Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога
статья

Сидорова Ольга Валентиновна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога».

В последние годы профессиональный рост педагога стал одной из самых актуальных тем развития образования в нашей стране. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях рыночной экономики возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов во всех сферах трудовой деятельности человека; это обусловлено ускоряющимся процессом морального обесценивания и устаревания знаний и навыков специалистов в современном мире.  Мы, как учителя, социальных дисциплин это хорошо ощущаем  (изменения в законодательстве, политической обстановке, экономических преобразованиях)

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требует от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

Заказ государства - повышение качества образования. Это наша главная задача.

Одно из важнейших условий решения этого вопроса - повышение компетентности, профессионализма учителя

Понятие «профессиональной компетентности» рассматривается во многих источниках.    

Понятие профессиональной компетентности педагога  выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. (Педагогика, Сластенин В., Исаев)

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся: 

1. Интеллектуально-педагогическая компетентность

2. Информационная компетенция

3. Регулятивная компетентность

4. Коммуникативная компетентность

Рассмотрим более подробно эти составляющие

1. Интеллектуально-педагогическая компетентность  умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности (самообразование, прохождение курсов, взаимопосещение уроков, посещение и проведение семинаров)

2. Информационная компетенция  – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах (прохождение аттестации «портфолио», общение с коллегами, с классными руководителями)

3. Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость. Мы должны быть стрессоустойчивыми.

А для этого необходимо пытаться выполнять некоторые рекомендации:

  • Регулярно планировать дела, не допускать дезорганизации и путаницы в намеченном.
  • Признавать и принимать некоторые ограничения, чтобы не подвергать себя ощущению несостоятельности и несоответствия; ставить только достижимые цели.
  • Избегать ненужной конкуренции: слишком сильное стремление к выигрыванию во многих областях жизни создаёт тревогу и напряжение, делает человека излишне агрессивным.
  • Быть положительной личностью, избегать критиковать других, сосредоточивать внимание на положительных качествах окружающих, хвалить их за то, что самому в них нравиться.

4. Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать , эмпатию  ( способность войти в эмоциональное состояние другого лица, «вчувствоваться»; интеллектуальная идентификация собственных чувств с чувствами, мыслями и установками другого человека)  

 Эмпа́тия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. 

 Умение правильно общаться с родителями воспитанников – одна из главных и может быть трудных профессиональных  компетенций. 

Подводя итоги и, исходя из современных требований, можно определить следующие основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • Работа в методических объединениях, творческих группах;
  • Исследовательская, экспериментальная деятельность;
  • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  • Различные формы педагогической поддержки;
  • Активное участие в педагогических конкурсах, мастер–классах, форумах и фестивалях;
  • Обобщение собственного педагогического опыта;
  • Использование ИКТ

Мы в своем МО «истории и обществознания» пытаемся применять и использовать так же различные пути развития:

  • разные формы обучения
  • занятия с учащимися исследовательской деятельностью
  • участие  в семинарах и творческих группах
  • участие в интернет - сообществе  учителей
  • активно принимаем  участие в интернет - олимпиадах
  • взаимодействуем  с  различными учебными заведениями
  • посещаем  различные форумы и съезды учителей и т.д.

В итоге нашей работы мы получили следующее результаты.

Результаты экзаменов в нашей школе выше, чем в районе. Хотя есть куда стремиться.

(130 «2» по району из 47 школ – у нас 1 «2» по обществознанию в 9 классе) 

Результатом всего – это повышение качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога

тезисы к выступлению на педсовете по теме "Самообразование педагога"...

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя

Выступление на методическом объединении учителей естественного научного цикла районной педагогической конференции «Совершенствование качества образования в целях обеспечения единства образователь...

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетенции учителя.

Выступление на августовской конференции по теме"Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетенции учителя"...

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя

Статья содержит мысль об усилении роли и значении школьной методической службы. Автор делится своим опытом по организации методической работы внутри школы, говорит о наиболее важных и продуктивных фор...

Повышение качества образования через повышение профессиональной компетентности учителя

Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.  Сегодня я предлагаю всем вместе подумать, какими должны быть педагогическа...

Выступление на педсовете. «Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя».

Повышение качества образования напрямую зависит от уровня квалификации учителя. Предлагаю вашему вниманию несколько рекомендаций по этому вопросу....