Адаптированная воспитательная программа на 2021 – 2022 учебный год
рабочая программа (11 класс)
Адаптированная воспитательная программа для работы с детьми с ОВЗ в старших классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа в старших классах | 97.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 31
111395, Москва, ул. Молдагуловой, д. 6А Телефон: (499) 374-11-31, (499) 374-13-01
sk31@edu.mos.ru
«УТВЕРЖДАЮ» Директор _____________________ Е.Ю. Середкина « » 2021 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по ВР __________________ А.Н. Дмитриев « » 2021г. | «РАССМОТРЕНО» на заседании МО воспитателей __________________ ЕН.Алмаева Протокол № от « » 2021 г. |
Адаптированная воспитательная программа
на 2021 – 2022 учебный год
(группа 11«А» класса)
Воспитатель группы:
Капсаргина Миля Макаровна
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпер
Содержание:
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Особенности организуемого в школе воспитательного процесса | 4 |
3. | Цели и задачи воспитания | 5 |
4. | Виды, формы и содержание деятельности | 8 |
4.1 | Модуль «Ключевые общешкольные дела» | 10 |
4.2 | Модуль «Классное руководство и наставничество» | 14 |
4.3 | Модуль «Школьный урок» | 16 |
4.4 | Модуль «Самоуправление» | 18 |
4.5 | Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» | 20 |
4.6 | Модуль «Профориентация» | 22 |
4.7 | Модуль «Музейное дело» | 23 |
4.8 | Модуль "Школьные и социальные медиа" | 24 |
4.9 | Модуль «Работа с родителями» | 25 |
5. | Ожидаемые результаты реализации Программы | 26 |
6. | План воспитательной работы | 27 |
- Пояснительная записка.
Программа воспитания ГКОУ СКОШИ № 31 направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.
Программа воспитания разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.02 2012 г. № 273-ФЗ), Конвенцией ООН о правах ребенка, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, проектом Примерной программы воспитания Института стратегии развития образования.
В центре программы воспитания ГКОУ СКОШИ № 31 находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы школы является приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально- значимой деятельности. Данная программа воспитания включает в себя следующую структуру:
- Особенности организуемого в школе воспитательного процесса;
- Цель и задачи воспитания;
- Виды, формы и содержание деятельности;
- Анализ воспитательной работы.
2. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 31" представляет собой особое учреждение, где созданы необходимые условия для обучения, воспитания, проживания, лечения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различной этиологии и степени выраженности, в том числе и с тяжелыми двигательными нарушениями (дети, которые передвигаются на колясках), выраженными астеническими проявлениями, тяжелыми речевыми и сенсорными нарушениями. Комплектование классов и прием обучающихся проводится на основании заключения ЦПМПК г. Москвы.
Пребывание детей в интернате круглосуточное (если нет медицинского противопоказания), в течение 5 дней (с понедельника по пятницу).
Обучение в школе проводится по адаптированной программе общеобразовательной школы. Учебный процесс сочетает в себе предметы общеобразовательного цикла и коррекционные занятия. Школа-интернат представляет собой особое учреждение, где созданы необходимые условия для обучения, проживания, лечения детей с тяжелыми двигательными нарушениями: в ней органично сочетаются учебно-воспитательный, лечебно-восстановительный и коррекционный процессы. Ведущим принципом данной модели обучения является дифференциация образовательного процесса с учётом особенностей психофизического развития каждого обучающегося. Образовательные задачи решаются на базе комплексной коррекционной работы, на основе учебных планов учителями, дефектологами, логопедами, врачами, психологами, составляются индивидуальные планы психолого-педагогической и медико-социальной коррекции.
Процесс воспитания в ГКОУ СКОШИ № 31 основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей, родителей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных мероприятий школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основные традиции воспитания в ГКОУ СКОШИ № 31:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела и мероприятия, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- основной и характерной чертой каждого совместного проекта и мероприятия педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- образовательная организация создает такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от участника до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
- педагоги ГКОУ СКОШИ № 31 ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, и иных детских объединений на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевыми фигурами воспитания в школе-интернате являются классный руководитель и воспитатель, реализующие по отношению к детям защитную, личностно - развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции;
- основные направления воспитательной деятельности направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников школы-интерната;
- приоритетным направлением воспитательной работы является воспитание (формирование) личности социально адаптированной, ответственной, готовой к самоактуализации и самореализации.
- Цели и задачи воспитания.
Современный национальный воспитательный идеал в современной российской школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формируется общая цель воспитания в ГКОУ СКОШИ № 31– личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
- В усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
- В развитии позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
- В приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел);
- В социально активной позиции, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность;
- В формировании личности мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, творческой, духовной, стремящейся к познанию, гуманной, стремящейся к миру, милосердию и доброте, владеющей правовыми знаниями, трудовыми навыками, ведущей здоровый образ жизни, любящей свою Родину.
Данные цели ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты:
В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся и воспитанников будет способствовать решение следующих основных задач:
- Реализовывать воспитательные возможности в рамках общешкольных мероприятий, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
- Реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
- Вовлекать школьников в кружки, секции и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
- Использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
- Инициировать и поддерживать ученическое самоуправление на уровне классных сообществ;
- Поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
- Организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
- Организовывать профориентационную работу со школьниками;
- Организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
- Развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
- Организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей;
- Способствовать формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, любви к своему краю;
- Приобщать детей к общечеловеческим ценностям, способствовать формированию у них основ культуры и общения, умений построения межличностных отношений;
- Способствовать формированию самосознания, осознания собственного «я», оказывать помощь обучающемуся в самоопределении и самореализации;
- Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании и анализе жизнедеятельности класса и школы;
- Создавать условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
- Привлекать учащихся к здоровому образу жизни, способствовать формированию осознания здоровья, как одной из главных жизненных ценностей;
- Создавать условия для открытого воспитательного пространства, в котором родители принимают активное участие;
- Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и насыщенную событиями жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников
- Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
- Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
- социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума.
- дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны.
- организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации обучающихся и включают их в деятельную заботу об окружающих.
На школьном уровне:
- общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) мероприятия, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все обучающиеся.
- торжественные посвящения, связанные началом обучения в первом классе и с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе.
- театрализованные выступления педагогов, родителей и школьников с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни школьников и учителей. Они создают в школе атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ школы.
- церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу (конкурсы «Класс года», «Активист года», «Успех года»).
На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы, ответственных за подготовку общешкольных ключевых мероприятий;
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
- Модуль «Классное руководство и наставничество»
Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом класса, индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса, работу с учителями, преподающими в данном классе, работу с родителями учащихся или их законными представителями, работу со специалистами, логопедами, дефектологами, психологами, инструкторами по адаптивной физической культуре.
Работа с классным коллективом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе совместно с воспитателем;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), а также проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование, экскурсии, празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши, регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам. Результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со специалистами психолого-педагогической службы.
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, ВУЗа и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем и воспитателем в задачу для школьника, которую они совместно решают.
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса, включение в проводимые школьным психологом тренинги общения.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации воспитателя и классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
- проведение конкурса «Самый классный классный» (раз в 2 года);
- привлечение учителей, воспитателей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями- предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса и школы;
- индивидуальное консультирование - по плану педагогов или личном запросе;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
- Модуль «Школьный урок»
Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- формирование доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников, дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках, дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- поддержка и развитие исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
- Модуль «Самоуправление».
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Поскольку учащимся младших, средних и старших классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться в детско-взрослое самоуправление. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
- через деятельность выборного Совета школы, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
- через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов и т.п.);
- через деятельность творческих советов д, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб работы с младшими ребятами);
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел и мероприятий;
- через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
Модуль 4.5. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Совместная деятельность классных руководителей, воспитателей, социального педагога и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников, диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Данная работа осуществляется через:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего: классные часы, воспитательные беседы;
- профориентационные игры: профориентационные игры, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия, учреждения бытового обслуживания дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и ВУЗах;
- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
- индивидуальные консультации педагога-психолога и социального педагога для школьников и их родителей направленных на выявление способностей и индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
- освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования.
- Модуль «Профориентация».
Совместная деятельность классных руководителей, воспитателей, социального педагога и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников, диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Данная работа осуществляется через: циклы профориентационных часов, общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего:
- классные часы, воспитательные беседы;
- профориентационные игры: профориентационные игры, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; экскурсии на предприятия, учреждения бытового обслуживания дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и ВУЗах;
- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
- индивидуальные консультации педагога-психолога и социального педагога для школьников и их родителей направленных на выявление способностей и индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
- освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования.
- Модуль «Музейное дело»
Формирование у обучающихся основ патриотизма, гордости за своё Отечество и убеждённой позиции гражданина через модернизацию традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую повышению интереса посредством применения информационно-коммуникационных технологий и привлечения социума. Расширение знаний у обучающихся об истории создания школы, развитие интереса у обучающихся к исследовательской работе, формирование высокой духовно - нравственной личности, осознанного отношения к ценностям национальной культуры, прошлому, настоящему и будущему Отечества.
Реализация педагогами воспитательного потенциала данного модуля предполагает:
- проведение экскурсий;
- поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями, просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;
- составление словаря музейных терминов, работа в библиотеке, архиве;
- ведение дневника индивидуального краеведческого исследования (по желанию);
- разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея и музеев города;
- обновление экспозиций музея образовательной организации;
- участие в конкурсах экскурсоводов;
- проведение викторин и конкурсов на знание понятий и терминов музееведения;
- встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, поиск и сбор экспонатов;
- подготовка и проведение праздничных мероприятий по памятным датам;
- подготовка сообщений, презентационных материалов (презентация экскурсии).
В работе музея используются разнообразные формы и методы, соответствующие современным требованиям и условиям, интересам, возможностям, особенностям учащихся. Это позволяет каждому ученику выбрать себе деятельность по душе. Работая индивидуально, учащиеся самостоятельно готовят доклады, рефераты, оформляют персональные выставки рисунков, фотографий, поделок; записывают воспоминания ветеранов, берут интервью, выпускников школы и т.д. Дети, совместно с воспитателями, создают музейные экспедиции, готовят буклеты различной тематики представленной в музее. Материалы музея широко используются при проведении уроков, внеурочных мероприятиях.
- Модуль «Школьные и социальные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
- редакционный совет обучающихся старших классов и педагогов, целью которого является освещение через школьную газету наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления;
- официальный сайт школы https://schiv31.mskobr.ru/#/, через который происходит информирование детской, родительской и педагогической общественности;
- освещение результативности участия в общешкольных ключевых делах
- осуществляется в каждом классе через классный уголок;
- совместное (обучающиеся, родители, педагоги) оформление информационных стендов в школе и классах;
- участие школьников в разработке роликов обучающей, развлекательной, информационной направленности, размещаемых на действующих информационных экранах школы.
- Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
- Совет школы, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
- Семейное ресурсное объединение «Взаимодействие», предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения обучающих и развлекательных видов досуга;
- классные родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
- открытые занятия педагогов и специалистов коррекционной направленности, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
- проведение семейных конкурсов, фестивалей с привлечением родителей общественных организаций – социальных партнеров ГКОУ СКОШИ № 31;
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- участие родителей в психолого-педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей – по плану педагога или запросу родителей.
5. Ожидаемые результаты реализации Программы.
Реализация Программы должна привести к достижению ряда воспитательных результатов и воспитательных эффектов у учащихся.
Воспитательный результат программы –благодаря совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности, духовно-нравственное развитие личности ребенка благодаря его участию в различных воспитательных мероприятиях.
Воспитательный эффект программы – влияние духовно-нравственного развития на повышение качества всей жизни обучающегося и выбор учебного заведения. Формирование у учащихся системы базовых национальных ценностей: - патриотизма; социальной солидарности; гражданственности; семьи; труд и творчества; наука; традиционных российских религий; искусства и литературы; природы; человечества.
На основе системы базовых национальных ценностей формируется модель личности учащегося.
Следующим ожидаемым результатом должно стать увеличение количества родителей, участвующих в школьной жизни детей вследствие установления воспитателями и классными руководителями особых взаимоотношений с ними, которые помогут развивать и формировать будущую личность в правильном направлении. Мероприятия Модуля «Классное руководство и наставничество»:
6.ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫНА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
ДЕЛА | ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЕ |
Модуль «Ключевые общешкольные дела» | |
День Знаний - «Снова школа нас встречает» «День солидарности в борьбе с терроризмом» уроки Памяти Беслана. | Сентябрь |
«Международный День учителя», «Праздник осени», Старт акции «Экозабота» по сбору батареек. Выпуск стенгазеты «Спасибо вам, учителя!», «День пожилого Человека». | Октябрь |
День Матери «Никого дороже нет» День народного Единства. | Ноябрь |
«Дела, посвящённые Дню Конституции»», «День угощенья птиц», «Новый год», «Международный день инвалидов». | Декабрь |
– «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады», «Международный день спасибо!», «История возникновения Дня Татьяны». | Январь |
«День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 1943г», «К подвигу солдата сердцем прикоснись», «Масленица» | Февраль |
«Весенний женский праздник», «Весенний букет» (праздничная игровая программа), конкурс стихов, «День защиты Земли». | Март |
Волонтерская акция «Бумажный бум», «День смеха», «Вселенная и человечество». | Апрель |
«Никто не забыт, ничто не забыто», «Праздник Весны и Труда», «Рисуем Победу» конкурс рисунков, акция «Георгиевская ленточка», акция «Открытка ветерану», «Последний звонок», «Выпускной вечер». | Май |
Экологические акции (сбор макулатуры, батареек, крышек). | В течение года |
Модуль «Классное руководство и наставничество» | |
«Урок доброты» - воспитательный час- «Режим дня и распределение классных обязанностей», Классный час «Лидер – это кто? Как лучше вступить в контакт?», «Правила и нормы поведения», «Уроки этикета», «Мой внешний вид», Поздравление именинников». | Сентябрь |
Создание классного уголка (символика, правила, традиции, дела) «Скажем «нет» сквернословию», «Что такое здоровый образ жизни?», «Беседа о милосердии», Инструктаж по правилам поведения во время каникул. | Октябрь |
Мастер-класс «Дорогой Мамочке», «Разрешение конфликтов в классе», «Этикет и мы», «Основные обязанности гражданина России». | Ноябрь |
«Я и закон», «МВД предупреждает», «Поздравляем с Днем рождения», Викторина по ПДД. | Декабрь |
«Традиции русского народа. Рождество. Посиделки», мастер-класс «Рождественская звезда» | Январь |
«Русские народные забавы», «Мастер-класс изготовление валентинок», «Мастер-класс изготовление открытки ко дню Защитника отечества», мастер класс «Пасхальное яйцо». | февраль |
«Мастер-класс по изготовлению открыток к 8 марта», «Великие женщины России». | Март |
«Семья и семейные ценности», «В дружбе сила», «Олимпиада по экологии», викторина «Полет Гагарина». | Апрель |
«Мои сильные и слабые стороны», «День Победы», «Сотовый телефон: враг или друг?», инструктаж по правилам поведения во время каникул. | Май |
Модуль «Школьный урок» | |
«Урок мира», «День памяти, посвященный подвигу островских комсомольцев- подпольщиков». | Сентябрь |
«Всероссийский день экологии и энергосбережения», «Безопасности школьников в сети Интернет» | Октябрь |
«Что такое экологически чистые продукты?», «Единство прав и обязанности школьника», «Правила дорожного движения». | Ноябрь |
«День конституции», «Новый год», «Осторожно гололёд – Зима пришла!». | Декабрь |
«Добрые дела», «Воспитательный урок - Почему нужно сочувствие?», «Как вести себя в экстремальных ситуациях» | Январь |
Их именами славится Россия», «Поздравления с днем защитника Отечества», «Уход за комнатными растениями» | Февраль |
воспитательский час «Как помочь друг другу в беде», «Правила корпоративного поведения в команде». | Март |
Участие в олимпиадах, конкурсах, проектах. | В течение года |
«Мы за ЗОЖ», «Рисунки – Каким я вижу свой дом», «Мастер-класс раскраска пасхальных яиц». | Апрель |
Правила ПДД. | В течение года |
«Береги здоровье смолоду»», «День Победы», «Прощание со школой». | Май |
Модуль «Самоуправление» | |
«Выбор актив класса», «Распределение обязанностей». | Сентябрь |
Участие класса в подготовке и проведение классных мероприятий, участие класса в общешкольных делах. | В течение года |
Контроль за порядком и чистотой в классе, спальнях, уход за классной комнатой, комнатными растениями и т.п. | В течение года |
Участие группы в подготовке и проведении классных мероприятий. Подведение итогов за четверть | В течение года |
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» | |
«Экскурсия в осенний лес», работа с метеоплощадкой. | Сентябрь |
Экология, темы защиты природы | Октябрь |
Наблюдение за природными явлениями, исследование отдельных природных объектов; | Ноябрь |
Экскурсия в природу, Зима в стихотворениях русских писателей. Виртуальная экскурсия на аллею Молдагуловой, показ презентации. | Декабрь |
Экскурсия в центральный музей Вооруженных сил – виртуально. | Январь |
Виртуальная экскурсия «Необычные музеи мира» | Февраль |
Виртуальные экскурсии | В течение года |
Тематические экскурсии в школьном музее | В течение года |
Виртуальная экскурсия в парк «Кусково» | Март |
Экскурсия на природу. Знакомство с ландшафтом, особенностями неживой природы. | Апрель |
Модуль «Профориентация» | |
Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного и профессионального образования | В течение года |
Оформление кабинета, уголка по профориентации. «Твоя профессиональная карьера» «В мире профессий» , «Слагаемые выбора профессии». Оформление стенда. «Образовательная карта ВАО г Москвы или г. Москвы» (школьная сеть, направления, учебные заведения) «В помощь выпускнику». | Сентябрь |
Оформление и обновление стенда «Профессии, которые нам предлагают» | Октябрь |
Круглый стол «Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе», «Медицинские аспекты при выборе профессии». | Ноябрь |
Профессии в мире рекламы. | Декабрь |
«Есть такая профессия – Родину защищать», конкурс рисунков «Моя будущая профессия», «Мама, папа на работе», «Фестиваль профессий». | Январь |
«Сто дорог – одна твоя», «Как претворить мечты в реальность», «Легко ли быть молодым?» | Февраль |
«К чему люди стремятся в жизни», «Все работы хороши – выбирай на вкус», «Знакомство с профессией – Врач». | Март |
«Мои успехи в школе». | Апрель |
Профориентационная игра «Призвание». | Май |
Модуль «Музейное дело» | |
Акции Вахта памяти: возложение цветов к мемориальной доске. | Сентябрь |
Онлайн-мероприятия, посвящённые Дню Народного единства. | Ноябрь |
Воспитательный час «Экспонаты Государственного Эрмитажа» | Январь |
Праздник военной песни. Виртуальная экскурсия «Посещение мемориального музея» | Февраль |
Беседа «Какие вы знаете музеи Москвы?» | Март |
Просмотр хроники военных лет. | Апрель |
Участие в программе «Школьный музей» | В течение года |
Модуль «Школьные и социальные медиа» | |
Создание видео и аудио роликов «Калейдоскоп воспитания» | В течение года |
Видео - и фотосьемка проведения классных мероприятий с целью создания портфолио группы | В течение года |
Просмотр публикаций официального сайта, участие в проекте «А знаете ли…? выпуск коллажа к празднику «День Матери» | В течение года |
Проведение воспитательных часов медиабезопасности, оформление класса к праздникам, участие в проекте «А знаете ли вы…? | В течение года |
Оформление школьного стенда, участие в проекте «А знаете ли вы…? | В течение года |
Модуль «Работа с родителями» | |
Выборы в родительский комитет класса. | Сентябрь |
Тематические родительские собрания. Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий, мастер-классов, конкурсов. Привлекать родителей к участию в городской экологическая акция «Бумажный бум». Привлекать родителей к обновлению экспозиций школьного музея. | В течение года |
Первое родительское собрание «Сотрудничество школы и семьи в подготовке выпускников» | Сентябрь |
Заседание родительского комитета, участие родителей в проведении школьных мероприятий | Октябрь |
Общешкольное родительское собрание, индивидуальные беседы консультации с родителями. Мероприятия по оформлению классного уголка | Ноябрь |
Индивидуальные беседы и консультации с родителями | Декабрь |
- | Январь |
Консультации с родителями на тему ««Что такое толерантность? Воспитание толерантности в семье.» | Март |
Индивидуальные беседы с родителями. | Апрель |
«Самореализация личности в условиях современного образования» | Май |
Аннотация к рабочей адаптированной программе по воспитательной работе для обучающихся с ограниченными возможностями в 11–х классе.
Рабочая программа воспитания разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.02 2012 г. № 273-ФЗ), Конвенцией ООН о правах ребенка, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, проектом Примерной программы воспитания Института стратегии развития образования.
Программа рассчитана на 2021-2022 учебный год, количество часов в неделю -31 час.
Рабочая программа предусматривает организацию воспитательной работы по 9 модулям. В рабочей программе указана цель воспитания: создание воспитательного пространства, обеспечивающего развитие обучающихся как субъекта деятельности, личности и индивидуальности в соответствии с требованиями ФГОС социокультурной политики. В рабочей программе представлены виды воспитательной деятельности, формы, методы работы, технологии взаимодействия; условия и особенности реализации. Оценка результатов реализации рабочей программы осуществляется по 2 направлениям: создание условий для воспитания обучающихся и эффективность проводимых мероприятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы на 2021-2022 учебный год
План воспитальной работы на 2021-2022 учебный год. Моделирование воспитательной деятельности классного руководителя в соответствии с введением ФГОС НОО и ФГОС ООО, СОО. ......
план воспитательной работы на 2021-2022 учебный год
план внеклассной работы и внеурочной деятельности 11 класс...
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на 2021 - 2022 учебный год класс 6
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на 2021 - 2022 учебный год класс 6...
Отчет по воспитательной работе за 2021-2022 учебный год
В течение учебного года приняла участие:1. В школьном новогоднем театрализованном представлении, в роли сказочного персонажа - снеговика....
Анализ воспитательной работы за 2021-2022 учебный год
Полный анализ воспитательной работы за 2021-2022 учебный год...
Программа по воспитательной работе на 2021-2022 учебный год.
Программа предназначена для работы с детьми в школе интернат....
Адаптированная воспитательная программа на 2021-2022 учебный год
Пояснительная запискаАдаптированная рабочая программа для обучающихся 6В,7В и 7Г классов составлена на основе «Программы воспитания ГКОУ СКОШИ № 31» в соответствии с Федеральным Законом &l...