ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ
материал

"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ". Доклад

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_patrioticheskoe_vospitanie.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Что представляет собой социализация? Какое место в этом процессе занимает патриотизм и гражданственность? Есть ли место патриотическому воспитанию в современном мире? Эти и многие другие вопросы все чаще и чаще задаются социологами и педагогами нашей страны.

А это значит, что актуальность патриотического воспитания современной молодежи не вызывает сомнения.

Рассматривая значение термина «патриотизм», из множества его трактовок можно выделить следующие: в широком понимании патриотизм - это олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам. В современном мире сложно говорить о данном явлении, так как патриотическое воспитание долгое время отходило на задний план, и сейчас мы активно «пожинаем» негативные плоды. Молодые люди все реже вспоминают историю, все чаще думают о переезде в другую страну и забывают о том, что нашей родине есть чем гордиться.

Патриотическое воспитание и социализация? Связаны ли эти понятия? Да, безусловно.

Ведь под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Патриотизм применительно к ребенку определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Задачами патриотического воспитания также являются:

  • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, школе, городу, селу;
  • привлечение внимания к культурному наследию своего народа;
  • прививание должного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
  • воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Все это непосредственно влияет на социализацию и позволяет человеку в полной мере почувствовать себя членом общества.

Патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. Таким образом, патриотизм представляет собой одну из составных элементов структуры общественного сознания, в которой отражено отношение личности к Отечеству, к Родине, к народу. А в современных социально-экономических условиях с уверенностью можно сказать, что патриотизм представляет собой нравственную основу жизнеспособности государства и возобновляемый ресурс развития общества.

Переход России от коммунистического режима к демократическому не остался незамеченным, и в настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. По мнению многих ученых, кризис происходит в душах людей, и с этим трудно не согласиться. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые пока не выработаны. Поэтому современные проблемы патриотического воспитания все чаще рассматриваются в контексте другой, более глобальной проблемы - кризиса духовности. В общественном сознании эрозии подверглись такие ценности, как Отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. В детское сознание очень активно через СМИ и произведения искусства транслируются далеко не лучшие образцы массовой культуры, космополитизм, псевдомораль. Вследствие этого у подрастающего поколения стали проявляться равнодушие к своей родине, бездуховность.

Решая проблему патриотического воспитания современной молодежи, необходимо сформировать у них ценностное отношение к явлениям общественной жизни прошлого и современности. По словам Г. К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие пути эффективного патриотического воспитания: «Использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края».

«Условия наличия патриотизма - это возможность репродукции семьи, этноса, народа, национальности, наличие перспективы общества, энергетический, духовно-нравственный, социально-экономический баланс и гармония отношений личности, семьи, общества, государства. Патриотизм может формироваться и как защитная реакция на вытеснение, ущемление естественной жизни этноса, нации, народа» (Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодежи в совре-менном российском обществе : монография). Следовательно, чтобы патриотизм был не просто ушедшим в прошлое понятием, а важным явлением и чувством для каждого, патриотическим воспитанием должны заниматься как первичные агенты социализации (семья, друзья и т. д.), так и вторичные (школа, институт, церковь, государство и др.). Для того чтобы сформировать у молодого поколения осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему, развить патриотические качества и национальное самосознание, развить и углубить их знания об истории и культуре родного края, о подвигах предков в деле защиты Родины, преподавателям необходимо обладать такими качествами, как высокая культура, нравственность, гражданственность, являться патриотом своей страны, любить и уважать свой родной край. И в первую очередь показывать, что значит быть патриотом на личном примере.

Очевидно, что для того чтобы изменить ситуацию в отношении патриотического воспитания и объединить усилия федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, скоординировать и направить их усилия по патриотическому воспитанию граждан России, и прежде всего молодого поколения, нужна единая государственная политика, целиком направленная на изменение ситуации. Для проведения в жизнь данной политики уже совершаются шаги, направленные на решение проблемы патриотического воспитания.

Исходя из того, что программа реализуется по настоящее время, можно сказать, что есть положительная динамика, но полностью проблема не решена.

С учетом всего вышесказанного, подведем итог: для формирования патриотизма и гражданственности среди молодежи необходимо создание соответствующей системы патриотического воспитания граждан, способной консолидировать и координировать усилия различных институтов общества и государства в этом направлении. Эта система должна включать в себя определенную нормативно-ценностную базу, которая будет точно определена. Также необходимо разработать конкретные мероприятия (классные часы в школах, конкурсы военно-патриотической песни, символики и т. п., знакомство с подвигами и открытиями российских героев и ученых), которые будут доносить до сознания граждан те нормы и ценности, которые должны быть известны и всегда актуальны для каждого гражданина Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание как аспект социализации ребёнка: организация учебной и внеурочной деятельности.

Воспитание патриотизма - одна из самых важных задач воспитания ребёнка. Особенно благодатная почва для такого воспитания имеется у учителя истории и литературы. Я в своей статье показываю, как это мож...

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

В настоящее время проблема здоровья приобретает особое значение. Среди прочих факторов, влияющих на производительность труда, фактор здоровья является одним из самых важных. Его значимость особенно в...

"Комплекс ГТО как один из аспектов укрепления здоровья и воспитания национального достоинства личности"

Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защит...

Миротворческие волонтерские клубы как один из аспектов воспитания школьника

В статье представлена модель миротворческого волонтерского клуба, который предлагается внедрить в образовательные учреждения, с целью развития у школьников навыков мирного сосуществования, дружественн...

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный аспект здоровьесбережения на примере работы школьного музея «Связь Поколений

Из широкого спектра социально-психологических и педагогических аспектов здорового образа жизни школьников, необходимо выделить вопрос об организации патриотического воспитания как актуального компонен...