Технология группового взаимодействия
консультация
Технология группового взаимодействия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология группового взаимодействия.
1. Вводное слово. Значение групповой формы обучения.
В последнее время технология группового взаимодействия вновь стала объектом пристального внимания и особого интереса педагогов. Актуальность этой технологии обусловлена, прежде всего, ее эффективностью в достижении образовательных результатов, требования к которым предъявляет ФГОС.
Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы для совместного решения поставленной на уроке учебно-познавательной задачи.
Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач, и прежде всего, повышать интенсификацию урока, развивать самостоятельность учащихся, их самоуправление, способствовать углубленному усвоению программного материала, отрабатывать комплекс практических умений и навыков. Она способствует развитию навыков общения и сотрудничества, более ответственного и внимательного отношение друг к другу; развивает чувства уверенности и собственного достоинства; обучает технологиям выработки групповых решений; позволяет развить эффективные коммуникации в процессе коллективного поиска и обоснования решения; повышает мотивацию к учебе.
Таким образом, в условиях реализации ФГОС всестороннее освоение и применение технологии группового взаимодействия становится совершенно необходимым, поскольку формирование и развитие некоторых УУД возможно только с ее помощью.
4. Как оценивать групповую работу и подводить итоги.
Выставление оценок при групповой работе это особый этап. Будет ли оцениваться вклад каждого участника либо результат группы в целом, по каким показателям будет производиться оценка, это оговаривается учителем в начале урока.
Учитель (или наблюдатель от класса) могут отслеживать и оценивать то, как участники слушают друг друга, помогают друг другу, вместе решают возникшую проблему. Можно включить некоторый элемент соревнования между группами. Также необходимо оговорить, что процесс выполнения задания в группе должен осуществляться на основе обмена мнениями, оценками. Или другой вариант: каждый ученик получает своё задание, от успешности выполнения которого будет зависеть общий результат и оценка работы группы. И здесь важно, чтобы другие члены группы не брали на себя выполнение тех частных задач, с которыми не справились другие, а оказывали лишь частичную консультативную помощь в выполнении отдельного фрагмента.
При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.
5. Положительные стороны групповой работы.
1. Повышается учебная и познавательная мотивация учеников.
2. Групповое обучение привносит новизну в организацию традиционного учебного процесса.
3. Грамотно организованная работа в группе способствует сохранению психического и физического здоровья учащегося, снижает уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
4. Формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи, в результате достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности.
5. Учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.
6. У каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию.
7. Для решения большинства задач необходима работа всей группы, какой бы пестрой ни была группа, результат будет эффективнее, чем работа одного человека.
8. Совместная работа в небольших группах открывает возможности для сплочения коллектива, способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности.
4. Трудности в организации групповой работы.
В организации групповой работы существует целый ряд трудностей.
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
1. Групповой работе надо сначала научить, для этого учитель должен потратить немало времени время на каких-то уроках - без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
2. Высокая наполняемость классов затрудняет деление на группы.
3. Не все классные коллективы психологически и организационно готовы к работе в группах. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично и может психологически травмировать некоторых детей. Иногда в классных коллективах межличностные отношения таковы, что работа в группах вообще невозможна.
4. Часто учителю бывает сложно объективно оценить работу каждого ученика в группе, при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников и при этом претендовать на высокую оценку.
5. Во время групповой работы на уроках присутствует шум. Рабочий шум вполне оправдан, т.к. ребята общаются друг с другом, спорят, но все же нормы бывают нарушены. Поэтому учащиеся с самого начала должны усвоить необходимые правила дисциплины во время данной работы.
6. Во время устной проверки выполненной работы не у всех ребят хватает терпения выслушать ответы товарищей. Случается, что группы продолжают свое обсуждение во время выступления других и тем самым нарушают общий ход работы.
7. Учащиеся могут не уложиться в отведенное время; наибольший дефицит времени возникает, как правило, на заключительном этапе презентации выполненной работы.
8. Для того, чтобы была возможность организовать рабочее пространство необходимо или желательно, чтобы в расписании стояли уроки одной параллели.
9. Подготовка материалов разного уровня в нескольких экземплярах требует специальных технических возможностей и времени учителя.
10. Современные школьники среднего звена не часто обладают навыками совместной работы. С введением нового ФГОС обучение в группах начинается уже с первого класса. Поэтому, скорее всего, через несколько лет выпускники начальной школы будут более подготовлены к групповой работе, чем сегодняшние шестиклассники.
Именно по этим причинам в нашей школе групповая форма обучения мало практикуется.
Вывод: групповая форма работы на уроке ценна тем, что при выполнении конкретных заданий учащиеся решают не только учебные, но и воспитательные задачи. Коллективная работа позволяет наладить обмен знаниями, поднять активность ребят, раскрыть их возможности, которые не смогли бы обнаружить себя в индивидуальной работе.
Не стоит забывать, что эта форма обучения будет эффективна только тогда, когда учитель, организующий работу в группах, будет обладать абсолютным авторитетом среди учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповое взаимодействие в баскетбле
Задачи урока:1.групповое взаимодействие, передачи с перемещениями и бросками из-под кольца2.Развитие координации.скоростно-силовых качеств3. Воспитание трудолюбия,активности,самостоятельности, дисципл...

Технология группового взаимодействия на уроке ансамбля клавишных синтезаторов, на примере репетиции пьесы И.Бублик "Каникулы в Рио"
В плане-конспекте урока по классу ансамбль клавишных синтезаторов представлено приминение технологии группового взаимодействия В.К. Дьяченко....

Программа развития группового взаимодействия для подростков "Я + Ты = Мы"
Общение со сверстниками необходимо для развития коммуникативных навыков и самосознания формирующейся личности подростка. Общаясь, подростки приобретают опыт конструктивного взаимодействия со сверстник...

Доклад на методическое объединение учителей истории на тему "Организация группового взаимодействия на уроках истории"
Из опыта работы даны рекомендации по созданию групп, описана технология организации коллективной деятельности в группах на уроке, можно найти ответ на вопрос: Что положительного дает групповая фо...
презентация "Дискуссия - технология группового взаимодействия".
инновационные формы проведения классных часов....

Тренинговое занятие на формирование и развитие навыков группового взаимодействия «Дружная команда»
Цели тренинга: формирование и развитие навыков группового взаимодействия.Цели данного занятия:-формирование групповой сплоченности;-формирование умений общаться, освоение способов и приемов эффективно...

Методический семинар «Метод case-study (технология коллективного взаимодействия) Фишки групповой работы»
Кейс-метод направлен на решение практических задач, приближённых к жизненным ситуациям, позволяет отработать навыки работы в группе....