Олимпиада по русскому языку, УдГУ.
олимпиадные задания (9 класс)
Олимпиада по русскому языку для выпускников, мотивированных на поступление в в вузы России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_russkomu_yazyku_udgu.docx | 41.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Многопрофильная Олимпиада УрФУ для «Изумруд» 2020-2021 уч. года
Русский язык, заключительный этап, решения задач и принципы начисления баллов, 8-9 классы
1 вариант | ОТВЕТЫ | Балл |
1. Какое орфографическое решение объеди- няет слова колонный (зал), ванная (комната), кузбасский (уголь)? Поясните для каждого слу- чая отдельно. | Орфография запрещает употребление трех одинако- вых согласных букв подряд. В приведенных словах к удвоенной согласной в корне должен присоединяться суффикс, который начинается с этой же буквы (5 бал- лов): колонн-а + -н-, ванн-а + -н-, Кузбасс + -ск- (по 1 баллу за слово). Однако мы пишем не три буквы, а две. | 8 |
2. В списке ниже отделите аббревиатуры (сложносокращенные слова) от графических сокращений. Сформулируйте отличительные признаки аббревиатур. УрФУ (Уральский федеральный университет) гр. (гражданин) р/с (расчетный счет) завхоз (заведующий хозяйством) эсер (социалист-революционер или — сегодня — член партии «Справедливая Россия») вуз (высшее учебное заведение) ун-т (университет) млн (миллион) | Аббревиатуры: УрФУ, завхоз, эсер, вуз (по 1 баллу за слово). Они являются самостоятельными словами и употреб- ляются соответственно: учиться в УрФУ (4 балла). Многие аббревиатуры являются изменяемыми слова- ми: завхоза, эсерами (2 балла). Как правило, в составе аббревиатур не используются точка, дефис и косая черта (2 балла). | 12 |
3. Разберите по составу слова таможенник, наколенник, пленник, путешественник, утренник. Объясните принцип выделения суффиксов в каждом случае. | Таможен-ник (от таможн-я + -ник) — 1 балл за разбор, 1 — за объяснение (2 балла); на-колен-ник (от колен-о + на- и -ник) (2 балла); плен-ник (от плен- + -ник), хотя можно считать, что об- разовано от слова плен-н-ый: тогда пленн- + -ик (2 бал- ла). Самое проблемное слово пут-е-ше-ств-ен-ник. Суф- фиксы -ен- и -ник выделены по аналогии с другими словами, но, так как это существительное образовано непосредственно от глагола путешеств-овать, в нем можно выделять цельный суффикс -енник — 3 балла за разбор, 3 — за объяснение (6 баллов; в случае, если в слове выделены суффиксы -ен- и -ник, а проблема никак не обозначена — 2 балла, как и за другие слова). Утр-енн-ик (от утренн-ий + -ик) (2 балла). | 14 |
4. Разделите приведенные глаголы на 4 груп- пы исходя из общности их значений. Поясните свое рассуждение: книга пишется мужчина бреется атлеты борются парочка обнимается очень хочется школа строится мне не верится зрители одеваются |
= бреет себя);
| 14 |
5. В каком предложении (предложениях) нет подлежащего? Объясните Ваш выбор в каж- дом случае. Общаться с ними очень сложно. Как люблю рисовать в такую погоду! Двадцать метров — хорошая площадь для комнаты. Мне очень холодно. Уходи, стужа, до следующей зимы! Не нравится нам это. | Как люблю рисовать в такую погоду! — односостав- ное определенно-личное предложение. Мне очень холодно — односоставное безличное пред- ложение. Уходи, стужа, до следующей зимы! — односоставное определенно-личное предложение; слово стужа явля- ется обращением и членом структуры не является. В других предложениях подлежащее есть: Общаться с ними очень сложно (подлежащее — не- определенная форма глагола). Двадцать метров — хорошая площадь для комнаты (подлежащее — сочетание числительного и существи- тельного). | 12 |
Многопрофильная Олимпиада УрФУ для «Изумруд» 2020-2021 уч. года
Русский язык, заключительный этап, решения задач и принципы начисления баллов 8-9 классы
Не нравится нам это (подлежащее-местоимение находится после сказуемого) (по 2 балла за каждый случай). | ||
6. Какие явления затрудняют подсчет слов в этой выдержке из В. Ардаматского? Как можно рассуждать? Враг именно сейчас, когда ему не удалось с ходу ворваться в город, будет пытаться нанести удар в спину. | В предложении есть наречное выражение с ходу. По смыслу это одно слово (наречие), а пишется в два (4 балла). Фразеологизм удар в спину (о коварном неожиданном враждебном поступке) с точки зрения смысла равен слову. Кроме того, в состав оборота можно включать и глагол нанести (6 баллов). | 10 |
7. В газетном тексте ниже найдите граммати- ческую ошибку, объясните ее и приведите свой вариант правки текста. Названы имена сыграющих в «Что? Где? Ко- гда?» футболистов сборной России. Главный тренер сборной России по футболу опреде- лился с игроками национальной команды, ко- торые примут участие в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?». | Речь идет о слове сыграющих (3 балла). В русском языке нет причастий будущего времени (3 балла), об- разованных от глаголов совершенного вида — сыг- рать (3 балла). Это типичная грамматическая ошибка. За верный вариант правки — 3 балла. | 12 |
8. Прочитайте анекдот, приведенный ниже. На чем основан комический эффект? Какие язы- ковые средства задействованы для его созда- ния? Деньги — это зло. Зайдешь в магазин, и зла не хватает. | Комический эффект основан на явлении многозначно- сти (6 баллов). В первом предложении слово зло упо- треблено в основном значении («что-то дурное, пло- хое»). Во втором случае — в составе фразеологизма зла не хватает (выражение досады), который можно понять и буквально (т. е. денег не хватает в магазине), что является причиной каламбура (12 баллов). | 18 |
ИТОГО | 100 |
8-9 классы
2 вариант | ОТВЕТЫ | Балл |
1. Какое орфографическое решение объеди- няет слова колонка, кристальный, оперетка, финка (женщина-финн)? Поясните для каждого случая отдельно. | В словах, которые произведены от слов с удвоенной согласной в корне, эта удвоенная согласная обычно сохраняется. В этих словах — нет (4 балла). Они обра- зованы от слов колонна, кристалл, оперетта, финн (по 1 баллу за слово). | 8 |
2. В списке ниже отделите графические со- кращения от аббревиатур (сложносокращен- ных слов). Сформулируйте отличительные признаки графических сокращений. а/я (абонентский ящик) ГИБДД (Государственная инспекция безопас- ности дорожного движения) загс (запись актов гражданского состояния) см. (смотрите) замдиректора (заместитель директора) мм (миллиметр) ф-т (факультет) корпункт (корреспондентский пункт) | Графические сокращения: а/я, см., мм, ф-т (по 1 баллу за слово). Они не являются самостоятельными словами и не упо- требляются соответствующим образом: Я поступил на этот ф-т — так мы не говорим (4 балла). При чтении они заменяются словами и словосочетаниями (2 бал- ла). Как правило, в составе графических сокращений используются точка, дефис и косая черта (2 балла). | 12 |
3. Разберите по составу слова поленница, со- отечественница, предшественница, совре- менница, родственница. Объясните принцип выделения суффиксов в каждом случае. | Полен-ниц-а (от полен-о + -ниц-) — 1 балл за разбор, 1 — за объяснение (2 балла). Самые проблемные слова со-отеч-еств-ен-ниц-а и пред-ше-ств-ен-ниц-а. Суффиксы -ен- и -ниц- выделе- ны по аналогии с другими словами, но, так как эти су- ществительные образованы непосредственно от слов отечеств-о и предшеств-овать, в них можно выде- лять цельный суффикс -енниц-) — 4 балла за разборы, 4 — за объяснение (8 баллов; в случае, если в словах выделены суффиксы -ен- и -ниц-, а проблема никак не обозначена — по 2 балла, как и за другие слова). Со-врем-ен-ниц-а (от время/врем-ен + со- + ниц-) (2 балла); род-ств-енн-иц-а (родственный + -иц-) (2 балла). | 14 |
4. Разделите приведенные глаголы на 3 грам- матических группы исходя из специфики их сочетаемости. Поясните свое рассуждение: ЛЮБИТЬ. 1. Чувствовать глубокую привязан- ность к кому-, чему-л. Л. своих де- |
1-я группа — только переходные глаголы, т. е. подчи- няют только прямое дополнение в винительном паде- | 14 |
тей. 2. Чувствовать сердечную склонность к лицу другого пола. Л. девушку. СМОТРЕТЬ. 1. Направлять взгляд куда-л., чтобы увидеть. С. в окно. 2. Воспринимать зри- тельно и интеллектуально. С. балет. С. теле- передачу. ЛЮБОВАТЬСЯ. Рассматривать кого-, что-л. с восхищением, удовольствием. Л. новой одеж- дой. 2. Испытывать удовольствие, восхищение, наблюдая чью-л. деятельность. Л. работой мастера. БИТЬ. 1. Наносить удары, побои. Б. слуг. Б. лошадь кнутом. 2. Ударами производить зву- ки. Б. в барабан. Б. в рельс. ЕХАТЬ. 1. Двигаться, перемещаться в опреде- лённом направлении. Е. на велосипеде. Е. в поезде. 2. Отправляться, направляться куда-л. при помощи каких-л. средств передвижения. Е. в Москву, за границу. БРОСИТЬ. 1. Резким движением, взмахом ру- ки заставить переместиться по воздуху, упасть куда-л. Б. мяч в кольцо. 2. Выпустить, пере- стать держать. Б. поводья. Б. чью-л. руку. | же: любить (кого-что), бросить (кого-что) (2 балла); 2-я группа — глаголы в разных значениях непереход- ные (смотреть в окно, бить в барабан) и переходные (смотреть телепередачу, бить слуг) (4 балла); 3-я группа — только непереходные глаголы (любо- ваться одеждой, ехать на велосипеде) (2 балла). | |
5. В каком предложении (предложениях) есть подлежащее? Объясните Ваш выбор в каждом случае. Два месяца — слишком большой срок. Удивляет нас каждый раз весенняя погода. Ему не выдержать испытаний. Хочешь пойти с нами? Управлять государством сложно. Заходите в дом, дорогие гости, раздевай- тесь! | Два месяца — слишком большой срок (подлежащее — сочетание числительного и существительного). Удивляет нас каждый раз весенняя погода — подле- жащее находится после сказуемого. Управлять государством сложно (подлежащее — не- определенная форма глагола). В других предложениях подлежащего нет: Ему не выдержать испытаний — односоставное без- личное предложение. Хочешь пойти с нами? — односоставное определенно- личное предложение. Заходите в дом, дорогие гости, раздевайтесь! — од- носоставное определенно-личное предложение; слово гости входит в состав обращения и членом структуры не является (по 2 балла за каждый случай). | 12 |
6. Какие явления затрудняют подсчет слов в этой выдержке из газеты? Как можно рассуж- дать? Страхование жизни сотрудников за счет предприятия в течение нескольких лет оставалось самой популярной услугой. | В предложении есть сложные предлоги за счет и в те- чение. По смыслу — одно слово, а пишется в два (4 балла). Кроме того, можно считать что самой популярной — это сложная форма превосходной степени прилага- тельного популярный. Тогда перед нами одно слово, а не два (6 баллов). | 10 |
7. В газетном тексте ниже найдите граммати- ческую ошибку, объясните ее и приведите свой вариант правки текста. Чиновник утверждает, что страна намерена расширить добычу газа как на шельфе Чер- ного моря, а также развивать при помощи зарубежных партнеров добычу сланцевого газа. | Речь идет о фрагменте как на шельфе Черного моря, а также развивать… (3 балла). Конструкция предпола- гает использование сложного союза как…, так и (3 балла), который должен соединять однородные члены, относящиеся к одной части речи; здесь же — на шель- фе и развивать (3 балла). За верный вариант правки — 3 балла. | 12 |
8. Прочитайте анекдот, приведенный ниже. На чем основан комический эффект? Какие язы- ковые средства задействованы для его созда- ния? Приходит мошенник к гадалке и спрашивает:
| Комический эффект основан на явлении многозначно- сти (6 баллов). Слово посадят можно понимать как «посеют для выращивания» (о картошке) или как «за- ключат в тюрьму» (о преступнике). Слово уберут — как «соберут урожай» (о картошке) или как «физически уничтожат, убьют» (о человеке) (12 баллов). | 18 |
100 |
10-11 классы
1 вариант | ОТВЕТЫ | Балл |
1. Используя приведенные ниже примеры, объясните вариативность написания средне- уральский/Среднеуральский/Средне- Уральский: среднеуральская растительность, среднеуральские улицы, Средне-Уральское книжное издательство, ОАО «Средне-Уральская геологоразведочная экспедиция», Средне-Уральский совнархоз (совет народного хозяйства), Среднеуральский завод металлических кон- струкций, Среднеуральская ГРЭС. |
баллов). | 14 |
2. Что с точки зрения словообразования объ- единяет выделенные слова? Объясните каж- дый пример. Вечером мы идем в кино. Благодаря тебе все получилось. Очень захотелось сладкого. Мне помог один знакомый. | Все эти слова образованы способом перехода из одной части речи в другую (6 баллов). Вечером (существи- тельное → наречие), благодаря (деепричастие → предлог, сладкое (прилагательное → существитель- ное), один (числительное → местоимение) (по 1 баллу за каждый случай). | 10 |
3. Из перечисленных ниже слов выберите об- разованные способом сложения. Объясните, почему остальные не соответствуют условию. пароходство, экс-президент, кофемашина, многоязычный, кресло-кровать, куролесить, нетрудоспособный. | Способом сложения образованы слова кофемашина, многоязычный (одновременно с суффиксом -н-) и кресло-кровать. Слово пароходство образовано от пароход суффиксальным способом, экс-президент — от президент при помощи приставки экс-, куролесить — непроизводное слово в современном языке, в нем не выделяется два корня, нетрудоспособный — от тру- доспособный при помощи приставки не- (по 2 балла за каждое верное слово и 4 балла — за развернутое объ- яснение). | 10 |
4. Что с точки зрения значения объединяет употребление выделенных глаголов? Ты сейчас же извинишься! Любой нормальный человек спокойно отне- сётся к такой шутке. Вас редко увидишь на презентациях и свет- ских раутах. Бывает, взглянешь на экран телевизора — многое становится ясным. | Эти глаголы употреблены в форме будущего времени, однако реального значения будущего времени не вы- ражают (12 баллов). В первом случае (извинишься) вы- ражено значение повелительного наклонения, во вто- ром (отнесется) — значение регулярности (или воз- можности), в третьем (увидишь) — значение настояще- го времени, в четвертом (взглянешь) — обобщенно- личное значение (4 балла). | 16 |
5. Сколько простых предложений в составе приведенной ниже конструкции? Охарактери- зуйте их с точки зрения грамматической осно- вы и объясните постановку знаков препинания. Подумано — сказано, сказано — сделано: рус- ский не любит ждать (В. Г. Белинский). | В этой конструкции 5 простых предложений (4 балла). Первые четыре односоставные безличные, последнее — двусоставное (2 балла). Знаки препинания отражают правила оформления бессоюзных предложений. Тире указывает на отношения условия и результата дей- ствия, запятая — на перечисление, двоеточие — на то, что в последнем предложении содержится пояснение (4 балла). | 10 |
6. Распределите приведенные ниже наречные выражения в три группы с точки зрения осо- бенности употребительности компонентов. По- ясните свое рассуждение. без умолку, на славу, на ощупь, на бегу, с хо- ду, за границу, до зарезу, на дом, с размаху. | Выражения без умолку, на ощупь, до зарезу содержат формы слов, которые сегодня вообще не употребляют- ся. Выражения на бегу, с ходу, с размаху — формы, которые употребляются затруднительно. Выражения на славу, за границу, на дом — актуальные формы суще- ствительных (4 балла — за верные группы, 6 баллов — за верные комментарии). | 10 |
7. В газетном тексте ниже найдите граммати- ческую и смысловую погрешность, объясните ее и приведите свой вариант правки текста. Дочери одной из погибших в резонансном ДТП до сих пор не выплачивают государственное | Это предложение двусмысленно (4 балла). Проблема возникает из-за существования в языке грамматиче- ской омонимии (совпадения форм слов) (4 балла). У слова дочь совпадают формы дательного падежа ед. ч. (кому? дочери — так следует понимать это предложе- | 12 |
пособие в связи с потерей кормильца. | ние) и именительного падежа мн. ч., из-за чего слово дочери можно понять как подлежащее (4 балла). | |
8. Прочитайте анекдот, приведенный ниже. На чем основан комический эффект? Какие язы- ковые средства задействованы для его созда- ния? Профессор-филолог читает лекцию:
Из аудитории:
| Слова ага и конечно являются средствами выражения согласия и утверждения. Иронический эффект основан на употреблении слова в противоположном значении — прием называется «антифразис». Ничего общего с явлением двойного отрицания эта конструкция не име- ет, а выражение утверждения здесь не обязательно нуждается именно в двух словах (12 баллов). Кроме того, ответ из аудитории должен быть произне- сен с соответствующей интонацией, выражающей скепсис. Такая интонация имеет сниженный характер и присуща разговорной речи (6 баллов). | 18 |
ИТОГО | 100 |
10-11 классы
2 вариант | ОТВЕТЫ | Балл |
1. Разделите приведенные ниже примеры на случаи раздельного и дефисного написания. Объясните Ваш выбор в каждом случае. (Общественно)государственная подготовка, (общественно)опасный преступник, (обще- ственно)ценные чувства, (обществен- но)политическая жизнь, (обществен- но)значимый процесс, (обществен- но)жилищная комиссия, (обществен- но)историческое развитие. Как можно объяснить, что при правильном раздельном написании сочетания обще- ственно полезный в реальной практике пись- ма существует вариативность? | Через дефис пишутся сложные прилагательные обще- ственно-государственная подготовка, общественно- политическая жизнь общественно-жилищная комиссия, общественно- историческое развитие. Основы, от которых они обра- зованы, обозначают равноправные понятия: обще- ственно-государственный = общественный и госу- дарственный. Пишутся раздельно словосочетания, состоящие из наречия и прилагательного общественно опасный преступник, общественно ценные чувства, обще- ственно значимый процесс. Слово общественно в этих случаях можно заменить на существительное для об- щества: общественно опасный = опасный для обще- ства (по 4 балла за каждую группу с объяснением). Сочетание общественно полезный (полезный для об- щества) употребляется часто и занимает промежуточ- ную смысловую позицию, так как воспринимается неко- торыми как сочетание равноправных признаков (обще- ственный и полезный). Орфографической нормой это не стало (6 баллов). | 14 |
2. Разделите приведенные ниже сложные сло- ва на две группы. Поясните различия между ними с точки зрения словообразования. Вышеуказанный, многотрудный, дикорасту- щий, сумасшедший, железнодорожный, ударо- прочный. | Прилагательные многотрудный, железнодорожный, ударопрочный образованы способом сложения с до- бавлением суффикса (5 баллов). Прилагательные вышеуказанный, дикорастущий, су- масшедший образованы способом сращения, при кото- ром словосочетание (выше указанный, дико растущий, с ума сшедший) без изменений целиком входит в новое слово (5 баллов). | 10 |
3. Из перечисленных ниже слов выберите об- разованные бессуффиксным способом (с по- мощью нулевого суффикса). Объясните свой выбор. ЕГЭ, даль, больной (существительное), про- ход, лесостепь, математик. | Бессуффиксным способом образованы слова даль (от далекий), проход (от проходить), математик (от мате- матика). Значение этих слов сложнее, чем у произво- дящих: «нечто далекое», «место, где проходят», «спе- циалист в области математики». Другие подобные сло- ва образуются при помощи реальных суффиксов: выс- от-а (от высокий), сворот-к-а (от своротить), биат- лон-ист (от биатлон) (по 2 балла за каждое верное слово и 4 балла — за развернутое объяснение). Способы образования других слов: ЕГЭ — аббревиа- ция, больной — переход из одной части речи в другую, лесостепь — сложение. | 10 |
4. Что с точки зрения значения объединяет употребление выделенных глаголов?
Если посторонний прочтет это письмо — я по- гиб. Если учитель вдруг заболел, ученики заботли- во интересуются, как у него дела. | Эти глаголы употреблены в форме прошедшего време- ни, однако реального значения прошедшего времени не выражают (12 баллов). В первом случае (пошел) и в третьем (погиб) выражено значение будущего времени, во втором (поверили) — значение отрицания в буду- щем, в четвертом (заболел) — значение абстрактного настоящего времени (4 балла). | 16 |
5. Сколько простых предложений в составе | В этом отрывке 9 простых предложений (4 балла). Пер- | 10 |
приведенного ниже отрывка из поэмы Н. А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? Оха- рактеризуйте их с точки зрения грамматиче- ской основы и объясните постановку знаков препинания. Пришла весна — сказался снег! Он смирен до поры: Летит — молчит, лежит — молчит, Когда умрет, тогда ревет. | вые три — обычные двусоставные предложения; кон- струкции Летит — молчит, лежит — молчит и Когда умрет, тогда ревет состоят из четырех и двух двусо- ставных неполных предложений с пропущенным под- лежащим (2 балла). Знаки препинания отражают, во- первых, правила оформления бессоюзных предложе- ний. Тире указывает на отношения условия и результа- та действия, запятая — на перечисление, двоеточие — на то, что в следующих предложениях содержится по- яснение. Последняя запятая разделяет части сложно- подчиненного предложения (4 балла). | |
6. Распределите приведенные ниже фразеоло- гизмы в три группы с точки зрения особенности употребительности компонентов. Поясните свое рассуждение. положить зубы на полку притча во языцех шутка сказать рукой подать в пух и прах ничтоже сумняшеся сломя голову родиться в рубашке как снег на голову | Фразеологизмы притча во языцех, ничтоже сумня- шеся, сломя голову содержат компоненты, которые вне состава оборота вообще не употребляются. В выраже- ниях шутка сказать и рукой подать нетипичные для современного языка смысловые и грамматические от- ношения между компонентами. Обороты положить зу- бы на полку, родиться в рубашке и как снег на голову воспринима- ются как естественные словосочетания. Выражение в пух и прах по разным соображениям может быть отне- сено во вторую или третью группу (4 балла — за вер- ные группы, 6 баллов — за верные комментарии). | 10 |
7. В газетном тексте ниже найдите граммати- ческую и смысловую погрешность, объясните ее и приведите свой вариант правки текста. Если говорить о российской истории, то, в отличие от западных стран, где общество создавало государство, у нас государство создавало общество. С этим процессом и связаны все коллективные символы. | Первое предложение содержит двусмысленный фраг- мент — общество создавало государство, государ- ство создавало общество (4 балла). Проблема в этом контексте возникает из-за двунаправленного характера глагола создавать в этом контексте и грамматической омонимии (совпадения форм именительного и вини- тельного падежей существительных государство и общество) (4 балла). Непонятно, какие слова являются здесь подлежащими, а какие — дополнениями (4 бал- ла). | 12 |
8. Прочитайте анекдот, приведенный ниже. На чем основан комический эффект? Какие язы- ковые средства задействованы для его созда- ния?
| Основной комический эффект здесь имеет внеязыко- вой характер. В анекдоте смешаны ситуации вызова такси и машины скорой помощи. В том, что больной должен сам выйти к подъехавшим врачам, как клиент такси, выражено стереотипное представление о работе скорой помощи (9 баллов). С точки зрения языка эффект усиливает употребление слова машинка. Слова с уменьшительно-ласкательным значением сегодня активно и часто без всякой меры употребляются в сфере обслуживания, чтобы привлечь и «задобрить» клиента. В ситуации медицинского об- служивания это слово вообще неуместно (9 баллов). | 18 |
100 |
* Допускается мотивированное повышение оценки за каждое задание в пределах 1-2 баллов:
- за развернутый, обстоятельный и аргументированный ответ,
- за удачные и оригинальные примеры,
- за знание и использование лингвистической терминологии. При этом общая сумма баллов не должна быть более 100.
Допускается мотивированное снижение оценки за каждое задание в пределах 1-2 баллов:
- за ошибки (в том числе орфографические, пунктуационные, речевые, фактические),
- за неудачно приведенные примеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку
Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов
Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...
САМОАНАЛИЗ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ (ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Я ЗНАЮ СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»).
Самоанализ олимпиады по русскому языку....
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.
Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...
Положение о проведении олимпиады по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ в рамках Предметной недели русского языка и литературы
Олимпиада по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ, проводимая в рамках Предметной недели русского языка и литературы, - это образовательное пространство, создаваемое с целью популяриз...