Выступление по теме: "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время"
статья
Выступление на районном семинаре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_na_urokah_istorii.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения — залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансированный с точки зрения методического осуществления.
Патриотизм – многозначное понятие, обозначающее и нравственную ценность, и социальное качество человека, и образ жизни людей, и одно из самых сильных чувств человека. Настолько сильное, что ведёт его на подвиг. В сегодняшней России патриотизм является главной национальной идеей. Только на основе патриотизма и уважения к национальным святыням появляется чувство ответственности за судьбу родной страны, стремление сохранить национальные, материальные и духовные ценности, развивается благородство и достоинство личности.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Чувство патриотизма всегда жило и живет в сердцах россиян, побуждая их всемерно заботиться о процветании своей Родины. Но патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного воспитательного воздействия, на человека начиная с самого раннего детства. История — это та дисциплина, которая дает благодатный материал для формирования патриотических чувств, для формирования личности, становления гражданской позиции. Писатель В.П. Белов заметил: «Вне памяти, вне традиций и культуры нет личности». Память формирует духовную крепость человека. История — это проявление души народа, его золотой запас. Ее воспитательный потенциал раскрывается в каждой теме урока. Поэтому на занятиях я стараюсь ненавязчиво сделать так, чтобы впечатления прошлого входили в духовный мир школьников.
Усвоение обучающимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за её достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все ещё делается так, как должно быть. История – это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина.
Мощным воспитательным воздействием обладает материал тем о нашествии монголо-татар, шведов и тевтонцев на Русь и борьба русского народа с врагами, образы знаменитых полководцев Александра Невского, Дмитрия Донского ( История Отечества 6,11 кл.). Так, говоря об Александре Невском, как герое Руси, использую фрагменты фильма «Александр Невский», «Повесть о житии Александра Невского», стихотворение К. Симонова «Ледовое побоище».
«Не могу видеть вас побежденными, не могу этого терпеть, хочу с вами ту же общую чашу испить и тою же смертию умереть, за святую веру христианскую! Если же умру, то с вами, если спасусь – то с вами!» - слова Дмитрия Донского перед Куликовской битвой не оставляют равнодушными ребят. Сообщения, презентации, фрагменты видеосюжетов и фильмов способствуют эмоциональному восприятию, а это усиливает такое чувство, как гордость за победы своих предков. Сочувствие, сопереживание, понимание цены победы усиливается, когда ребята не просто знакомятся с событиями по тексту учебника, а работают с документом (например, на уроках сопоставляют отрывки описания битвы по произведениям Куликовского цикла: «Сказание о Мамаевом побоище», поэма «Задонщина», летописная «Повесть о Куликовской битве».
Изучая период Смутного времени (7,11 кл.), акцентирую внимание на дате: 1612 год. Участники народного ополчения: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – сплотили русский народ, тем самым не дав польским интервентам захватить Россию. Это событие вошло в ранг официального праздника - 4 ноября «День народного единства». С точки зрения воспитания нравственности это позволяет сформировать сплоченность, коллективизм, ответственность. С точки зрения формирования гражданственности воспитывает понятие целостности общества, единства. Ребятам и самим интересно готовить сообщения, презентации об отдельных исторических личностях. В завершении такой работы прошу сделать вывод о вкладе этого человека в историю и определить, считают ли ребята данного человека патриотом. Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма. Этому способствует применение таких методов, как обсуждение, работа с источниками, включение в урок отрывков из оперы М. Глинки «Иван Сусанин», обращение к трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».
Большое воспитательное воздействие несут на себе также уроки по темам « Отечественная война 1812 года» и «Великая Отечественная война 1941-1945гг.». Для современных школьников эпоха Великой Отечественной войны – далёкое прошлое. Времени для изучения этой темы по программе отводится очень мало и поэтому эмоциональное восприятие, дискуссионные вопросы я выношу на уроки-конференции, внеклассные мероприятия.
Ведется и внеклассная работа по патриотическому воспитанию.
В рамках работы гражданско-патриотического направления во внеурочное время проводим следующие мероприятия:
- Литературно-музыкальный вечер «Сила духа и ратный подвиг русского воинства»;
- патриотические часы «День неизвестного солдата» и «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»;
- классные часы, посвященные «Дню Конституции Российской Федерации» и «Великим героям Отечества»;
- выставка рисунков «Мы помним! Мы гордимся!»;
- акции «Блокадный хлеб», «Помним! Чтим!», «Защитим память Героев», «Дорога к обелиску», «Сад Памяти», «Георгиевская ленточка», «Свеча Памяти», «Никто не забыт, ничто не забыто» «Обелиск»;
- квест «По следам Великой Отечественной».
Большую роль в воспитании патриотизма и гражданственности играют уроки и мероприятия, посвященные Дню Победы. В ходе подготовки к этой дате дети проникаются чувством сопричастности к прошлому, состраданием, уважением к подвигу нашего народа. Каждый год в День Победы обучающиеся школы приходят к памятнику павшим воинам, где принимают участие в торжественном митинге, возлагают цветы, рассказывают стихи, стоят в почетном карауле. После митинга поздравляем детей войны и тружеников тыла с праздником.
Таким образом, на уроках истории и во внеурочное время делаю всё возможное, чтобы обучающиеся нашей школы стали достойными гражданами своего Отечества. А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев пишут «Важно, чтобы молодые люди усвоили, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных целей в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству – тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут». Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор
консолидации всего общества, является источником и средством духовного,
политического и экономического возрождения страны, её государственной
целостности и безопасности.
Как известно, гражданами не рождаются, ими становятся, и без знания истории своего Отечества, прошлого своего народа нельзя воспитать патриота и гражданина.
Покотыло Н.С. – учитель истории
МБОУ Новосельской СОШ Купинского района
Литература
1. Ардашева Л.В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С. 24–30.
2. Клепиков В.Н. Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С. 44–50.
3. Тараканова В.В. Патриотическое воспитание в молодежной среде. Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственный мир современного российского
общества проблемы формирования и защиты» / Отв. ред. А.А. Огарков и др. М.: Глобус, 2009. С. 276–280.
4. Шамсутдинова Р.И. Нравственно-патриотическое воспитание на уроках литературы // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 3. С. 57–60.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Этно-экологическое воспитание на уроках биологии и во внеурочное время"
Сегодня трудно найти человека, которого не волновало бы будущее нашей планеты. К главной проблеме, волнующей наше общество, относится охрана и сохранение окружающей среды, физическое и духовное ...
Гражданское и патриотическое воспитание на уроках физики и во внеурочное время.
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного ч...
Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны
«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и во внеурочное время
Результаты педагогической деятельности...
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и во внеурочное время
опыт работы, презентация, к выступлению на ЕМД, гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время...
Воспитание патриотизма как необходимой составной части государственного мироустройства и общественного сознания учащихся на уроках истории и во внеурочное время.
Воспитание патриотизма у обучающихся - это стратегия образования и воспитания . На уроках с целью воспитания патриотизма я рассказываю о героях Великой Отечественной войны, героях - земляках и в...
Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности-выступление на ШМО
Основой духовного единства государства во все времена был и остается патриотизм. Великий русский писатель Н.Г. Чернышевский подчеркивал, что историческое значение каждого человека измеряется его...