Профессиональные критерии успешности современного учителя
статья

Милованова Наталия Викторовна

Переход на ФГОС второго поколения требует значительных изменений во всей системе образования. Новые требования подразумевают, что школьники в процессе обучения должны овладеть УУД, которые формируют у учащихся способность самостоятельно усваивать новые умения и знания. Образование по новым стандартам должно развивать самостоятельность у учащихся, формировать способность к самообучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Профессиональные критерии успешности

современного учителя».

Цель воспитания –
научить наших детей
обходиться без нас.
Эрнст Легуве

Переход на ФГОС второго поколения требует значительных изменений во всей системе образования. Новые требования подразумевают, что школьники в процессе обучения должны овладеть УУД, которые формируют у учащихся способность самостоятельно усваивать новые умения и знания. Образование по новым стандартам должно развивать самостоятельность у учащихся, формировать способность к самообучению.

Итак, основные изменения в деятельности учителя, работающего по ФГОС:

Если раньше учитель пользовался жёстким конспектом урока, то сейчас учитель должен пользоваться сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приёмов обучения.

Если раньше учитель использовал в основном учебник и методические рекомендации, то сейчас при подготовке к уроку учитель должен использовать учебник и методические рекомендации, Интернет ресурсы, материалы коллег. Если основными этапами урока были объяснение и закрепление учебного материала и большое количество времени занимала речь учителя, то сейчас основным этапом является самостоятельная деятельность учащихся, то есть более половины урока занимают учащиеся. Если материал урока был однотипным и в большинстве случаев не отражал различные источники получения информации и не стимулировал к самообразованию ,то теперь материал разного типа, вида и формы, а так же используется специальный вид материала: справочно-информационный и самообразовательный.

В большинстве случаев были формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т.д ,то сейчас используются формулировки: проанализируйте, докажите, объясните, сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите, сделайте вывод, выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте. То есть продуктивные задания стали главным средством достижения результатом обучения.

Имело место преимущественно фронтальная работа, и на смену пришла групповая и (или индивидуальное форма работы).
Если раньше не стандартные уроки проводились редко, то сейчас такие уроки занимают важное место. Образовательная среда создавалась учителем и выставлялись работы обучающихся, теперь же образовательная среда создается обучающимися в виде презентации, дети прорабатывают учебный материал сами.

Если достигались предметные результаты, то сейчас не только предметные результаты, но и личностные и метапредметные.

Если результатом обучения являлась оценка учителя, то теперь ориентир на самооценку обучающегося.

Сейчас важен учёт динамики результатов обучения детей относительно самих себя.

Урок современного типа должен строиться на основе принципа стандарта – научить учителя строить новые взаимоотношения между детьми, партнерские отношения между учителем и ребенком. В основе деятельностного метода лежат семь основных принципов:
        1. 
Принцип деятельности: то есть ученик получает знание не в готовом виде, а добывает их сам.

2. Принцип непрерывности: связь между всеми этапами обучения на уровне технологии и методик с учетом возрастных особенностей и развития детей.

3. Принцип целостности: то есть формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире, природе обществе, самому себе.

4. Принцип минимакса: имеется в виду, что школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном уровне и обеспечить его усвоение обязательно на минимальном уровне.

5. Принцип психологической комфортности: принцип предполагает устранение всех стресообразующих факторов учебного процесса, создание в школе доброжелательной атмосферы для развития диалоговых форм общения.

6. Принцип вариативности: то есть формирование способностей систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решении в ситуациях выбора.

7. Принцип творчествa: предполагает создание условий для приобретения собственного опыта творческой деятельности учащихся.

Задача современной  школы теперь помочь ученику стать грамотным в вопросах разрешения жизненных ситуаций. А знания, которые человек получает в школе, должны служить ему средством для решения его жизненных проблем. В идеале мы должны получить ученика, который учится уже потому, что знает, зачем учится. Материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать), - это дети, которые никогда не станут снова детьми. И учителя (как и врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибки. Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать ошибок, очень важно регулярно анализировать свою деятельность. Выявлять причины успешности и неуспешности работы. В связи с этим мы должны понять, какие критерии определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это. Условно все критерии можно разделить на 3 группы:

1. педагогические;

2. психологические;

3. профессионально-личностные.

Педагогические критерии успешности учителя.

  1. уровень обученности
  2. уровень сформированности общеучебных умений и навыков
  3. состояние исследовательской работы и работы по самообразованию
  4. образование педагогов и повышение квалификации
  5. способность к самоанализу, рефлексии
  6. инновационная деятельность.

1. Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце четверти, входящий мониторинг, итоговые работы, экзамены, ЕГЭ, ИГЭ. Результаты таких наблюдений регулярно доводятся до сведения учителей, поэтому каждый учитель знаком с предложенным критерием не понаслышке.

2. Уровень сформированности общеучебных умений и навыков состоит из 3 групп:

  • учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации);
  • учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать);
  • учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля).

3. Состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. «Учитель- это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.

4. Образование педагогов и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.

5. Способность к самоанализу, самодиагностике (рефлексии). Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают.

6. Инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.

Психологические критерии успешности учителя

Ушинский писал, что «недостаточно понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные; нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность».

Первый критерий - интерес, мотивация.

Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. «Что интересует моих учеников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего - создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.

Второй критерий - сознательное обучение.

Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться - долг ребенка, нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося.

Третий критерий - учет индивидуальных особенностей ученика.

Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание, вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность учителя.

Профессионально-личностные критерии успешности учителя

Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в неё личности педагога. Это значит, что личностные особенности (качества) учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Из многочисленных существующих диагностических методик можно выделить такие качества личности учителя, которые оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.

1. Эмоциональность.

В состав этого качества входит:

  • Интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;
  • Адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;
  • Доброжелательность реакции учителя на возбуждение учащихся;
  • Уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результатов своего труда.

2. Выразительность речи

  • Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.
  • За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.

3. Творческое начало личности.

Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно. Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет, ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»

Я и творить, и натворить умею.

4.Организаторские способности.

Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

Я горы вмиг с ребятами сверну (ещё бы знать, зачем).

Планировать могу, могу и делать.

5.Чувство юмора.

Дети любят разных учителей, но более всего веселых - таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.

В.А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно предотвратить, умей учитель с юмором относиться к причине противостояния, обращать всё в шутку.

Мне юмор в детстве подмешали в молоко.

6.Настойчивость, дисциплинированность.

Эти два качества характеризуют развитие воли учителя.

Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленные цели и доводить принятые решения до конца.

Дисциплинированность - это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.

Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями, учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.

Прежде всего, конечно, он должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы.

Таким образом можно сделать вывод:

1. Роль учителя - создать условия, чтобы дети добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности. в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.

2. Процесс обучения должен быть направлен на получение новых результатов, формирование УУД.

3. Формы и методы организации учебной деятельности меняются: от игровых – к выполнению работы под непосредственным руководством учителя- к самостоятельной работе в малых группах. Затем максимально самостоятельная учебная работа в малых группах и индивидуальная самостоятельная работа творческого характера. Разумеется, надо учить самостоятельности, но не пускать на самотек, а помогать. Самостоятельность формируется годами.

4. Учитель переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме "Критерии успешности учителя"

В этом педсовете использовались интернет ресурсы. К сожалению не могу вспомнить все сайты, которые были использованы в подборе материала....

Критерии успешности учителя.

Все уроки нужные и неглавных нет. Важно все, что ученик получит. ...

Формирование профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов средствами предметной подготовки и профессиональной практики: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек, О.В. Миронова)

Международная научно-практическая конференция (2012г.).Форма участия: заочная.Тема доклада: "Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов средствами предметной подготовки и профессионал...

Приложение к Критерию 6.6. Профессионально- общественная активность учителя.

Приложение к Критерию 6.6. Профессионально- общественная активность учителя....