Содержание и формы внеурочной деятельности в ГПД в условиях реализации ФГОС
учебно-методический материал

Лукичёва Марина Анатольевна

Доклад на городском методическом объединении воспитателей о работе  в ГПД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

городского округа Подольск Московской области»

Доклад

на городском методическом объединении

воспитателей ГПД  по  теме

«Содержание и формы внеурочной деятельности

в ГПД в условиях реализации  ФГОС»

                                                                             

                                                        Педагоги: Лукичёва Марина Анатольевна;

                                                                   Романова Елена Александровна

                                                                                                                                       

2019 г

Содержание

Введение

  1. Внеурочная деятельность
  2. Группы продленного дня «Школа полного дня»
  3. Внеурочная деятельность воспитателя ГПД и её особенности
  4. Работа групп продленного дня нашей школы

Заключение

Введение

     Целью школы становится не только знания, но и умения:

- ставить цель и добиваться её;

- самостоятельно добывать и применять знания;

- составлять план своих действий и самостоятельно

   оценивать их последствия;

- задавать вопросы;

- ясно выражать свои мысли;

- заботиться о других, быть нравственным человеком;

- сохранять и укреплять своё здоровье.

     В информационном обществе главным стали не знания, а умения ими пользоваться.

     И так  стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Портрет выпускника начальной школы будет выглядеть так:

  • Любящий свой народ, свой край, свою Родину;
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • Любознательный, активно и заинтересованно познающий  мир;
  • Владеющий основами  умения учиться, способный к организации  собственной деятельности;
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
  • Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

     Поэтому в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  общего образования (ФГОС ) основная образовательная программа  общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

I. Внеурочная деятельность

     Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС  следует понимать образовательную деятельность. Которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы  общего образования.

     Кроме того, внеурочная деятельность  позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

• обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;

  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

  • улучшить условия для развития ребёнка;

  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

     Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное).

     Внеурочная деятельность организуется  в разных формах. Это экскурсии, кружки, секции. А так же круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества. И олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.

     Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы  общего образования определяет образовательное учреждение.

     Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для её реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель.

II.Группы продленного дня «Школа полного дня»

     Внеурочная деятельность может осуществляться через «Модель «школы полного дня ». Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продлённого дня.

     Данную модель характеризует:

  • создание условий для полноценного пребывания ребёнка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе через поляризацию образовательной среды школы и выделение разно акцентированных пространств;

  • содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

  • создание здоровье сберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

  • создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

  • построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребёнка в образовательном учреждении;

  • опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

     Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание.

III.Внеурочная деятельность воспитателя ГПД и её особенности

     Внеурочная деятельность воспитателя ГПД и её особенности:

lобиться требуемых образовательных результатов только на уроке нельзя, поэтому очень важно, чтобы ребенок  получал дополнительные знания  и умения во второй половине дня (внеурочная деятельность).

     Во внеурочную деятельность воспитателя ГПД входит:

- выполнение домашнего задания (организация, контроль, помощь);

- индивидуальные занятия учителя (воспитателя) с детьми, требующими психолого-педагогической поддержки (в том числе индивидуальные занятия по постановке устной речи, подчерка, письменной речи и т.д.);

 - экскурсии, кружки, подготовка к олимпиадам;

- поисковые исследования и выполнение проектов;

- организация питания;

- организация прогулок;

- организация  занятий по интересам и досуговой деятельности учащихся.

     Группа продлённого дня – школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Очень долгое время «продленка» действительно осуществляла выполнение домашнего задания и «присмотр за ребенком», хотя функций у воспитателя гораздо больше. Удобство «продленки» в том, что ребенка во второй половине дня родители могли забрать в любое время независимо от тех мероприятий, которые происходят после уроков, что нарушает организацию группы продленного дня.  

      В Базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, социальное, общеинтеллектуальное. Все эти виды деятельности  реализуются в работе групп продлённого дня. 

     Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное:

• Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

• Проведение бесед по охране здоровья.

• Применение на занятиях игровых моментов, физ. минуток.

2. Общекультурное направление

• Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

• Проведение тематических часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

• Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города.

3. Общеинтеллектуальное направление:

• Библиотечные уроки;

• Конкурсы, экскурсии, деловые и ролевые игры и др.

4. Духовно-нравственное направление:

• Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;

• Выставки рисунков.

• Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян;

• Тематические часы;

5. Социальная деятельность:

• Проведение субботников;

• Проведение акций.

       Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей детей в содержательном досуге, их участие в самоуправлении  и общественно полезной деятельности.

         В настоящее время  группа продленного дня является моделью организации ВД, которая создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желание активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время.

     Добиться требуемых образовательных результатов только на уроке нельзя, поэтому очень важно, чтобы ребенок  получал дополнительные знания  и умения во второй половине дня (внеурочная деятельность).

 Направления воспитания в ГПД:

  • Воспитание трудолюбия, способности к познанию;
  • Экологическое воспитание;
  • Эстетическое воспитание;
  • Воспитание нравственности, этического сознания;
  • Воспитание гражданственности, патриотизма;
  • Воспитание здорового образа жизни.

IV.Работа групп продленного дня нашей школы

     Современная жизнь заставляет родителей все больше времени уделять своей профессиональной деятельности, поэтому ребенок остается в школе до самого вечера. Однако он не должен быть психологически травмирован тем, что другие дети идут домой, а он остается в школе. Учителя нашей школы в своей работе стремятся это учитывать.

     Работа групп продленного дня нашей школы строится на базе следующих документов: Конституции и законов РФ, указов Президента РФ, решений Правительства РФ, органов управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правил и норм охраны труда, правил и норм охраны здоровья, обучающихся и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

     В группах организовано горячее питание (обеды) в столовой. А также ежедневно проводится контроль за выполнением домашнего задания и индивидуальные занятия с учащимися требующими психолого-педагогической поддержки. Проводятся прогулки  на свежем воздухе не менее 45 мин. Дети посещают кружки, организованные учителями и воспитателями ГПД , а также кружки и спортивные секции,   организованные в стенах нашей школе. С детьми  организуются занятия по интересам и досуговая деятельность (настольные игры, конкурсы), а также проводится проектная деятельность. Дети участвуют в школьных и городских конкурсах.

Заключение

     В группах продленного дня нашей школы проводится большая повседневная работа по организации внеурочной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС.

     Содержание занятий в ГПД формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

     Содержание внеурочной деятельности отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.

     Время, отведенное на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС « ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «КОДЗУВКОТКАР» КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

Система образования на современном этапе стоит на пути модернизации и инновационного развития, что нашло свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах. В соответствии с приня...

Проявление новых тенденций во внеурочной деятельности по географии в условиях реализации ФГОС

Переход на новые образовательные стандарты заставляет педагогов  адаптироваться к изменениям в содержании образования. Возникла необходимость пересматривать способы и методы преподавания не тольк...

Статья "Обновленные требования к содержанию деятельности учителя-дефектолога в условиях реализации ФГОС"

Цель деятельности специалиста заключается в обеспечении специализированной помощи учащимся с ОВЗ ..........

Построение системы внеурочной деятельности по математике в условиях реализации ФГОС ООО

Внеурочная деятельность на данным момент является неотъемлемой часть образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС...

Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО»

Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного я...

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...