Проект на тему "Военно - патриотическое воспитание на уроках математики и во внеурочное время"
проект (6, 7, 8, 9, 10 класс)

С каждым годом становится все меньше живых свидетелей кровавых событий Великой Отечественной войны. Современные дети не представляют себе, что пережил наш народ в тяжелые годы военного лихолетья! В настоящее время находятся определенные силы, стремящиеся исказить историю, осквернить наши святыни! Но мы не в праве забывать об этом, и должны научить наших детей быть патриотами своей Родины всеми имеющимися у нас для этого средствами.

Учебный процесс в школе имеет большие возможности для военно-патриотического воспитания. Остановимся на некоторых моментах, дающих возможность использовать процесс обучения математике в военно-патриотическом воспитании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Копылова И.В.,

         учитель математики

         МБОУ СОШ № 28,

          г. Ставрополь

Военно - патриотическое воспитание на уроках математики и во внеурочное время

С каждым годом становится все меньше живых свидетелей кровавых событий Великой Отечественной войны. Современные дети не представляют себе, что пережил наш народ в тяжелые годы военного лихолетья! В настоящее время находятся определенные силы, стремящиеся исказить историю, осквернить наши святыни! Но мы не в праве забывать об этом, и должны научить наших детей быть патриотами своей Родины всеми имеющимися у нас для этого средствами.

Учебный процесс в школе имеет большие возможности для военно-патриотического воспитания. Остановимся на некоторых моментах, дающих возможность использовать процесс обучения математике в военно-патриотическом воспитании.

Возможными способами решения поставленной проблемы в процессе обучения математике являются:

  1. Сообщение исторических данных, показывающих роль ученых – математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны;
  2. Тщательный подбор математических задач для уроков с учетом дидактических и методических требований, а также поставленной перед уроком задачи военно-патриотического воспитания;
  3. Внеклассная работа по математике.

Краткая суть этих пунктов. Известно, что обучение должно быть эмоциональным и возбуждать положительные эмоции. Такой психологический настрой учащихся к изучаемой теме можно создать, если провести двух – трех минутную увлекательную беседу (там, где это диктуется программой) о значении математики в жизни. Рассказать, например, о роли ученых – математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны, когда они увязали свои научные исследования с решением проблем обороны страны. Так, работы А. Н. Колмогорова во время Великой Отечественной войны способствовали созданию теории артиллерийской стрельбы. При изучении тем: “Предел функции и производная”, “Применение производной”, “Интеграл” нужно обратить внимание учащихся на то, что не только наука служит обороне, но и оборона, в частности артиллерийские задачи, дала толчок развитию такой отрасли математики как интегральное и дифференциальное исчисление.

Вторым действенным средством военно-патриотического воспитания в процессе преподавания математики является решение задач, соответственного содержания. При составлении задач, способствующих военно-патриотическому воспитанию школьников, учитель может использовать технико-эксплуатационные характеристики нашей военной техники и сопоставить их с соответствующими показателями техники противника. Приведем некоторые примеры таких задач:

  1. В годы Великой Отечественной войны советские конструкторы создали немало образцов первоклассной военной техники. К их числу принадлежит и самый быстрый в те годы истребитель “ЯК-3” - детище конструкторского бюро прославленного советского авиаконструктора Александра Яковлева. Превзойти его скоростные данные конструкторам других стран тогда не удалось. Максимальная скорость “ЯК-3” была720 км/ч, а немецкого истребителя “Мессершмидт-109” на 120 км/ч меньше скорости “ЯК-3” и на 30 км/ч больше другого истребителя “Фокке-Вульф-190-А”. Найдите скорости немецких истребителей и сравните их со скоростью “ЯК-3”.
  2. Используя ответ предыдущей задачи, сравните максимальные скорости советских истребителей “МИГ-3”, “Ла-7” - 640 и 680 км/ч соответственно со скоростью немецких истребителей. После решения таких задач можно провести небольшую беседу о том, что в увеличении скорости самолетов и улучшении их технико-эксплуатационных показателей большую роль сыграли работы в области аэродинамики таких выдающихся математиков, как М. В. Келдыш, С. А. Християнович, Н. Е. Когин, А. А. Дорошницин, Н. Т. Четаев.
  3. Самыми страшными были первые месяцы войны. Разгромив под Киевом основные силы Юго-Западного фронта, отрезав Крым и с сентября 1941 года установив блокаду Ленинграда, германская армия вновь перенесла главные усилия на Московское направление. Начав операцию по захвату столицы СССР, названную “Тайфун”, немцы прорвали советскую оборону. Сотни тысяч человек попали в фашистский плен. В таблице дано соотношение сил СССР и Германии на Московском направлении осенью 1941 года. Составить столбчатую диаграмму по данным таблицы. Сделать вывод.

Боевые силы и средства

Красная Армия

Германские войска

Личный состав

1 250 000

1 800 000

Количество танков

990

1700

Количество орудий

7600

14000

Количество самолетов

667

1390

  1. С 30 сентября по 5 декабря 1941 года Красная Армия вела тяжелые, кровопролитные бои под Москвой. Сложная обстановка потребовала эвакуации из Москвы ряда важнейших предприятий. Создавались новые рубежи обороны на ближних подступах к Москве. Формировались дивизии народного ополчения, город готовился к уличным боям. На строительство оборонительных сооружений было мобилизовано 450 000 жителей столицы, 75% из них составляли женщины. Сколько женщин участвовало в этом строительстве?
  2. В октябре 1941 года враг совершил на Москву 31 налет. В этих налетах участвовало 2000 немецких самолетов, из них было сбито 278, к городу прорвалось только 72 самолета. Сколько вражеских самолетов не сумели прорваться к Москве?
  3. В результате упорной обороны и контрударов в конце ноября - начале декабря последние попытки противника прорваться к Москве были сорваны. Советские войска переходили в наступление в трудных условиях, когда численное превосходство в живой силе, танках, самолетах было на стороне противника. Так группа армий “Центр” имела в своем составе 1 708 000 человек, 13 500 орудий и минометов, 1 170 танков, 615 самолетов, а Советские войска насчитывали личного состава на 608 000 человек меньше, орудий и минометов в 2 раза меньше, танков на 395 меньше, а самолетов больше на 385. Сколько живой силы, орудий и минометов, танков и самолетов было в советских войсках в начале контрнаступления под Москвой?
  4. На завершающем этапе Московской битвы Советская Армия нанесла противнику тяжелое поражение: из строя были выведены 16 дивизий и 1 бригада. 1 дивизия состоит из 17000 человек, а 1 бригада из 3000 человек. Сколько живой силы было потеряно противником?

Приведенные задачи носят прикладной характер. Учитель имеет возможность дать учащимся задачи, которые помимо образовательного характера несут еще и большую воспитательную функцию (в данном случае - содействуют военно-патриотическом воспитанию). Материалом для их составления могут стать факты из энциклопедии “Великая Отечественная Война” 1941-1945 издательства Москва: “Советская энциклопедия”, 1985 год, главный редактор генерал Армии профессор М. М. Козлов, учебника “История Отечества XX-XXI века” автор Заглядин Н. В., Москва: “Русское слово” 2004 год и подобные им. Этот материал будет сам без дополнительных комментариев воздействовать на умы и сердца школьников. Но составление таких задач – дело самого учителя, поскольку учебники их не содержат.

Третьим направлением военно-патриотического воспитания учащихся является внеклассная работа, которая дает учителю широкое поле деятельности. Например, физико-математические вечера, устные журналы, исследовательские проекты по темам: “Математика в годы Великой Отечественной войны”, “Гениальный русский математик Пафнутий ЛьвовичЧебышев” и т. д.

Вот небольшие фрагменты устного журнала “Математика в годы Великой Отечественной войны”. Время отдаляет от нас события тех лет, но никогда не сотрется в памяти поколений подвиг советского народа в годы трудных испытаний, не забудутся имена его славных сыновей, потому что “каждый, кто был верен будущему и умер за него, чтобы оно было прекрасно, подобен изваянию, высеченному из камня” (Ю. Фучек. Избранное. М.,ГИХЛ, 1955.) Огромная роль в победе нашего народа принадлежит науке, в частности, математике. Одновременно с развертыванием фронтов действующей армии советские математики в научно-исследовательских институтах, лабораториях, конструкторских бюро открыли невидимый для непосвященных свой фронт борьбы против фашизма и с честью вышли победителями в этом поединке с врагом. Давая оценку вклада советских ученых в военное дело президент АН СССР С, И. Вавилов написал: “Почти каждая деталь военного оборудования, обмундирования, военные материалы, медикаменты – все это несло в себе отпечаток предварительной научно-технической мысли и обработки” (“Вестник Академии наук СССР”, 1947, №11). В значительной части эти мысли были результатом математического поиска или математической обработки изучаемых явлений.

Математические знания были нужны и непосредственно в бою. Известно, что такой род войск – артиллерия без расчетов не мог бы существовать. На фронте были и специальные расчетные части. Еще в древности математические знания использовались в военном деле. В знаменитом диалоге Платона “Государство” говорится о том, что арифметика и геометрия необходимы каждому воину: “При устройстве лагерей, занятия местностей, стягивания и развертывания войск и разных других воинских построениях, как во время сражения, так и в походах, конечно, скажется разница между знатоками геометрии и тем, кто ее не знает”.

Роль математики в военном деле все возрастает. Обратимся к фактам. Математический институт академии наук СССР в 1943 году разработал и вычислил штурманские таблицы. Расчеты всех дальних полетов, выполняемые по этим таблицам, значительно повысили точность самолетовождения. Ни в одной стране мира не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности.

Идет жестокая война. Фронт требует увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Важная проблема. Ее успешно решает академик А.Н.Колмогоров.

Во время Великой Отечественной войны появилась еще одна проблема – обеспечение кучности боя и устойчивости артиллерийских снарядов при полете. Эту сложную математическую задачу успешно решил член-корреспондент Академии наук СССР Четаев Н. Г. Он предложил наивыгоднейшую крутизну нарезки ствола орудий, что позволило обеспечить кучность боя и устойчивость снарядов при полете.

Война требует от авиации больших скоростей самолетов. Но, при освоении больших скоростей, авиация столкнулась с внезапным разрушением самолетов из-за вибрации особого рода – флаттера. За решение этой задачи берется группа ученых во главе с Келдышем. Она разработали сложную математическую теорию флаттера.

Задача военно-патриотического воспитания решается на протяжении всего периода школьного обучения и главную роль играет не количество мероприятий воспитательного характера, а планомерность, целесообразность и эффективность.

Для успешного решения проблем военно-патриотического воспитания необходимо использовать возможности учебного процесса и, прежде всего уроков математики и физики, принципов взаимосвязи воспитательной работы на уроках и во внеурочное время.

     Патриотические задачи

1)    Конструкторы в годы войны создали немало первоклассной техники, среди них – истребитель «ЯК-3» (А.Яковлев). Максимальная скорость «ЯК-3» 720 км/ч., а немецкого истребителя «Мессершмитт Bf.109» на 120 км/ч. меньше скорости «ЯК-3» и на 30км/ч больше скорости другого истребителя Фокке-Вульф FW-190. Найти скорость немецкого истребителя и сравнить их со скоростью «ЯК-3».

2)    Построить столбчатую диаграмму по соотношению сил СССР и Германии

Боевые силы

Красная Армия

Германские войска

Личный состав

1200000

1800000

Количество танков

990

1700

Количество орудий

7600

14000

Количество самолётов

667

1390

И т.д.        

3) В таблице указаны соотношения сил сторон к началу контрнаступления Красной Армии под Москвой. Сопоставьте численность войск и вооружения СССР и Германии под Москвой.

Численность войск

Численность вооружения

орудия и минометы

танки

самолеты

СССР
Германия

1100000
1708000

7652
13500

774
1170

1000
615

На 608000

На 5848

396

385 в нашу пользу

4). Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года.

Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.

413

218

474

567

569

374

630

979

195

о

256

349

221

26

282

375

Например:

218+569+349+282=1418

474+569+349+26 =1418

Предлагаю и вам попробовать посчитать

Такой вид квадратов называется магическим квадратом. Самый ранний уникальный магический квадрат обнаружен в надписи XI века в индийском городе Кхаджурахо:

7

12

1

14

2

13

8

11

16

3

10

5

9

6

15

4

Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. Вы изучаете много произведений, где говорится, как голодали люди во время засухи, во время войны.

Здесь уместно рассказать учащимся, что хлеб – главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. Хлеб – мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Хлебом-солью встречают гостей. Мы должны ценить хлеб, бережно относиться к нему.

Задачи.

1.     Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г).

2.     Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? (1/24 часть буханки).

3.     Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66г).

4.     Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов? (В 1/16 части буханки хлеба больше, чем в 1/24 части примерно на 21 г).

Одна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни.

Домашние задания: “Получишь информацию – составь задачу новую”. По данным учащиеся составляют задачи.

1.     К 1943 году Советские Вооруженные силы значительно окрепли организационно, повысилось их боевое мастерство, возрос моральный дух воинов. К лету этого года в составе действующей армии было свыше 6 млн. 400 тыс. человек, 105 тыс. орудий и минометов, 2200 боевых установок полевой реактивной артиллерии, 10, 2тыс. танков и самоходно-артиллерийских установок, свыше 10 тыс. боевых самолетов.

2.     Курская битва – величайшее событие второй мировой и Великой Отечественной войны. В результате Курской битвы советские войска нанесли врагу такое поражение, от которого фашистская Германия уже никогда не могла оправиться. Всего с 19 ноября 1942 года по конец 1943 года фашистская Германия потеряла на советско-германском фронте около 2,6 млн. человек, почти 50 тыс. орудий и минометов, до 7 тыс. танков, более 14 тыс. боевых самолетов. В одном из немецких комментариев говорилось: “После Сталинграда мы узнали, что уже не сможем выиграть войну, а после Курска убедились, что ее проиграли”

3.     Во время войны жители нашей страны внесли крупные суммы на приобретение боевой техники. Денежных взносов было сделано всего на?

4.     Во время Великой Отечественной войны погибло примерно 20 млн. советских граждан. Это составляет 40% от общего количества погибших во время второй мировой войны. Сколько человек погибло во время второй мировой войны?

        Решая такие сюжетные задачи, в детях воспитывается гордость за наш народ, чувство любви к столице, расширяются знания о знаменитых людях, живших на Руси.

        

Список источников и литературы

  • Алиева С. А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников на современном этапе : Махачкала, 2002
  • Безбородов Н. Время патриотов возвращается: Военное обозрение. 2003. - № 1.
  • Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей. Молодой ученый.  2012.  №5.
  • Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны. М.: Знание. 1978.
  • Гнеденко Б. В. Математика и контроль качества продукции. М.: Знание. 1984.
  • Занимательная геометрия Я. И. Перельман. 1958 г.
  • Куйбышев. История моего города: учеб. Для учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Куйбышев: Издательство Знание. 1999.
  • Курская битва: хроники факты, люди. Книга первая. М: «ОЛМА_ПРЕСС» 2003год.
  • Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной Войны. М.: Наука. 1983.
  • Оружие Победы.2-е изд., перераб. и доп.  М: Машиностроение. 1986.
  • Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
  • Расчёты и глазомер в авиации Ш.С. Самаржаян. 1980 г.
  • Советская военная энциклопедия, том 5. 1978 г.
  • Справочник вахтенного офицера под общей редакцией А. П. Проничкина. 1963 г.
  • Якиманская И. С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. М. 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское и патриотическое воспитание на уроках физики и во внеурочное время.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного ч...

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках обществознания и во внеурочное время" - 2013 г.

Статья написана как итоговая работа по итогам прохождения курсов повышения квалификации...

Педагогический инновационный проект «Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочное время как средство формирования учебно-познавательных компетенций».

Педагогический инновационный проект «Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочное время как средство формирования учебно-познавательных компетенций»....

Статья "Патриотическое воспитание на уроках географии и во внеурочное время"

Статья "Патриотическое воспитание на уроках географии и во внеурочное время"...