Коучинг в системе управления школой
опыты и эксперименты

Мурадян Рита Сергеевна
Коучинговый метод управления школой ориентирован на результат, и многое может дать при правильном подходе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kouching.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Коучинг в системе управления школой.

(Директор МКОУ СОШ № 22 Мурадян Р.С.)

Достаточно показателен пример одной из норвежских школ. Сертифицированный коуч и тренер Международного Эриксоновского университета коучинга Ян-Георг Кристианссен, проживающий в Норвегии, с начала 90-х работает консультантом и коучем в различных частных и государственных школах, возглавляет представительство МЭУ. Внедрение коуч-подхода в школьную систему Норвегии складывалось не сразу, проект был разделен на несколько этапов. В 2001 году школа-гимназия Уллерн в коммуне Аскер принимала в своих стенах всего 9 первоклассников при работающих 30 учителях. Именно с нее началось внедрение системы коучинг-технологий в Норвегии. Школа была исключена властями из списка школ, и имела все шансы быть расформированной к следующему учебному году, но получила последнюю возможность на исправление. И в 2005 году, имея уже 180 претендентов в первый класс и 50 учителей — школа была официально объявлена одной из лучших в Норвегии. В чем же секрет успеха? Одним из ключевых аспектов в этой истории успеха были многократные беседы в коучинг стиле между директором, учителями и Яном Кристиансеномю.

  1.     Традиционный менеджмент уходит в прошлое...
  2. Жесткий директивный менеджмент показывает свою неэффективность в условиях быстро меняющейся среды. Вот, хочется иногда наорать на человека и популярно разъяснить, что он делает не так и где ошибается. Возможно, что подобных ошибок он впредь повторять и не будет, но инициатива и творчество будут убиты на корню. Впрочем, даже такой подход более эффективен, чем тот, который нам предлагали на курсах. «Это Ваша проблема! Решайте её как хотите. Но результат должен быть!»
  3.   Коучинговый метод управления школой ориентирован на результат, и многое может дать при правильном подходе.
  4. Кто такой коуч?

Коуч – это человек, который способствует тому, чтобы другие люди достигали ими же поставленных целей.

Что такого необыкновенного привносит коучинг в управленческую жизнь руководителя? Многие руководители затрудняются ответить на вопрос, чего они хотят для своей организации, для себя и как это совпадает с тем, что они делают прямо сейчас. Действительно ли их действия направлены на осуществление их желаний, мечты, действительно ли их работа выглядит так, как им хочется и рядом работают люди, которые вовлечены в свою деятельность?

Если люди не чувствуют, не понимают, зачем им быть эффективными, если ценность этих изменений для них неочевидна, то картина будет выглядеть примерно так: после различных мероприятий по эффективности персонал пробует что-то новое, потом энтузиазм заканчивается и как только сотрудник оказывается в ситуации стрессовой или неопределённой, он возвращается к привычным нормам поведения. Конечно, что-то новое в его действиях появляется, но этот процент ничтожно мал по сравнению с тем, что могло бы быть. Так что получается « Три шага вперед, два шага назад».

Коучинговый подход, в первую очередь, затрагивает уровень ценностей, и если изменения происходят там, то самомотивация на изменения действий растёт изнутри:

Схема стандартного и коучингового подхода:

 

  1. ПРИНЦИПЫ КОУЧ-МЕНЕДЖМЕНТА

Осознанность и Ответственность как подчиненного так и руководителя

Однако не на каждом уровне зрелости того и другого эти принципы возможно реализовать.

Коучинг помогает преодолеть разрыв между потенциалом и эффективностью за счет:

  1. Осознания руководителем потенциала (возможностей) своего и своего коллектива;
  2. Принятия ответственности на себя за реализацию потенциала (возможностей).

«Коуч не учит, а помогает учиться».

  1. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОУЧ-МЕНЕДЖМЕНТА

Для того, чтобы коуч-менеджмент был эффективен, необходимо соблюдать всего три  банальных условия.

Во-первых, подчиненный должен «дозреть» до адекватного восприятия такого стиля управленческого взаимодействия с ним.

Во-вторых, коуч-менеджмент должен «вписываться» в характер труда подчиненного и управленческую культуру организации в целом.

В-третьих, до такого стиля взаимодействия должен «дозреть» сам руководитель.

Все три условия достойны отдельного рассмотрения. Что мы и сделаем.

Так что же это за метод, в чем его суть? Если попытаться ответить на этот вопрос кратко, то суть метода заключается в том, что на смену инструкциям и задачам приходят вопросы. Менеджер, вместо того, чтобы указывать, спрашивает. И это действительно все. Почти.

Традиционный метод решения

  • Марья Ивановна. У Вас проблема. Необъективные результаты по математике. И что ты будем  предпринимать?
  • Я не знаю, это ведь не от меня зависит.
  • Тогда жду Вас с объяснительной через час.

Коучинговый метод.

  • Марья Ивановна. У нас проблема. Необъективные результаты по математике. И что ты будем  предпринимать?
  • Я не знаю, это ведь не от меня зависит.
  • Тогда жду Вас с конструктивными предложениями через час.

Коучинг как стиль управления

Современный коучинг представляет собой структурированную систему приемов и принципов, которые направлены на развитие внутренних возможностей индивидуума и группы личностей, осуществляющих совместную работу, а также полное раскрытие их потенциала.

Если рассматривать коучинговый подход как стиль управления, то следует учесть, что его основополагающими аспектами являются следующее:

  • определение целей;
  • Как ты понимаешь цель данного задания?
  • Как ты считаешь, почему это важно сделать?
  • Что произойдет, если это не будет сделано к указанному сроку?

  • поиск ресурсов, необходимых для реализации целей;
  • Каковы оптимальные сроки выполнения этого задания?
  • Какая еще информация необходима тебе для успешного решения задачи?
  • Какие способы, методы можно использовать при выполнении данной задачи, на твой взгляд?
  • Какие ресурсы тебе необходимы?
  • Как ты считаешь, как можно решить эту задачу быстрее (эффективнее, дешевле, качественнее)?

  • построение внутрикомандных отношений, способствующие достижению поставленных целей;
  • Какой опыт у тебя уже есть?
  • Что из своего прошлого опыта ты можешь использовать для успешного выполнения данного задания?
  • Какой метод выполнения данной задачи для тебя будет наиболее приемлемым?
  • Расскажи, как ты планируешь действовать?
  • Какая помощь тебе нужна? Что тебе может помочь успешно справиться с этой задачей?
  • Какие трудности могут возникнуть?
  • Как можно будет преодолеть эти трудности?
  • Кого еще необходимо привлечь к реализации этого проекта?
  • Что или кто сможет поддержать тебя в сложной ситуации?

  • проведение анализа полученных результатов.
  • Как мы поймем, что задача выполнена хорошо, по каким критериям будем оценивать качество результата?
  • Итак, о чем мы с тобой договорились?
  • Что ты получишь от решения данной задачи?
  • Итак, о чем мы с тобой договорились?
  • Как выполнение этой задачи может повлиять на успешность работы нашей компании?
  • Что ты получишь от решения данной задачи?
  • Представь, что ты уже успешно реализовал задачу, как тебе это удалось? Что ты делал? Как достиг успеха?
  • Как ты видишь дальнейшее развитие данного направления через год, три, пять лет?
  • Как этот проект может развить тебя?
  • Какие новые горизонты открывает перед тобой этот проект?

Когда руководитель использует коучинг в управлении, он одновременно решает две очень важные задачи: добивается более высоких результатов от своих сотрудников и повышает уровень их личного и профессионального развития.

Коучинг и определение целей

Цель представляет собой образ результата, на достижение которого направлена любая деятельность. Именно поэтому, постановка цели является важнейшим этапом.

Коучинг и мотивация

Активное вовлечение сотрудников в обсуждение рабочего процесса, предоставление им возможности высказывать собственные идеи и вносить предложения, участвовать в составлении и реализации плана действий позволит им почувствовать собственную значимость и осознать личный вклад в общее дело. Все это в значительной степени способствует повышению мотивации персонала.

Коучинг и обратная связь

Эффективная обратная связь должна быть описательной, а не оценочной. Это означает, что она должна лишь описывать те чувства, которые возникают после совершения кем-либо определенных действий.

Коучинг — как обучение и развитие

Методика руководствуется твердой верой в творческую уникальность каждой личности, которая позволяет добиваться положительного результата в любой деятельности. Эта уверенность применима не только к отдельному индивиду, но и к коллективу в целом.

Предметом коучинга является связка «потенциал-результат» во всех ее проявлениях – личных, групповых, организационных. А основной спецификой является исследование управлением этой связкой для достижения максимально возможного эффективного результата

4 этапа коучинга:

• поставить цели;

• проверить реальность;

• выстроить схему для достижения;

• достичь цель. [18]

. В основе коучинга лежит использование психологии оптимизма и успеха. Основная концепция коучинга состоит в том, что человек это не пустой сосуд, который требуем наполнения, а он более похож на жёлудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика применения новых технологий в управлении школой (работа с учащимися по системе проектов)

"Проектная деятельность  обучащихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные ...

Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе

Презентация"Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе"...

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В НОВОЙ ШКОЛЕ

Повышение требований к качеству образования не позволяют школе останавливаться на достигнутом, стимулируют использование новых управленческих механизмов, что в свою  очередь приводит к переходу н...

система управления школой

Школа - исключительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней структуре механизм, который может успешно функционировать только при условии, если каждое его отдельное звено и подразделение б...

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ

Система управления - это совокупность действий, необходимых для осуществления воздействия на объект управления и обеспечивающих его движение в направлении цели. Управление  гимназией осуществляет...