Статья "Роль социально- воспитательной среды на формирование компетентного специалиста"
статья
В статье изложены основные подходы к организации воспитательной работы в общежитии колледжа. Представлены основные направления, формы и методы внеучебной деятельности, показана их роль в воспитании личности, компетентного специалиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА»
Милюшина Ольга Равильевна, воспитатель общежития первой категории
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский колледж туризма и сервиса» Татауровский филиал, п. Татаурово
Аннотация. В статье изложены основные подходы к организации воспитательной работы в общежитии колледжа. Представлены основные направления, формы и методы внеучебной деятельности, показана их роль в воспитании личности, компетентного специалиста.
Ключевые слова: общекультурные, социальные и профессиональные компетенции, воспитательная работа, социально-воспитывающая среда.
Воспитание человека – специалиста, которому жить и профессионально развиваться в новых социально-культурных условиях, всегда было и будет объектом науки, политики и государственного внимания. Современный этап общественного развития характеризуется стремительно разворачивающимися инновационными процессами. В этом значительное место занимает процесс получения профессионального образования, в котором определяющую роль играет образовательное учреждение, которое выбирает подросток. Образовательное учреждение, формируя образовательную среду подготовки выпускника, выполняет социально-педагогически значимую функцию воспитания. Очень точно о важности воспитания сказал патриарх Кирилл: «Образовательный процесс без воспитания – это то же самое, что тело без души. Бессмысленны усилия педагогов, не радеющих о воспитании молодёжи. И даже самые полезные знания невоспитанный, безнравственный человек легко может обратить во вред себе и окружающим» [1].
В новом законе «Об образовании» №273-ФЗ четко зафиксировано, что образование имеет две составляющие – воспитание и обучение. Важно одно: разговоры о значительной роли воспитательного процесса в становлении компетентного специалиста и повышении качества образования стали очень масштабными, тема поднята на качественно новый уровень. Студенчество – движущая сила современного общества, настоящая и будущая интеллектуальная элита, на которую опирается и будет опираться государство. Оно – отражение социальных процессов, ожиданий, стремлений. Вместе с тем эта категория населения страны также является достаточно незащищенной, подверженной разного рода влияниям и внушениям. Студенческий возраст – крайне важный этап формирования взрослой личности.
Также необходимо работать со студенчеством по вовлечению его в процесс повышения качества образования. Требуется четко понимать, что в трактовке современного закона «Об образовании» дана, по сути, формула: образование = воспитание + обучение. То есть фактически государством официально признано, что неотъемлемой составляющей образования является воспитание; также обращает на себя внимание тот факт, что понятие «воспитание» стоит на первом месте, а обучение – на втором. Такой подход вполне соответствует мировым трендам, согласно которым необходимо в первую очередь подготовить полноценную личность – члена общества, и затем сформировать ее знаниями для успешного ведения профессиональной деятельности. Такой же позиции придерживаются многие работодатели: упор именно на воспитание личности, стремящейся к знаниям и саморазвитию, а «дообучить» её при необходимости можно уже «на месте». Работодатели также отметили, что работа в органах студенческого самоуправления положительно сказывается на качествах работника. Таким образом, на систему воспитательной работы возлагается важнейшая задача – создание среды эффективного формирования общекультурных (а в ряде случаев – и профессиональных) компетенций [1].
В производственных профессиональных кругах вошли в употребление такие понятия, как «социальная компетентность» или «эмоциональный интеллект». В социологическом словаре приводится следующее определение: «Социальная компетентность (социальный – межличностный;) подразумевает способность к межличностным отношениям. Человек является социально- компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации. По степени сложности К. Кобьелл различает следующие типы социальной компетентности:
- выражение: способность изъясняться, выражать свое мнение; восприятие: способность слушать, воспринимать события и динамику процесса в группе;
- открытость: готовность воспринимать стимулы, способность выслушивать критику и спорить с другими;
- сотрудничество: способность осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственность, умение понимать и приспосабливаться к действиям других;
- формирование: способность адаптироваться, налаживать контакты, находить свое место в группе;
- идентификация: способность поставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией, поддерживать баланс «близость и дистанция», осознавать собственные возможности и границы [2].
Исходя из этого, мы пришли к выводу, что социальная компетентность студента должна включать следующие составляющие (парциальные компетентности): компетентность в общении, гражданскую, культурно-досуговую и социально-личностную компетентности. Следовательно, социальную компетентность студента можно представить как единство парциальных компетентностей, которые неразрывно связаны, взаимодополняют, взаимовлияют и частично перекрывают друг друга. Формирование социальной компетентности является задачей, которую необходимо решать совместными усилиями преподавателей и студентов. Такие качества современного студента, как амбициозность, самодостаточность, независимость, свободолюбие, интернальность, раскрепощённость, уверенность в себе, говорят о том, что оптимальной формой взаимодействия студента как субъекта формирования социальной компетентности и преподавателя может быть педагогическое сопровождение. Педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности студента понимается как деятельность преподавателя, направленная на создание комплекса условий для эффективного формирования студентом социальной компетентности [3].
Ещё больше разногласий в классификации видов профессиональной компетентности. Так Макарова А.К. различает:
- специальную компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
- социальную компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
- личностную компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
- индивидуальную компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряжённо, без усталости и даже с освежающим эффектом.
Макарова А.К. поясняет, что названные виды компетентности означают по сути дела зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности. Названные виды может быть хорошим узким специалистом, но не уметь общаться, не уметь осуществлять задачи своего развития [4].
Организация воспитательной работы в общежитии ТФ «БКТиС» направлена на развитие воспитывающей среды, как совокупности окружающих студентов социально- ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих формированию гражданской позиции, социальной зрелости, готовности к выполнению функций гражданина, патриота, семьянина в обществе.
Необходимость создания социокультурной среды, способствующей формированию профессиональных и общекультурных компетенций студентов. Под гуманитарной (социокультурной) воспитывающей средой мы понимаем относительно устойчивую совокупность вещественных и личностных элементов, окружающих человека, непосредственно влияющих на процесс его профессионализации, социализации и индивидуализации [5].
Педагогические возможности студенческого общежития заключается в создании хороших материально-бытовых условий для проживающих, в реализации социально-педагогической функции, направленной на реализацию у молодёжи коммуникативных, нравственных и социальных качеств личности: гуманности, порядочности, гражданственности, толерантности, ответственности, профессиональной этики с учётом специфики будущей профессии. Эта работа проводится с учётом психолого-возрастных особенностей молодых людей и, прежде всего, с учётом того, что студенты становятся полноправными членами семей, у них активно формируются гражданские качества, развивается чувство коллективизма.
Формирование и развитие общекультурных и социально личностных компетенций выпускников осуществляется на основе органичного взаимодействия учебного и воспитательного процессов – как в ходе реализации образовательных программ, так и при проведении различного рода воспитательных мероприятий во внеучебное время. Вовлечение студентов в научно-исследовательскую, проектную, конструкторскую и творческую деятельность, связанную с их профессиональным становлением, является эффективным способом воспитания, позволяющим сформировать у будущего специалиста профессиональные качества, потребности и навыки самообразования.
Важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы – социально- воспитательной среды. Эта среда может быть, сформирована путём массового, и самое главное, качественного участия студентов в культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии. Создание в общежитии единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого студента, формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.
Содержание воспитательной работы направлено на развитие творческого потенциала студентов и сплочения студенческого коллектива. При этом используются традиционные формы работы - проведение бесед, встреч с интересными людьми, участие в творческих проектах, занятия в спортивных секциях, конкурсные программы, познавательные игры, анкетирование, тестирование, мониторинг, кружковая деятельность, взаимодействие с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, опеки и попечительства, культурно-досуговыми центрами, медицинскими учреждениями, направленное на предупреждение возникновения правонарушений и разных форм зависимостей, социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, индивидуальная работа со студентами ,имеющими девиантное поведение.
Составным элементом воспитательной работы является внедрение и совершенствование студенческого самоуправления – Совета общежития. Принципиально важным является установление полноценных стратегических партнерских отношений между администрацией колледжа и студенческим самоуправлением, что значимо повышает социальную активность студенчества. В таком партнёрстве нет противоречий, т. к. у обоих участников такого партнерства совпадают цели, именно повышение качества образования и создание условий для становления компетентного конкурентоспособного специалиста. Система самоуправления способствует профессиональному и личностному становлению студентов, воспитанию ответственности и ориентированности на познание и взаимодействие с социумом.
Высокая социальная активность студента, осознание им своего успеха и социальной значимости невозможны без публичного признания и общественной оценки его деятельности. Существует соответствующая система награждения и стимулирования, которая предполагает материальное вознаграждение студентов из средств стипендиального фонда по решению заседания стипендиальной комиссии и моральное поощрение. Одним из направлений деятельности отдела по социальной и воспитательной работе является социальная поддержка студентов, включающая: организацию работы по назначению и выплате государственных социальных стипендий, индивидуальную работу с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; назначение и выплату других форм материальной поддержки студентов, привлечение студентов к волонтерской деятельности .
Результатом воздействия социально-воспитательной среды на формирование компетентного специалиста колледжа является приобретение следующих компетентностей: общекультурной, здоровьесберегающей, языковой коммуникации, социального взаимодействия; гражданско-правовой, организационно-управленческой, ценностно-смысловой; качеств личности: трудолюбие, инициативность, уверенность в себе, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, креативность. Способность на практике реализовать свой потенциал: знания, умения, опыт, личностные качества для успешной творческой деятельности в профессиональной и социальной сферах.
Список использованных источников:
- Пономарёв А.В.и др. Воспитательная среда университета: традиции и инновации. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та,2015.408с ,с.7-24.
- Новикова А.А. Формирование социальной компетенции студентов в современных условиях. //Тюмень: ТюмГНГУ,2014г.120с ,с. 18-20.
- Борисенко Е.Н. Педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности студентов вузов //Вестник Бурятского государственного университета 1.1/2012. с.183-187.
- Первутинский В.Г. Развитие социальной компетентности студента в условиях профессиональной подготовки ,2002г. // Материалы сайта кафедры акмеологии РГПУ им.Герцена.ww/akmeo/ru/
- Замураева М.А. Воспитательная работа как фактор развития социокультурной среды вуза//Высшее образование в России.2015.№6.с.124 – 129.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/13/picture-16373-1389583421.jpg)
Проблемы формирования профессиональной компетентности специалистов строительного профиля в учреждениях СПО.
Очень часто молодые специалисты в значительной части оказываются не готовыми к созданию и использованию новых технологий. В связи с этим нормативные документы модернизации российского образова...
Использование MathCad в формировании профессиональной компетентности специалиста при изучении дисциплины Элементы высшей математики
Применение системы компьютерной математики MathCad при изучении дисциплин математического цикла значительно повышает эффективность учебного процесса, помогает преодолеть негативное отношение студентов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/13/picture-392268-1392306615.jpg)
Профессиональное самоопределение студентов колледжа как условие формирования компетентного специалиста.
Статья адресована для педагогических работников СПО....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/09/picture-682081-1444409885.jpg)
Программа по созданию социально активной воспитательной среды школы и формированию толерантной личности, способной к социализации в условиях гражданского общества «Поколение: твой выбор» для обучающихся 1-11 классов
Содержательно-технологический компонент воспитательной работы школы (из опыта)....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/19/picture-672937-1632064340.jpg)
Воспитательная среда ОУ как средство формирования социальной успешности каждого обучающегося.
Воспитательная среда ОУкак средство формирования социальной успешности каждого обучающегося....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/19/picture-672937-1632064340.jpg)
Воспитательная среда ОУ как средство формирования социальной успешности каждого обучающегося
Выступление на Педагогическом Совете о формировании усаешности каждгого ребенка....