Коучинг в системе управления школой
опыты и эксперименты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kouching.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Коучинг в системе управления школой.
(Директор МКОУ СОШ № 22 Мурадян Р.С.)
Достаточно показателен пример одной из норвежских школ. Сертифицированный коуч и тренер Международного Эриксоновского университета коучинга Ян-Георг Кристианссен, проживающий в Норвегии, с начала 90-х работает консультантом и коучем в различных частных и государственных школах, возглавляет представительство МЭУ. Внедрение коуч-подхода в школьную систему Норвегии складывалось не сразу, проект был разделен на несколько этапов. В 2001 году школа-гимназия Уллерн в коммуне Аскер принимала в своих стенах всего 9 первоклассников при работающих 30 учителях. Именно с нее началось внедрение системы коучинг-технологий в Норвегии. Школа была исключена властями из списка школ, и имела все шансы быть расформированной к следующему учебному году, но получила последнюю возможность на исправление. И в 2005 году, имея уже 180 претендентов в первый класс и 50 учителей — школа была официально объявлена одной из лучших в Норвегии. В чем же секрет успеха? Одним из ключевых аспектов в этой истории успеха были многократные беседы в коучинг стиле между директором, учителями и Яном Кристиансеномю.
- Традиционный менеджмент уходит в прошлое...
- Жесткий директивный менеджмент показывает свою неэффективность в условиях быстро меняющейся среды. Вот, хочется иногда наорать на человека и популярно разъяснить, что он делает не так и где ошибается. Возможно, что подобных ошибок он впредь повторять и не будет, но инициатива и творчество будут убиты на корню. Впрочем, даже такой подход более эффективен, чем тот, который нам предлагали на курсах. «Это Ваша проблема! Решайте её как хотите. Но результат должен быть!»
- Коучинговый метод управления школой ориентирован на результат, и многое может дать при правильном подходе.
- Кто такой коуч?
Коуч – это человек, который способствует тому, чтобы другие люди достигали ими же поставленных целей.
Что такого необыкновенного привносит коучинг в управленческую жизнь руководителя? Многие руководители затрудняются ответить на вопрос, чего они хотят для своей организации, для себя и как это совпадает с тем, что они делают прямо сейчас. Действительно ли их действия направлены на осуществление их желаний, мечты, действительно ли их работа выглядит так, как им хочется и рядом работают люди, которые вовлечены в свою деятельность?
Если люди не чувствуют, не понимают, зачем им быть эффективными, если ценность этих изменений для них неочевидна, то картина будет выглядеть примерно так: после различных мероприятий по эффективности персонал пробует что-то новое, потом энтузиазм заканчивается и как только сотрудник оказывается в ситуации стрессовой или неопределённой, он возвращается к привычным нормам поведения. Конечно, что-то новое в его действиях появляется, но этот процент ничтожно мал по сравнению с тем, что могло бы быть. Так что получается « Три шага вперед, два шага назад».
Коучинговый подход, в первую очередь, затрагивает уровень ценностей, и если изменения происходят там, то самомотивация на изменения действий растёт изнутри:
Схема стандартного и коучингового подхода:
- ПРИНЦИПЫ КОУЧ-МЕНЕДЖМЕНТА
Осознанность и Ответственность как подчиненного так и руководителя
Однако не на каждом уровне зрелости того и другого эти принципы возможно реализовать.
Коучинг помогает преодолеть разрыв между потенциалом и эффективностью за счет:
- Осознания руководителем потенциала (возможностей) своего и своего коллектива;
- Принятия ответственности на себя за реализацию потенциала (возможностей).
«Коуч не учит, а помогает учиться».
- УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОУЧ-МЕНЕДЖМЕНТА
Для того, чтобы коуч-менеджмент был эффективен, необходимо соблюдать всего три банальных условия.
Во-первых, подчиненный должен «дозреть» до адекватного восприятия такого стиля управленческого взаимодействия с ним.
Во-вторых, коуч-менеджмент должен «вписываться» в характер труда подчиненного и управленческую культуру организации в целом.
В-третьих, до такого стиля взаимодействия должен «дозреть» сам руководитель.
Все три условия достойны отдельного рассмотрения. Что мы и сделаем.
Так что же это за метод, в чем его суть? Если попытаться ответить на этот вопрос кратко, то суть метода заключается в том, что на смену инструкциям и задачам приходят вопросы. Менеджер, вместо того, чтобы указывать, спрашивает. И это действительно все. Почти.
Традиционный метод решения
- Марья Ивановна. У Вас проблема. Необъективные результаты по математике. И что ты будем предпринимать?
- Я не знаю, это ведь не от меня зависит.
- Тогда жду Вас с объяснительной через час.
Коучинговый метод.
- Марья Ивановна. У нас проблема. Необъективные результаты по математике. И что ты будем предпринимать?
- Я не знаю, это ведь не от меня зависит.
- Тогда жду Вас с конструктивными предложениями через час.
Коучинг как стиль управления
Современный коучинг представляет собой структурированную систему приемов и принципов, которые направлены на развитие внутренних возможностей индивидуума и группы личностей, осуществляющих совместную работу, а также полное раскрытие их потенциала.
Если рассматривать коучинговый подход как стиль управления, то следует учесть, что его основополагающими аспектами являются следующее:
- определение целей;
- Как ты понимаешь цель данного задания?
- Как ты считаешь, почему это важно сделать?
- Что произойдет, если это не будет сделано к указанному сроку?
- поиск ресурсов, необходимых для реализации целей;
- Каковы оптимальные сроки выполнения этого задания?
- Какая еще информация необходима тебе для успешного решения задачи?
- Какие способы, методы можно использовать при выполнении данной задачи, на твой взгляд?
- Какие ресурсы тебе необходимы?
- Как ты считаешь, как можно решить эту задачу быстрее (эффективнее, дешевле, качественнее)?
- построение внутрикомандных отношений, способствующие достижению поставленных целей;
- Какой опыт у тебя уже есть?
- Что из своего прошлого опыта ты можешь использовать для успешного выполнения данного задания?
- Какой метод выполнения данной задачи для тебя будет наиболее приемлемым?
- Расскажи, как ты планируешь действовать?
- Какая помощь тебе нужна? Что тебе может помочь успешно справиться с этой задачей?
- Какие трудности могут возникнуть?
- Как можно будет преодолеть эти трудности?
- Кого еще необходимо привлечь к реализации этого проекта?
- Что или кто сможет поддержать тебя в сложной ситуации?
- проведение анализа полученных результатов.
- Как мы поймем, что задача выполнена хорошо, по каким критериям будем оценивать качество результата?
- Итак, о чем мы с тобой договорились?
- Что ты получишь от решения данной задачи?
- Итак, о чем мы с тобой договорились?
- Как выполнение этой задачи может повлиять на успешность работы нашей компании?
- Что ты получишь от решения данной задачи?
- Представь, что ты уже успешно реализовал задачу, как тебе это удалось? Что ты делал? Как достиг успеха?
- Как ты видишь дальнейшее развитие данного направления через год, три, пять лет?
- Как этот проект может развить тебя?
- Какие новые горизонты открывает перед тобой этот проект?
Когда руководитель использует коучинг в управлении, он одновременно решает две очень важные задачи: добивается более высоких результатов от своих сотрудников и повышает уровень их личного и профессионального развития.
Коучинг и определение целей
Цель представляет собой образ результата, на достижение которого направлена любая деятельность. Именно поэтому, постановка цели является важнейшим этапом.
Коучинг и мотивация
Активное вовлечение сотрудников в обсуждение рабочего процесса, предоставление им возможности высказывать собственные идеи и вносить предложения, участвовать в составлении и реализации плана действий позволит им почувствовать собственную значимость и осознать личный вклад в общее дело. Все это в значительной степени способствует повышению мотивации персонала.
Коучинг и обратная связь
Эффективная обратная связь должна быть описательной, а не оценочной. Это означает, что она должна лишь описывать те чувства, которые возникают после совершения кем-либо определенных действий.
Коучинг — как обучение и развитие
Методика руководствуется твердой верой в творческую уникальность каждой личности, которая позволяет добиваться положительного результата в любой деятельности. Эта уверенность применима не только к отдельному индивиду, но и к коллективу в целом.
Предметом коучинга является связка «потенциал-результат» во всех ее проявлениях – личных, групповых, организационных. А основной спецификой является исследование управлением этой связкой для достижения максимально возможного эффективного результата
4 этапа коучинга:
• поставить цели;
• проверить реальность;
• выстроить схему для достижения;
• достичь цель. [18]
. В основе коучинга лежит использование психологии оптимизма и успеха. Основная концепция коучинга состоит в том, что человек это не пустой сосуд, который требуем наполнения, а он более похож на жёлудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практика применения новых технологий в управлении школой (работа с учащимися по системе проектов)
"Проектная деятельность обучащихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные ...
Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе
Презентация"Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе"...
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В НОВОЙ ШКОЛЕ
Повышение требований к качеству образования не позволяют школе останавливаться на достигнутом, стимулируют использование новых управленческих механизмов, что в свою очередь приводит к переходу н...
система управления школой
Школа - исключительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней структуре механизм, который может успешно функционировать только при условии, если каждое его отдельное звено и подразделение б...
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ
Система управления - это совокупность действий, необходимых для осуществления воздействия на объект управления и обеспечивающих его движение в направлении цели. Управление гимназией осуществляет...