Олимпиада по русскому языку, финал ПОШ
олимпиадные задания (9 класс)
Олимпиада по русскому языку для школьников 8-11 классов, заключительный этап для проведения среди учащихся, мотивированных на поступление в вузы России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_russkomu_yazyku_final_posh.docx | 154.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛЕХАНОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
2020/21
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1 вариант
Задание 1.
Прочитайте материал об исторических изменениях, произошедших со словами, входящими в одно этимологическое гнездо.
Вопросы и задания:
а) Определите, о каких словах идет речь, вставьте их в пропуски. Запишите фразеологизмы.
-каз- исконно русский корень, изменивший свой статус. Долгое время он функционировал в языке как свободный, т.е. хотя бы в одной словоформе одного из однокоренных слов был равен основе. Со временем из употребления вышло непроизводное исходное слово, но префиксальные образования остались функционировать в языке и, что самое главное, сохранили семантическую общность всех элементов исторического гнезда и на современном этапе развития языка. Вот некоторые из этих слов:
- иметь тот или иной вид, производить то или иное впечатление;
- очутиться где-нибудь, в каком-нибудь положении;
- свидетельство, рассказ;
- дающий возможность судить о чем-нибудь;
- дать возможность увидеть кого(что)-нибудь, убедиться в чем-нибудь, научиться чему-нибудь;
- видимость благополучия, успешной деятельности;
- такой, который указывает на что-либо;
- надпись, стрелка, прибор или иное
приспособление, обращающее наше внимание на что-либо.
У всех названных выше слов есть общая сема "предъявление, представление, демонстрация". Именно она является основной в беспрефиксном глаголе
, который хотя и вышел из употребления, но сохранился во фразеологических оборотах « ,
».
б) Проанализируйте морфемный состав слов обувь и одежда. Дайте современный вариант морфемного членения каждого слова и напишите, как членились на морфемы эти слова в прошлом. Докажите правильность своей точки зрения. Для этого назовите другие слова (5-7), входящие в состав этимологических (исторических) гнезд.
обувь (соврем.) одежда (соврем.)
обувь (истор.) обувь (истор.)
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова
в) Назовите другие корни с теми же особенностями (см. пункты 1, 2).
г) Как называются такие корни? Сделайте вывод о корнях данного типа.
Задание 2.
а) Соотнесите имена с их значениями.
Значения имен: (греч.) защитник людей;(греч.) мужественный, храбрец; (еврейск.) богоподобный, божественный; (сканд.) священный; (римск.) высокий, высокочтимый; (древнегерманск.) охраняющий.
Эдуард | |
Олег | |
Александр | |
Андрей | |
Сергей | |
Михаил |
б) Героиня(-и) какого(-их) произведения(-ий) носили исконно русские имена? Что помогло вам ответить на заданный вопрос?
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова
А. С. Грибоедов "Горе от ума" А. С. Пушкин "Евгений Онегин"
М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" Л. Н. Толстой "Анна Каренина"
Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание" Н. М. Карамзин "Бедная Лиза"
В. А. Жуковский "Светлана"
И. С. Тургенев "Ася"
Н. В. Гоголь "Ревизор"
в) Распределите личные имена по трём группам. Объясните, что объединяет слова внутри группы: Третьяк, Александр, Малюта, Оюшминаль, Петр, Андрей, Лука, Булгак, Вилен, Дур, Владлен.
На рисунке представлены 3 графика, отражающие соответствие количества употреблений слов каждой из 3 групп в определённые промежутки времени. Укажите цифрами, каким графикам соответствуют данные о каждой группе слов.
Наличие любых электронных устройств (даже в выключенном состоянии), а также шпаргалок, приравнивается к их использованию
I-II III-IV V-VI VII-VIII IX-X XI-XII XIII-XIV XV-XVI XVII-XVIII XIX-XX
50
40
30
20
10
Какую четвертую группу личных имен можно выделить в XX-XXI в.
Задание 3.
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова
а) Сравните современное и древнерусское написание и произношение приведенных ниже слов. Объясните, по каким причинам произошли звуковые изменения в этих словах? Назовите эти изменения.
Древнерусский язык Современный русский язык
написание | произношение | написание | произношение |
плодъ | [плодъ] | плод | [плот] |
зоубъ | [зубъ] | зуб | [зуп] |
ножь | [нож’ь] | нож | [нош] |
оузъко | [узъко] | узко | [уска] |
съдача | [съдач’а] | сдача | [здач'а] |
отъдал | [отъдалъ] | отдал | [аддал] |
праздьникъ | [праздьникъ] | праздник | [празник] |
сълньце | [сълньц’е] | солнце | [сонце] |
Наличие любых электронных устройств (даже в выключенном состоянии), а также шпаргалок, приравнивается к их использованию
Плехановская олимпиада школьников по русскому языку заключительный этап. 23.03.2019г.
б) Найдите одинаковые звуки, обозначенные разными буквами в каждой паре слов: снять – порог; фикус – бровь; цирк – переодеваться; гвоздь – снег; щека
– счастье.
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова
в) Найдите в приведенных ниже строках слова, имеющие одинаковый звуковой состав.
Ты румян, как маков цвет / Я, как смерть, и тощ, и бледен.
Караул к нему приставил и при том дьяка заставил / строгий счет орехам весть.
Задание 4.
а) Определите значение устойчивых оборотов. Что их объединяет?
начать с азов сделать на ять прочитал от аза до ижицы прописать ижицу стоять фертом смотреть глаголем
Наличие любых электронных устройств (даже в выключенном состоянии), а также шпаргалок, приравнивается к их использованию
б) На основании фонетических признаков определите древнерусские и старославянские формы. В ответе перечислите старославянизмы.
Задание 5.
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова
а) Разбейте приведенные ниже слова на три группы:
- слова, которые являются только причастиями;
- слова, которые не являются причастиями;
- слова, которые могут быть как причастиями, так и словами другой части речи.
б) Для каждого слова группы 2) укажите, какой частью речи оно является и какие признаки свидетельствуют о том, что это не причастие.
в) С каждым словом группы 3) составьте словосочетания, употребив его в роли причастия и в роли другой части речи.
Решающий, несведущий, брезжущий, многоговорящий, пропащий, бреющий, провожающий, сидящий, подходящий, уравнивающий, долгоиграющий, ведущий, глядящий, спешащий, хитрющий.
Наличие любых электронных устройств (даже в выключенном состоянии), а также шпаргалок, приравнивается к их использованию
Задание 6.
а) Прочитайте строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова.
Определите тип части сложного предложения, выделенной курсивом; назовите грамматическую основу этого предложения.
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова
б) Определите начальную форму выделенного слова. В чём особенность склонения этого местоимения и чем это обусловлено? Как это объясняется исторически?
И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной тревоги …
в) Прочитайте предложения из произведений А.П. Чехова. Определите, на основании каких синтаксических признаков они объединены в две группы. Определите синтаксическую функцию «то» в каждой группе предложений.
- а) Письма умные, теплые, интересные; она не жаловалась, но я чувствовал, что она глубоко несчастна; что ни строчка, то больной, натянутый нерв.
б) Что ни слово – то нож острый, что ни взгляд – то пуля в грудь.
в) Прежде что ни писака был, то и богатырь, рыцарь без страха и упрёка, мученик, страдалец и правдивый человек. А теперь? Взгляни, русская земля, на пишущих сынов твоих и устыдися!
Наличие любых электронных устройств (даже в выключенном состоянии), а также шпаргалок, приравнивается к их использованию
- а) А в лагерях что ни пятница, то бал, и, почитай, каждый день военная оркестра музыку играет …
б) Что ни день, то такое знакомство, что за человека просто бы душу отдал.
в) Господи, какая цивилизация! Виды эти, разные Везувии … окрестности! Что ни шаг, то и окрестности!
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова
Задание 7.
Что означает выражение «На святой дождь – добрая рожь»? а) дайте толкование этого выражения.
б) Прочитайте словарную статью из одного словаря современного русского языка, в котором составители затруднились дать объяснения.
«Святой дождь [знач.?]. В поговорке: На святой дождь – добрая рожь.» Как вы думаете, в чём заключается ошибка составителей словаря;
в) дайте синтаксическую характеристику этого предложения;
Наличие любых электронных устройств (даже в выключенном состоянии), а также шпаргалок, приравнивается к их использованию
Плехановская олимпиада школьников по русскому языку заключительный этап. 23.03.2019г.
г) определите синтаксическую функцию на святой;
Задание 8.
Прочитайте древнерусский текст и переведите его.
а) Определите значение слова мужъ в данном контексте.
б) Какое значение имеет слово бесэдующю в данном контексте?
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова
в) Что означает мьнэти; назовите слова современного русского языка, однокоренные слову мьнэти.
Задание 9. Прочитайте басню И.А. Крылова. Выпишите все частицы и укажите их значение.
Мартышка, в зеркале увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой! Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки! Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа. А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть: Я даже их могу по пальцам перечесть». –
Наличие любых электронных устройств (даже в выключенном состоянии), а также шпаргалок, приравнивается к их использованию
Плехановская олимпиада школьников по русскому языку заключительный этап. 23.03.2019г.
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова
Задание 10.
Прочитайте стихотворение И.А. Бунина «Старая яблоня».Назовите изобразительно-выразительные средства, использованные в этом стихотворении.
Вся в снегу, кудрявом, благовонном, Вся-то ты гудишь блаженным звоном Пчёл и ос, завистливых и злых… Старишься, подруга дорогая?
Не беда. Вот будет ли такая Молодая старость у других!
Наличие любых электронных устройств (даже в выключенном состоянии), а также шпаргалок, приравнивается к их использованию
Плехановская олимпиада школьников по русскому языку заключительный этап. 23.03.2019г.
ПЛЕХАНОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
2018/19
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2 вариант
Задание 1.
а) Сравните современное и древнерусское написание и произношение приведенных ниже слов. Объясните, по каким причинам произошли звуковые изменения в этих словах? Назовите эти изменения.
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова
Древнерусский язык Современный русский язык
написание | произношение | написание | произношение |
плодъ | [плодъ] | плод | [плот] |
зоубъ | [зубъ] | зуб | [зуп] |
ножь | [нож’ь] | нож | [нош] |
оузъко | [узъко] | узко | [уска] |
съдача | [съдач’а] | сдача | [здач'а] |
отъдал | [отъдалъ] | отдал | [аддал] |
праздьникъ | [праздьникъ] | праздник | [празник] |
сълньце | [сълньц’е] | солнце | [сонце] |
б) Найдите одинаковые звуки, обозначенные разными буквами в каждой паре слов: снять – порог; фикус – бровь; цирк – переодеваться; гвоздь – снег; щека
– счастье.
Наличие любых электронных устройств (даже в выключенном состоянии), а также шпаргалок, приравнивается к их использованию
Плехановская олимпиада школьников по русскому языку заключительный этап. 23.03.2019г.
в) Найдите в приведенных ниже строках слова, имеющие одинаковый звуковой состав.
Ты румян, как маков цвет / Я, как смерть, и тощ, и бледен.
Караул к нему приставил и при том дьяка заставил / строгий счет орехам весть.
Задание 2.
Прочитайте материал об исторических изменениях, произошедших со словами, входящими в одно этимологическое гнездо.
Вопросы и задания:
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова
а) Определите, о каких словах идет речь, вставьте их в пропуски. Запишите фразеологизмы.
-каз- исконно русский корень, изменивший свой статус. Долгое время он функционировал в языке как свободный, т.е. хотя бы в одной словоформе одного из однокоренных слов был равен основе. Со временем из употребления вышло непроизводное исходное слово, но префиксальные образования остались функционировать в языке и, что самое главное, сохранили семантическую общность всех элементов исторического гнезда и на современном этапе развития языка. Вот некоторые из этих слов:
- иметь тот или иной вид, производить то или иное впечатление;
- очутиться где-нибудь, в каком-нибудь положении;
- свидетельство, рассказ;
- дающий возможность судить о чем-нибудь;
- дать возможность увидеть кого(что)-нибудь, убедиться в чем-нибудь, научиться чему-нибудь;
- видимость благополучия, успешной деятельности;
- такой, который указывает на что-либо;
- надпись, стрелка, прибор или иное
приспособление, обращающее наше внимание на что-либо.
У всех названных выше слов есть общая сема "предъявление, представление, демонстрация". Именно она является основной в беспрефиксном глаголе
Наличие любых электронных устройств (даже в выключенном состоянии), а также шпаргалок, приравнивается к их использованию
, который хотя и вышел из употребления, но сохранился во фразеологических оборотах « ,
».
б) Проанализируйте морфемный состав слов обувь и одежда. Дайте современный вариант морфемного членения каждого слова и напишите, как членились на морфемы эти слова в прошлом. Докажите правильность своей точки зрения. Для этого назовите другие слова (5-7), входящие в состав этимологических (исторических) гнезд.
обувь (соврем.) одежда (соврем.)
обувь (истор.) обувь (истор.)
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова
в) Назовите другие корни с теми же особенностями (см. пункты 1, 2).
г) Как называются такие корни? Сделайте вывод о корнях данного типа.
Задание 3.
а) Соотнесите имена с их значениями.
Значения имен: (римск.) постоянный; (арабск.) жизнь, долгожитель; (древнееврейск.) дар Бога; (древнегреч.) оберегающий; (древнегерманск.) копьё Бога; (древнегреч.) земледелец.
Наличие любых электронных устройств (даже в выключенном состоянии), а также шпаргалок, приравнивается к их использованию
Алексей | |
Георгий | |
Константин | |
Омар | |
Иван | |
Оскар |
б) Героиня(-и) какого(-их) произведения(-ий) носили исконно русские имена? Что помогло вам ответить на заданный вопрос?
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова
А. С. Грибоедов "Горе от ума" А. С. Пушкин "Евгений Онегин"
М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" Л. Н. Толстой "Анна Каренина"
Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание" Н. М. Карамзин "Бедная Лиза"
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» И. С. Тургенев "Ася"
Н. В. Гоголь "Ревизор"
в) Распределите личные имена по трём группам. Объясните, что объединяет слова внутри группы: Любомир, Сергей, Немил, Арлен Мирон, Андрей, Анатолий, Добрыня, Мэлс, Лагшмивара, Владлен.
На рисунке представлены 3 графика, отражающие соответствие количества употреблений слов каждой из 3 групп в определённые промежутки времени.
Наличие любых электронных устройств (даже в выключенном состоянии), а также шпаргалок, приравнивается к их использованию
Укажите цифрами, каким графикам соответствуют данные о каждой группе слов.
50
40
30
20
10
I-II III-IV V-VI VII-VIII IX-X XI-XII XIII-XIV XV-XVI XVII-XVIII XIX-XX
Какую четвертую группу личных имен можно выделить в XX-XXI в.
Задание 4.
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова
а) Определите значение устойчивых оборотов. Что их объединяет?
начать с азов
сделать на ять
прочитал от аза до ижицы
прописать ижицу
стоять фертом
смотреть глаголем
Наличие любых электронных устройств (даже в выключенном состоянии), а также шпаргалок, приравнивается к их использованию
Плехановская олимпиада школьников по русскому языку заключительный этап. 23.03.2019г.
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова
б) На основании фонетических признаков определите древнерусские и старославянские формы. В ответе перечислите старославянизмы.
Задание 5.
а) Разбейте приведенные ниже слова на три группы:
- слова, которые являются только причастиями;
- слова, которые не являются причастиями;
- слова, которые могут быть как причастиями, так и словами другой части речи.
б) Для каждого слова группы 2) укажите, какой частью речи оно является и какие признаки свидетельствуют о том, что это не причастие.
в) С каждым словом группы 3) составьте словосочетания, употребив его в роли причастия и в роли другой части речи.
Решающий, несведущий, брезжущий, многоговорящий, пропащий, бреющий, провожающий, сидящий, подходящий, уравнивающий, долгоиграющий, ведущий, глядящий, спешащий, хитрющий.
Наличие любых электронных устройств (даже в выключенном состоянии), а также шпаргалок, приравнивается к их использованию
Плехановская олимпиада школьников по русскому языку заключительный этап. 23.03.2019г.
Задание 6. а) Прочитайте строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова.
Определите тип части сложного предложения, выделенной курсивом; назовите грамматическую основу этого предложения.
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова
б) Определите начальную форму выделенного слова. В чём особенность склонения этого местоимения и чем это обусловлено? Как это объясняется исторически?
И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной тревоги …
в) Прочитайте предложения из произведений А.П. Чехова. Определите, на основании каких синтаксических признаков они объединены в две группы. Определите синтаксическую функцию «то» в каждой группе предложений.
- а) Прежде что ни писака был, то и богатырь, рыцарь без страха и упрёка, мученик, страдалец и правдивый человек. А теперь? Взгляни, русская земля, на пишущих сынов твоих и устыдися!
б) Письма умные, теплые, интересные; она не жаловалась, но я чувствовал, что она глубоко несчастна; что ни строчка, то больной, натянутый нерв.
в) Что ни слово – то нож острый, что ни взгляд – то пуля в грудь.
Наличие любых электронных устройств (даже в выключенном состоянии), а также шпаргалок, приравнивается к их использованию
Плехановская олимпиада школьников по русскому языку заключительный этап. 23.03.2019г.
- а) Господи, какая цивилизация! Виды эти, разные Везувии … окрестности! Что ни шаг, то и окрестности!
б) Что ни день, то такое знакомство, что за человека просто бы душу отдал.
в) А в лагерях что ни пятница, то бал, и, почитай, каждый день военная оркестра музыку играет…
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова
Задание 7. Что означает выражение «На святой дождь – добрая рожь»? а) дайте толкование этого выражения.
б) Прочитайте словарную статью из одного словаря современного русского языка, в котором составители затруднились дать объяснения.
«Святой дождь [знач.?]. В поговорке: На святой дождь – добрая рожь.» Как вы думаете, в чём заключается ошибка составителей словаря;
в) дайте синтаксическую характеристику этого предложения;
Наличие любых электронных устройств (даже в выключенном состоянии), а также шпаргалок, приравнивается к их использованию
Плехановская олимпиада школьников по русскому языку заключительный этап. 23.03.2019г.
г) определите синтаксическую функцию на святой;
Задание 8. Прочитайте древнерусский текст и переведите его.
а) Определите значение слова мужъ в данном контексте.
б) Какое значение имеет слово бесэдующю в данном контексте?
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова
в) Что означает мьнэти; назовите слова современного русского языка, однокоренные слову мьнэти.
Задание 9. Прочитайте стихотворение И.А. Бунина «Старая яблоня». Назовите изобразительно-выразительные средства, использованные в этом стихотворении.
Вся в снегу, кудрявом, благовонном, Вся-то ты гудишь блаженным звоном Пчёл и ос, завистливых и злых… Старишься, подруга дорогая?
Не беда. Вот будет ли такая Молодая старость у других!
Наличие любых электронных устройств (даже в выключенном состоянии), а также шпаргалок, приравнивается к их использованию
Плехановская олимпиада школьников по русскому языку заключительный этап. 23.03.2019г.
Задание 10. Прочитайте басню И.А. Крылова. Выпишите все частицы и укажите их значение.
Мартышка, в зеркале увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой! Что это там за рожа?
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова
Какие у нее ужимки и прыжки! Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа. А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть: Я даже их могу по пальцам перечесть». –
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку
Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов
Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...
САМОАНАЛИЗ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ (ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Я ЗНАЮ СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»).
Самоанализ олимпиады по русскому языку....
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.
Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...
Положение о проведении олимпиады по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ в рамках Предметной недели русского языка и литературы
Олимпиада по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ, проводимая в рамках Предметной недели русского языка и литературы, - это образовательное пространство, создаваемое с целью популяриз...