"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ЭЛЕКТРОННЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ."
учебно-методическое пособие
Написание докладов, рефератов, творческих, олимпиадных и исследовательских работ является неотъемлемой частью учебного процессов в школе. Помимо создания основного текста, в котором представляется оригинальное исследовательское изыскание на заданную тему, одним из важнейших этапов является оформление результатов работы, что предполагает, в том числе создание аппарата библиографических ссылок и составление библиографического списка (списка использованной литературы). Оформление библиографического списка является достаточно важной и ответственной задачей. Часто в библиографиях допускаются ошибки: нарушение порядка библиографического описания издания, пропуск отдельных элементов описания, несоблюдение установленных правил пунктуации и т.д. Все это ведет к невозможности читателем идентифицировать описываемый источник, найти его и использовать. То же касается и оформления библиографических ссылок. Во избежание ошибок необходимо действовать в соответствии с установленными правилами, изложенными в принятых государственных стандартах по библиотечно-информационной деятельности. Данные стандарты достаточно объемны, иногда включают много деталей, затрудняющих понимание содержащихся в них положений. Настоящие методические рекомендации разъясняют основные правила составления библиографических описаний изданий и оформления списка использованной литературы, необходимые для того, чтобы грамотно оформить результаты работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по оформлению списка литературы
в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008
«Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»
В список литературы включаются все использованные при написании работы источники: опубликованные и неопубликованные, представленные в печатном и электронном формате.
Список литературы располагается в алфавитном порядке авторов и заглавий.
Все области библиографического описания разделяют между собой точкой.
Необходим пробел:
- между инициалами автора;
- после места издания перед двоеточием и названием издательства;
- перед двоеточием после указания названия книги и после двоеточия, если указываются подзаголовочные данные.
Пример:
Ковшиков В. А., Глухов В. П. Психолингвистика : учеб. пособие. М : АСТ, 2006. 319 с.
Описание документа отличается в зависимости от количества авторов.
1 автор
Если документ создан одним автором, то описание начинается с фамилии автора и основного заглавия.
Пример:
Астафьева Н. Е. Теория и практика управления процессами информатизации. М.: Наука, 2011. 123 с. 2, 3 автора
1 Список литературы к научной работе, как правило, оформляется не в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008
«Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления», по которым составлены данные рекомендации, а в соответствии с ГОСТ Р 7.0.100–2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»
2, 3 автора
Если документ создан двумя или тремя авторами, то в описании указываются фамилии всех авторов.
Пример:
Гендина Н. И., Косолапова Е. В. Основы информационной культуры школьника : учеб.- метод. комплекс для учащихся 5–7 классов общеобразоват. организаций. М. : РШБА, 2017. 432 с.
4 и более авторов
Если документ создан четырьмя и более авторами, то приводят основное заглавие, а первого автора указывают за косой чертой, других авторов указывают следующим образом: [и др.].
Если в документе указаны редакторы, составители, переводчики и т.п., то информация о них указывается после всех авторов. Ставится знак точка с запятой «;» с пробелами до и после.
Пример:
Археология: история и перспективы / А. Г. Атрохин [и др.] ; под общ. ред. К. С. Ивлева. Красноярск : СибГТУ, 2000. 175 с.
Сборник в целом
Пример:
Содержание и технологии образования взрослых: проблема опережающего образования : сб. науч. тр. / Ин-т образования взрослых Рос. акад. образования ; под ред. А. Е. Марона. М. : ИОВ, 2007. 118 с.
Многотомные издания
Указывается общее количество томов, далее приводят сведения об отдельном томе.
Пример:
Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. В 2 т. Т. 1. М., 2013. 347 с.
Составные части документов (главы, параграфы из книг, статьи в периодических изданиях и сборниках и др.)
Указываются конкретные страницы, слово «страницы» сокращается до прописной буквы С.; после буквы С ставится точка; до и после С. – пробел.
Статья в периодическом издании (журнале, газете)
В этом случае сведения о самом издании отделяют знаком // (две косые черты) с пробелами до и после них.
Примеры:
Дорн М. В., Федорцева М. Б. Региональное исследование качества дошкольного образования с использованием шкал ECERS-R // Учитель Кузбасса. 2018. № 2. С. 3-7.
Беляева А. П. Деловая игра – метод активизации обучения // Вестн. Моск. ун-та. 1998. № 2. С. 23-26.
Электронные ресурсы
Библиографическое описание всегда составляется и на электронные ресурсы (и локального, и удаленного доступа), а не только на бумажные. (Локальный доступ – информация зафиксирована на отдельном физическом носителе, который помещается в компьютер, например, на диске или флешке. Удалённый доступ – информация представлена в Интернете или внутренних локальных сетях.)
Ссылки составляют как на электронные ресурсы в целом (электронные документы, базы данных, порталы, сайты, веб-страницы, форумы и т.д.), так и на составные части электронных ресурсов (разделы и части электронных документов, порталов, сайтов, веб-страниц, статьи и публикации в электронных изданиях, сообщения на форумах и т.п.) – так же, как это делается и на книгу в целом, и на отдельную статью из сборника.
Не следует ссылаться на электронные ресурсы, нарушающие авторское право. Если в список литературы входят и печатные, и электронные ресурсы, то при описании электронного ресурса, как правило, в квадратных скобках указывают вид издания: [Электронный ресурс], тем самым показывая его отличие от бумажного.
Электронный ресурс локального доступа (диск)
Пример:
Энциклопедия классической музыки [Электронный ресурс]. М.: Комминфо, 2000. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Коллективный автор (т.е. организация, выпустившая диск) указывается после косой черты.
Пример:
Библиография по социальным и гуманитарным наукам, 1993-1995 [Электронный ресурс] / Ин-т науч. информ. по обществ. наукам (ИНИОН). М., 1995. 1 электрон. опт. диск (CD ROM).
Электронный ресурс удаленного доступа (сайт)
Для сайтов указывают электронный адрес после аббревиатуры "URL".4
После электронного адреса в круглых скобках приводят сведения о дате обращения к сайту: после слов «дата обращения» указывают число, месяц и год. Дата обращения – это дата, когда данный документ открывался, и этот документ был доступен.
Пример (статья с сайта журнала «Народное образование»):
Смолин О. Н. Два законопроекта – две концепции образовательной политики [Электронный ресурс] // Народное образование. 2011. № 5. С. 11-19. URL:
http://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2011-5/dva-zakonoproekta--dve-koncepciiobrazovatelnoiy-politiki (дата обращения: 18.07.2019).
По информации на главной странице сайта / портала даются: название и описание ресурса, если указано – место и год издания.
Примеры:
Лапичкова В. П. Стандартизация библиотечных процессов. Опыт Национальной библиотеки Республики Карелии [Электронный ресурс] // Library.ru: информ.- справочный портал.
М., 2005–2007. URL: http://www.library.ru/1/kb/articles/article.php?a_uid=225 (дата обращения: 25.12.2007).
Кошка [Электронный ресурс] // Wikipedia: свободная энциклопедия. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 27.06.2020).
В электронных публикациях часто присутствует дата публикации, которую включают в описание. Сначала следует год, а затем число и месяц.
Пример:
Панасюк А. Ю. Имидж: определение центрального понятия в имиджелогии [Электронный ресурс] // Академия имиджелогии. 2004. 26 марта.
URL: http://academim.org/art/pan1_2.html (дата обращения: 17.04.2008).
Ссылки в тексте
Если в тексте цитируются чьи-то слова или говорится о чьём-то опыте или исследовании, то в тексте обязательно даются ссылки на источники этой информации. Ссылки в тексте указывают в квадратных скобках.
Если ссылаются на источник в целом, то указывают порядковый номер источника информации в списке литературы.
Пример: [8].
Если же ссылка дана на конкретный фрагмент текста документа, то указывают порядковый номер источника в списке литературы и страницы, на которых помещен текст. Сведения разделяют запятой. При этом точка, которая ставится в конце предложения, ставится после скобки.
Примеры: [10, с. 106], [13, с. 21-22]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации к оформлению рефератов
В последние годы все больше внимание уделяется исследовательской работе школьника, студента. Однако не всегда педагоги и учащиеся владеют навыком обобщенияисследуемого материала, не соблюдают ос...
Методические рекомендации по оформлению проекта по технологии в общеобразовательной школе
методических рекомендациях рассмотрены научно-методические и нормативные основы организации проектной деятельности школьников, предложены методические рекомендации по написанию и оформлению пояс...
Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта по дисциплине Информатика
Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта предназначены для обучающихся 1 курса специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование....
Проектно-исследовательская деятельность.Методические рекомендации по оформлению презентации к защите проекта.
Защита учебно-исследовательского проекта может сопровождаться демонстрацией презентации. Это делает защиту проекта более наглядной и интересной. К тому же презентационный материал служит опорой для уч...
Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта
Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта предназначены для обучающихся 1 курса специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование....
«Сборник методических рекомендаций по оформлению пояснительной записки творческого проекта предметного цикла «Технология» 5-11 классах»
Сборник содержит конкретные рекомендации к оформлению и выполнению творческого проекта, при обучении на уроках технологии. Рекомендации предназначены для учителей и учащихся 5-11 классов. В нем рассмо...
Методические рекомендации к оформлению индивидуального проекта
Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта предназначены для обучающихся 1-2 курса всех специальностей/профессий очной формы обучения.Рекомендации составлены в соответств...