Статья "Основы проектной деятельности на базе ГБОУ СОШ №549"
статья (9, 10, 11 класс)

Богданова Ольга Германовна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектируем будущее» разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего, среднего общего образования (далее – ФГОС), Положением об индивидуальном проекте обучающихся 9, 10-11 классов и основной образовательной программой среднего общего образования ГБОУ СОШ № 549. Реализуется очно путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимися, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Богданова Ольга Германовна,

методист ГБОУ СОШ №549

CТАТЬЯ НА ТЕМУ

«ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА БАЗЕ ГБОУ СОШ №549»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектируем будущее» разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего, среднего общего образования (далее – ФГОС), Положением об индивидуальном проекте обучающихся 9, 10-11 классов и основной образовательной программой среднего общего образования ГБОУ СОШ № 549. Реализуется очно путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимися, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Курс внеурочной деятельности «Проектируем будущее» рассчитан на работу в рамках Индивидуального проекта, который представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Индивидуальный проект выполняется обучающимися 9 классов в течение одного года, обучающимися 10-11 классов в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.

Метод проектов является базовой образовательной технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что "проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора”.

Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Цель и задачи курса «Проектируем будущее»

Цель индивидуального проекта -  продемонстрировать достижения обучающихся                  в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний                  и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).

Задачи выполнения проекта:

1) Формирование предметных знаний и способов действия, проявляющихся                   в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания                              и способы действий;

2) Формирование познавательных УУД в части способности                                                       к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющиеся в умении сформулировать проблему и основной вопрос исследования, выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск                             и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование                                 и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п;

3) Формирование регулятивных УУД, проявляющихся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

4) Формирование коммуникативные УУД, проявляющихся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.

Задачи программы:

1) формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

2) обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

3) формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

4) развивать познавательные потребности и способности, креативность,

5) развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);

6) формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

7) формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

Особенности программы

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

1) Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

2) Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

3) Системность организации учебно-воспитательного процесса;

4) Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник, комплексная работа и т.д.

Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.

Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Специфика курса

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.

Группы умений, которые формирует курс:

1) исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

2) социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

3) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

4) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);

5) презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

6) рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

7) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

8) Рабочая программа «Проектируем будущее» рассчитана на 34 часа в год, один раз в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  1. основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  2. понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  3. основные источники информации;

4) правила оформления списка использованной литературы;

5) правила классификации и сравнения,

6) способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

7) источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)

8) правила сохранения информации, приемы запоминания.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;

разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,

работать в группе;

работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,

пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;

планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;

работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

IХ. Личностные и метапредметные результаты

Личностные

У школьников будут сформированы:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные

Школьник научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Школьник научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Ученик получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные

Школьник научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Формы организации учебного процесса.

  1. Возможные типы работ и формы их представления
  1. Проекты обучающихся должны быть посвящены одной из актуальных проблем научной, культурной, политической, правовой, экономической, социальной жизни современного мирового сообщества.
  2. Выполнение проектной работы подразумевает не только сбор, систематизацию                     и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение.
  3. Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности.
  4. Основными направлениями проектной деятельности обучающихся являются:
  1. - социальное;
  2. -  экономическое;
  3. - исследовательское;
  4. - инженерно-конструкторское;
  5. - информационно-технологическое;
  6. - творческое;
  7. - спортивно-оздоровительное.
  1. Типы проектов:
  1. Исследовательский проект напоминает по форме научное исследование. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. При этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической части. Примером такого проекта может служить проект по истории.
  2. Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участника (участников) проекта. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, наглядное пособие и т. д.
  3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Продуктом такого проекта может быть, например, публикация в СМИ.
  4. Творческий проект предполагает свободный, нестандартный подход                            к оформлению результатов работы. Такие проекты, как правило, требуют самых больших усилий от их авторов, часто связаны с необходимостью организовывать работу других людей, но зато вызывают наибольший резонанс и, как следствие, больше всего запоминаются. Примером такого проекта может служить постановка спектакля, подготовка выставки, видеофильм и т. д.
  5. Социальный проект предполагают сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной социально-значимой тематике.
  6. Конструкторский проект – материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения.
  7. Инженерный проект – проект с инженерно-техническим содержанием. Например, комплект чертежей по разработке инженерного функционирования (инженерного решения) какого- то объекта с описанием и научным обоснованием его применения.
  1. Формы представления результатов проектной деятельности (продукт деятельности):
  1. макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
  2. постеры, презентации;
  3. альбомы, буклеты, брошюры, книги;
  4. реконструкции событий;
  5. печатные статьи, эссе, рассказы, стихи, рисунки;
  6. результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
  7. документальные фильмы, мультфильмы;
  8. выставки, игры, тематические вечера, концерты;
  9. сценарии мероприятий;
  10. веб-сайты, программное обеспечение и др.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

типовые занятия (объяснения и практические работы),

уроки-тренинги,

групповые исследования,

игры-исследования,

творческие проекты.

Основные методы и технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Возможные результаты проектной деятельности учащихся:

альбом,

газета,

журнал, книжка-раскладушка,

коллаж,

выставка

коллекция,

костюм,

макет,

модель,

плакат,

серия иллюстраций,

сказка,

справочник,

стенгазета,

сценарий праздника,

учебное пособие,

фотоальбом,

экскурсия,

презентация


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 (34 часа)

Введение

Что такое проект.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.

Понятия: проект, проблема, информация

I. Теоретический блок  

Способы мыслительной деятельности

Что такое проблема.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования.

Как мы познаём мир.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Удивительный вопрос.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

Учимся выдвигать гипотезы.

Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Источники информации.

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

Выбор темы исследования.

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

Цели и задачи исследования.

Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Методы исследования. Мыслительные операции.

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.

Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”.

Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.

 

Сбор материала для исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы

Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.

Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.

Обобщение полученных данных.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.

II. Практический блок

Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты

Планирование работы.

Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление презентации.

Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры.

III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

Подготовка к защите.

Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».

Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.

Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

Защита проектов.

Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.

Способы преодоления трудностей.  

Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Анализ проектно-исследовательской деятельности.

Одногодичный индивидуальный проект

Примерный срок выполнения

Этап работы

сентябрь

Определение научной (предметной) сферы, темы проекта (исследования). Выбор научного руководителя

октябрь

Постановка цели и задач проекта (исследования). Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы, продукта деятельности. Выбор методов исследования. Написание введения.

октябрь- ноябрь

Работа с источниками информации (библиотеки, архивы, интернет). Чтение научной литературы и источников. Конспектирование. Сбор информации.

ноябрь

Описание теоретической части проекта (исследования).

декабрь

Проведение опытно-экспериментальной части работы. Обработка результатов опытно-экспериментальной части. Аналитическая часть работы.

январь

Описание опытно-экспериментальной части.

январь- февраль

Получение и формулировка выводов на основе выполнения задач проекта. Написание заключения.

Формирование общего текста исследовательской работы в соответствии со структурой. Создание оглавления.

март

Оформление работы. Сдача текста работы научному руководителю на проверку.

март

Корректировка текста работы с учетом замечаний, предложений. Окончательное оформление работы. Подготовка к защите, публичному выступлению на

конференции. Написание тезисов выступления, создание презентации.

апрель

Защита завершенного проекта на школьной конференции. Отметка за первый  проект.

май

Определение научной (предметной) сферы, темы второго проекта (исследования). Выбор научного руководителя. Постановка цели и задач проекта (исследования). Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы, продукта деятельности. Выбор методов исследования. Написание введения.

июнь

Работа с источниками информации (библиотеки, архивы, интернет). Чтение научной литературы и источников. Конспектирование. Сбор информации. Описание теоретической части проекта (исследования).

сентябрь

Проведение опытно-экспериментальной части работы. Обработка результатов опытно-экспериментальной части. Аналитическая часть работы. Описание опытно-экспериментальной части.

октябрь

Получение и формулировка выводов на основе выполнения задач проекта. Написание заключения.

Формирование общего текста исследовательской работы в соответствии со структурой. Создание оглавления.

ноябрь

Оформление работы. Сдача текста работы научному руководителю на проверку.

декабрь

Корректировка текста работы с учетом замечаний, предложений. Окончательное оформление работы. Подготовка к защите, публичному выступлению на конференции. Написание тезисов выступления, создание презентации.

январь-март

Защита завершенного проекта на школьной конференции. Общая оценка проектной (исследовательской) работы.

  1. Двухгодичный индивидуальный проект:

Примерный срок выполнения

Этап работы

сентябрь

Определение научной (предметной) сферы, темы проекта (исследования). Выбор научного руководителя

октябрь

Постановка цели и задач проекта (исследования) 1-го и 2-го года работы. Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы, Выбор методов исследования. Написание введения.

октябрь-ноябрь

Работа с источниками информации (библиотеки, архивы, интернет). Чтение научной литературы и источников. Конспектирование. Сбор информации.

ноябрь

Описание теоретической части проекта (исследования).

декабрь

Проведение опытно-экспериментальной части работы. Обработка результатов опытно-экспериментальной части. Аналитическая часть работы.

январь

Описание опытно-экспериментальной части.

январь-февраль

Получение и формулировка выводов на основе выполнения задач 1-го года работы над проектом. Написание заключения.

Формирование общего текста исследовательской работы в соответствии со структурой. Создание оглавления.

март

Оформление работы. Сдача текста работы научному руководителю на проверку.

март – начало апреля

Корректировка текста работы с учетом замечаний, предложений. Подготовка к защите, публичному выступлению на конференции. Написание тезисов выступления, создание презентации.

апрель

Защита промежуточного результата работы над проектом на школьной конференции.

май

Корректировка текста работы с учетом замечаний, предложений. Корректировка задач 2-го года работы.

сентябрь-октябрь

Работа над проектом по решению задач, поставленных на 2-й год.

ноябрь

Корректировка текста работы. Оформление приложений, таблиц, иллюстраций. Написание заключения.

декабрь

Окончательное оформление работы. Сдача работы научному Руководителю на проверку.

январь-март-

Защита завершенного проекта на школьной конференции. Общая оценка проектной (исследовательской) работы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ темы

Название темы

Кол-во часов

1.

Основные понятия

2

2.

Основные правила делового общения и ведения дискуссий.

2

3.

Учимся определять проблему. Постановка проблемы. От

проблемы к цели.

2

4.

Лист планирования и продвижения по заданию.

2

5.

Работа со справочной литературой.

2

6.

Способы первичной обработки информации

2

7.

Поиск информации в интернете

2

8.

Гипотеза и доказательства

2

9.

Основы риторики. Публичное выступление.

2

10.

Работа над проектом .

9

11.

Презентация проекта

3

12.

Защита проекта

4

Итого

34

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Ауди-торные

(теория)

Вне-

ауди-

торные

(практика)

1

Введение. Что такое проект.

1

1

Раздел I.  Теоретический блок (16 ч.)

Способы мыслительной деятельности (6 ч.)

1

Что такое проблема.

1

1

Пресс-конференция  

2

Удивительный вопрос.

1

1

Дискуссия

3-4

Учимся выдвигать гипотезы.

2

1

1

 Работа в парах, самоконтроль

5-6

Источники информации.

2

1

1

Работа с источниками информации.

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (10 ч.)

1-2

Выбор темы исследования. 

2

1

1

Работа в парах, самоконтроль

3

Цели и задачи исследования. 

1

1

Работа в парах, самоконтроль

4-5

Методы исследования. Мыслительные операции. 

2

2

 Работа в парах, самоконтроль

6-7

Сбор материала для исследования.    

2

2

Работа в парах, самоконтроль

8

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

1

1

Дискуссия

9-10

Обобщение полученных данных.

2

1

1

Пресс-конференция  

Раздел II. Практический блок (12 ч.)

1-2

Планирование работы.

2

2

Самоконтроль

3-4

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

2

1

1

 Работа в группах

5-6

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

2

2

Самостоятельная работа

7-12

Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление презентации.

6

6

Самостоятельная работа

III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (5 ч).

1-3

Подготовка к защите. 

2

1

2

Виртуальное путешествие

4-5

Защита проектов. 

2

2

Работа в парах, самоконтроль

Итого:

34

9

25


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

 

Литература для учителя:

Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.  321с.

Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.

Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.

Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2

Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.

Савенков А.И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. - 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.

Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.

Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

Литература для обучающихся:

Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.

А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Интернет- ресурсы:

* Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/

* Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

* А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._

* Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

* Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс] http://www.booklinks.ru/

Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696

«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/

Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность - это одна из технологий воспитания мотивированных детей в обучении географии. (автор: Згибай Т.Н., учитель географии ГБОУ лицей №82 Петроградского района Санкт-Петербурга)

Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решени...

Проектная деятельность учащихся на базе городской экспериментальной площадки по введению курса ОРКиСЭ в школе

Статья была написана для методического пособия, которое выйдет в АППО на кафедре социального образования в январе 2013 года....

Инновационный подход к организации проектно-исследовательской, научно-технической и творческой деятельности учащихся в ГБОУ СОШ №1430

Инновационный подход к организации проектно-исследовательской, научно-технической и творческой деятельности учащихся в ГБОУ СОШ №1430Н.Д.Багринцева, к.э.н., зам. директора ГБОУ СОШ №1430Одним из рычаг...

Статья по теме: «Проектная деятельность учащихся старших классов на внеурочной деятельности по французскому языку» Учитель: Кирсанова В.В. ГБОУ гимнази

В нашей гимназии  всегда уделяется большое внимание участию старшеклассников в проектной деятельности,  вовремя занятий на внеурочной деятельности.Новый образовательный стандарт делает подго...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА БАЗЕ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ТОЧКА РОСТА»

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образовани...