драмам Шекспира и Чехова до сих пор обращаются драматурги всего мира?
Может быть, потому, что каждый автор обращается с вопросами кт е б е, ставит «вечные» проблемы перед т о б о й, и ждёт, когда именно т ы заговоришь, склонившись над тетрадкой. И вот здесь учителю особенно важно тактично и бережно убедить автора в том, что только он понимает,как подойти к проблеме, с чего начать, пробудить вдохновениеученика и, …онначнет писать. Вдохновение придет тогда, когда слово войдёт в сердце, а оно надиктует чувство, без которого невозможно сочинения.
«Базаров умер! Как такое могло случиться? Ведь он врач…». «Почему Пушкин в последней главе оставляет Онегина «В минуту злую для него»…? Или: «Ты будто задыхаешься, когда читаешь, как потрясённые враги отдаютчесть русскому воину, последнему защитнику Брестской крепости». Именно такие сочинения не оставляют равнодушными, иххочется читать. Но автору трудно соединить эмоции и образы, стиль и жанр, сюжет и логику.
И когда все это сольется воедино,тогда умение выразить себя через слово становится творением, а автор – личностью.
Всем понятно, что за сочинение – рассуждение ребята берутся охотнее. Выразить свою мысль красиво и то же время сжато, конечно, может не каждый. Сочинение по литературе по пяти направлениям, с одной стороны, даёт простор мысли и чувству, но, с другой стороны, очень трудно, полностью раскрыть тему. И самое важное при этом,соблюдая все критерии, привести яркие и убедительные аргументы из двух произведений. Как тут не вспомнить старые добрые времена, когда ребята анализировали образ литературного героя, связывали с эпохой, опирались на критиков. Сегодня это тоже предполагается, но рамки плана сковывают, время ограничено, а умение емко сказать о главном герое, передать содержаниеи коснуться каких-то литературоведческих понятий, а еще высказать свою точку зрения, повторюсь, может далеко не каждый.
С текущей работой проще. В этом случае очень важно подобрать такую тему, чтобы она помогла взяться за перо.
Я предлагаю такие темы сочинений:
«Человек!!! в футляре»,
« Я убит подо Ржевом!»
«О чем напоминает нам «Золотое» слово Святослава в 21 веке?»
«Каковы они, современные Молчалины?» или «Кто они, современные Чичиковы»?
« Чья судьба вам ближе – Базарова или Аркадия?»
«Можно ли избежать драмы в «нежном возрасте»?
…Анализируя работы, учителю не менее важно подчеркнуть самые удачные части сочинения, и бережно коснуться слабых мест. Автору сочинения нужно, чтобы его поняли, приняли его точку зрения, по достоинству оценили. И пусть оценка будет невысокая, но ощущение соавторства с писателем, сопричастности с героем произведения будет не отталкивать от сочинения, а желания писать. И любовь придёт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие технологического мышления учащихся на уроках технологии с помощью опорных конспектов. (выступление с методического объединения)
Данный материал является выступлением с школьного методического объединения учителей .Тема выступления "Развитие технологического мышления учащихся на уроках...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
ТЕМА: « РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
ТЕМА: « РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ...
Выступление на методическом объединении по теме: «Работа с текстом на уроках английского языка».
В данной статье я рассказываю, как я работаю с текстами и какие творческие работы предлагаю своим ученикам, для повышения интереса к английскому языку....
выступление на методическом объединении "Дидактические основы развития одарённости учащихся"
Дидактические основы развития одаренности учащихся. Вполне очевидно, что важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие ода...
Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей
Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей...
Выступление на методическом объединение " Методические аспекты решения задач с параметром"
Решение задач с параметром. Подготовка к ЕГЭ....