Метод проектов на уроках математики
методическая разработка
Метод проектов на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_na_urokah_matematiki.docx | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
,
Михалева Н.А., учитель математики,
МБОУ «Тарбагатайская СОШ»
Метод проектов на уроках математики
Технология учебного проектирования включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Ее относят к технологиям XXI в., предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Проектная деятельность учащихся является одним из важных направлений развивающего, практико-ориентированного обучения, при котором сам ученик становится не объектом, а подлинным субъектом учебной деятельности, для которого характерно самостоятельное ее осуществление.
Метод проектов представляет собой такой способ обучения, который Дж.Дьюи определил как «обучение через делание». Это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и творческий потенциал. Этот метод можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики.
Проектная деятельность во многом решает проблему компетентностного подхода, так как способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной.
Практика показывает, что метод проектов позволяет:
-создавать устойчивую мотивацию обучающихся;
-развивать коммуникативные и организационные навыки работы с информацией;
-совершенствовать и тренировать мыслительную деятельность личности.
Следует выделить следующую структуру проекта:
выбор темы проекта;
определение места проекта в учебном планировании;
формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы;
определение целей проекта;
формулирование методических задач;
выбор тем индивидуальных исследований школьников;
выдвижение гипотез;
формирование групп для проведения исследований;
обсуждение плана работы и источников информации;
самостоятельная работа обучающихся в группах и задание для каждого участника группы;
подготовка отчетов по заданиям;
защита полученных результатов;
выбор и утверждение критериев оценки.
Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям всех без исключения учебных дисциплин и в этом он универсален.
Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей:
– индивидуальные, групповые, коллективные;
– монопредметные (по одному предмету), межпредметные;
– краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
– информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные, ролевые. (Речь идет не о единственной направленности проекта, а о доминирующей направленности деятельности участников. В реальной же практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов).
Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы. Примеры некоторых форм продуктов проектной деятельности: web-сайт, видеофильм, выставка, газета, журнал, законопроект, игра, карта, коллекция, модель, мультимедийный продукт, оформление кабинета, пакет рекомендаций, праздник, сказка, справочник, учебное пособие и т.д. Также необходимо выбрать форму презентации проекта. Это может быть, например, деловая игра, демонстрация видеофильма, диалог исторических персонажей, игра с залом, научный доклад, реклама, соревнование, спектакль, экскурсия и т.д.
Пример проекта по теме "Комбинаторика в нашей жизни”. 8 класс, физико-математического профиля.
Тип проекта – информационный, практико-ориентированный.
Средняя продолжительность – 1-2 месяца.
Цель проекта – создание условий для углубления и систематизации знаний по теме "Элементы комбинаторики».
Задачи проекта:
– изучить исторические сведения по данной теме
– систематизировать определения и правила
– систематизировать задачи по данной теме
– изготовить продукт для кабинета математики, который можно использовать на уроках.
Класс разделился на три группы.
I группа собирала исторические факты, относящиеся к данной теме.
II группа работала над задачами. Учащиеся пытались систематизировать их, составляли схемы, подбирали к ним задачи, составляли свои задачи.
III группа работала над составлением тестов, кроссвордов по данной теме. Также были представлены интересные задания в форме числовых мельниц, цепочек вычислений.
В I группе доминирующей была информационная деятельность, II и III - практико-ориентированная.
На заключительном этапе работы:
1) проведена защита проектов;
2) выполнен самоанализ работы группы и анализ результатов работы других групп;
3) проведена экспертиза проектов в рамках работы экспертной группы, в которую входили учащиеся 8 класса, родители и руководитель проекта.
Еще Л.Н.Толстой в "Общих замечаниях учителю” писал: "Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно:
1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно;
2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях”.
Думаю, что эти условия выполнимы при применении метода проектов в своей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов на уроках математики
Есть в математике нечто,вызывающее человеческий восторг.(Ф. Хаусдорф.)...
Метод проектов на уроках математики
Как применять метод проектов...
Метод проектов на уроках математики
Метод проектов на уроках математики...
Метод проекта на уроках математики
Теоритеческий материал, статья...
"Применение метода проектов на уроках математике и во внеклассной работе по предмету", статья
Данная статья о возможности использования метода проектов на уроках математики и во внеклассной работе по предмету. Использование проектной технологии на уроках математики позволяет расширить ин...
Метод проектов на уроках математики
В данной презентации представлен методичекий материал по составлению проекта, в частности, по социальному проекту "Расчет стоимости ремонта школы" . Проект "Расчет стоимости ремонта школы " представле...
Из опыта работы «Использование метода проектов на уроках математики»
Выступление в районном семинаре учителей математики и физики на базе МБОУ «Б.Фроловская ООШ» по теме «Нестандартные формы обучения как средство повышения учебной мотивации школьников...